Вступление. Мотивация обучения английскому языку.
Тема над которой работает школа – оптимизация учебного процесса. Одним из аспектов этой проблемы является мотивация. Мотивация на уроках английского языка – это важнейший фактор, определяющий личностные результаты обучающихся. Нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Учитель может лишь влиять на мотивацию, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.
Нетрадиционные формы урока английского языка являются одним из эффективных путей повышения интереса учащихся к английскому языку. Сама подготовка к такому уроку активизирует познавательную деятельность учащихся, стимулирует их самостоятельность в поисках нужной информации, дает учащимся возможность оценить свой уровень владения английским языком, применить знания и умения в новой ситуации.
Нетрадиционные формы обучения. [Приложение 1]
1. В начальной школе во 2 классе в конце учебного года я проводила итоговое занятие "День рождения куклы Алисы" на базе нового УМК Биболетовой М.З. и др. "Английский с удовольствием". Главными героями были дети в костюмах куклы Алисы и ее друзей – Красной Шапочки и Незнайки. На этом занятии дети показали свои знания английского языка, полученные за 1ый год обучения, в виде игры. На занятии присутствовали родители учеников и администрация гимназии, которые дали положительную оценку проведенному мероприятию.
2. Интересной формой обучения английскому языку являются экскурсии. Эту форму я использовала при изучении темы "Путешествие". Можно было ограничиться простым заданием: "Расскажите о городах России" или "Расскажите о городе, где вы побывали". Я пошла немного другим путем – предложила реальную ситуацию своим ученикам - поездку в Санкт-Петербург, а экскурсию по достопримечательностям подготовили и провели сами. Каждый выбрал известную достопримечательность Петербурга и собрал материал о ней. Чтобы легче было систематизировать весь материал, я предложила оформить его в виде викторины на английском языке. Были составлены вопросы о достопримечательности и даны варианты ответов к нему.
В весенние каникулы мы съездили в Санкт-Петербург и осуществили наши планы.
3. В 6-х классах обучающиеся с удовольствием писали мини-сочинения о своих питомцах, о любимой одежде, о магазинах, в которые они любят ходить. Таким образом, дети не только обобщали знания по теме, но и учились выполнять одно из самых трудных заданий ЕГЭ по английскому языку – написать эссе.
4. В старших классах, для привития интереса к языку и расширения знаний по географии, истории, культуре страны изучаемого языка, я использую дополнительную информацию по страноведению. Формой, которая способствует расширению и систематизации знаний, являются проекты о праздниках англоязычных стран: "New Year Around the World"; "Christmas in Australia"; "St.Valentine's Day". Учащимся были даны статьи из журнала "Speak Out", которые они использовали для создания проектов, т.е. нужно было прочитать и перевести статью, сократить ее, найти соответствующий материал в интернете и все оформить в виде презентации с помощью программы Power Point и подготовить выступление.
5. Работая по теме "British Writers" в 9 классе, я вначале дала задание найти в интернете фотографии об английских писателях и дать небольшой комментарий к ним. Больше всего ребята нашли фотографий о Шекспире. Было очень интересно узнать подробности о биографии и творчестве Вильяма Шекспира, а затем возникла идея создать презентацию под заголовком "Shakespear's World". Эта презентация знакомит с интересными фактами биографии Шекспира во время его пребывания в Стратфорде-на-Айвоне.
6. Но самым интересным мероприятием на английском языке за прошедший учебный год был фестиваль песен на английском языке - "Гимназическое Евровидение". В конкурсе участвовали учащиеся разных классов, которые искали песни, фонограммы, так же нужно было подготовить презентацию страны, которую представляли ученики, нарисовать флаг. Ребята выступали сольно, дуэтами и группами. Многие участники инсценировали свои выступления, использовали подтанцовку и даже создавали себе имидж, используя грим и костюмы. Интересным было завершение конкурса: все участники получили сладкие призы. Сам фестиваль закончился песней группы "Queen" – "SHOW MUST GO ON", которую пел весь зал. Как ученики, так и учителя получили колоссальный опыт и знания.
7. В наше время, когда компьютеры и интернет стали такими же обыденными, как телевизор, учителю иностранного языка стало легче работать, т.к. к уроку можно найти множество материала. Работая по УМК Афанасьевой О.В. в 8-х классах, я давала задания ученикам подготовить видеоматериал по темам. Например: при изучении темы "Visiting the USA" (Unit 1), ребята подготовили сообщения о Вашингтоне и его достопримечательностях. Работая по теме "Living Things Around Us" (Unit 3), я дала задание написать сообщение "Растения – символы англоязычных стран". Выполняя данное задание, ребята узнали много интересного о символах. Например, почему в Уэльсе два символа: лук-порей и голубь. [Приложение 1]
8. На своих уроках я так же использовала и другие нетрадиционные формы обучения:
1. Картотека певцов англоязычных стран "Music – the Soundtrack of our Lives".
2. Проект "London Museums".
3. Неделя английского языка "Flags and Nations"
4. Брейн-ринг "Australia"
5. Игра "Счастливый случай" (по теме "Британия" 9 класс)
6. Открытые уроки:
1) конкурс плакатов "The Environment and the Man",
2) "Экскурсия по Лондону".
3) учебная встреча в 5 классе по теме "Квартира" (итоговое занятие за I полугодие по УМК Афанасьевой О.В.)
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы: дети будут с удовольствием изучать английский язык, если учитель любит свою работу, если он сам с интересом читает английские книги, журналы, газеты, использует интернет ресурсы, осваивает новые программы и современную методику. Профессия учитель не терпит равнодушия. Не зря говорят, что учителю иногда мало 24 часов в сутках.
Подводя итог, мне вспомнились слова писателя Каверина В.А.: "То strive, to seek, to find, and not to yield" - "Бороться и искать, найти и не сдаваться".