Цели и задачи урока: раскрыть понятие страха, дать определение страха, показать, как страх отображается на теле человека и как влияет на его поведение, выявить наиболее типичные страхи у подростков, научить преодолевать страх.
Форма урока – интегративный урок. Проведен учителем обществознания совместно с педагогом-психологом школы.
Оборудование урока - интерактивное оборудование, программное обеспечение, карточки с заданием, барабан
Межпредметные связи – обществознание, психология
Учитель обществознания:
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что же такое страх. Давайте вспомним
- Что представляет собой страх? (Страх - это аффективное состояние ожидания человеком какой-либо грозящей ему опасности).Слайд №2.
- Какие измерения имеет страх? (Биологическое, социальное, психологическое, культурное, историческое)
На сегодняшнем уроке вместе с педагогом -психологом школы мы с вами раскроем понятие страха, покажем как страх отражается на теле человека и как влияет на его поведение. Слайд №3.
И самое главное будем учиться побеждать страх.
Педагог-психолог:
Нелегко найти человека, который никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, удивление, гнев, печаль. Но при чрезмерной податливости страху меняется поведение человека. Он становится неуверенным в себе, а иногда страхи представляют собой “кладбище” несбывшихся надежд человека.
Страх – это эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида, направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Слайд №4.
Чего обычно боятся люди? Педагог-психолог раздает карточки и предлагает в течение трех минут записать как можно больше вариантов окончаний к предложениям: “Школьники обычно боятся...”, “Взрослые обычно боятся...”, “Учителя обычно боятся...”. Слайд №5.
Обратите внимание на то, как ведет себя наше тело в момент, когда мы напуганы или нам очень страшно, и мы испытываем чувство страха и ужаса... Слайды № 6 и № 7.
Затем психолог предлагает выйти к доске самым “смелым” подросткам (6 человек),раздает им карточки с заданиями, просит показать страх глазами, ртом, телом, звуками “А”, “Б”, “В”, фразами “Доброе утро”, “Что сегодня на обед?”.
Одному из учеников предлагается придумать какой-нибудь типичный страх школьника и простучать его на барабане, а остальным — догадаться, какой страх был задуман.
С детства нас учат, что страх – это признак слабости. Идеалом детей становятся именно бесстрашные герои различных сказок, способные и дракона победить, и с несправедливостью бороться. А отрицательным персонажам остаётся только бояться, дрожать, испытывать страх перед расплатой. На протяжении многих столетий это чувство считалось недостойным уважаемого человека, однако...
“Мы все предрасположены к этой болезни – естественная реакция наших далёких предков на окружающий мир, таинственный, опасный, непонятный! Мы несём её в своих генах. Но одни воюют со страхом всю жизнь и побеждают, а другие сдаются ему – сразу или постепенно. <...>Человечество безгранично богато, прекрасно и мудро, и мешает ему быть счастливым только одно – страх”.
Братья Вайнеры, “Лекарство против страха”. Слайд №8.
Действительно, на протяжении тысячелетий этот механизм работает в каждом из нас. Надо думать, что если бы это чувство не было необходимо для сохранения человека в этом сложном, многообразном и постоянно меняющемся мире, то природа позаботилась бы о его исчезновении из нашей жизни.
Некоторые источники пишут, что именно страх смерти, трансформировавшийся в осознание конечности своего существования, заставил первобытного человека привнести в свою жизнь ритуалы. А те, в свою очередь, нивелируя страхи, копили и консервировали культурную жизнь на каждом этапе развития человека.
Отсутствие страха – глупость, перманентный страх – глупость вдвойне.И. Шевелев. Слайд №9.
Если вдуматься, то страх – это естественное состояние, спасающее нам жизнь в критических ситуациях, сохраняя и защищая нас. Считается, что страх вызывается неизвестной опасностью, которую до сих пор человек ещё не встречал, и эту новую опасность надо пережить, получить опыт, который в дальнейшем поможет избежать подобных ситуаций или выходить из них с наименьшими потерями.
И тут организм сам включает необходимые функции. В стрессовых состояниях, в шоковой ситуации, при ощущении опасности начинает активно вырабатываться гормон адреналин, который усиливает и учащает сердцебиение, вызывает сужение сосудов мускулатуры, брюшной полости, слизистых оболочек, расслабляет мускулатуру кишечника и расширяет зрачки. То есть всеми способами наше тело мобилизует силы призванные защитить собственную жизнь.
Страху свойственно преувеличивать истинное значение факта.
В.Гюго. Слайд №10.
Существует ещё поговорка: “У страха глаза велики”, смысл которой можно интерпретировать по-разному. Кроме того, что под влиянием адреналина увеличиваются зрачки и глаза кажутся больше, в состоянии страха отключается логическое мышление. Окружающая действительность дорисовывается воображением до фантастических размеров и вариаций.
Когда мы боимся потерять в этой жизни что-то крайне важное, то любое грубое слово, чей-то случайный поступок, простое стечение обстоятельств заставляет нервничать, переживать тревогу, испытывать страх, дорисовывая в нашем воображении к грубому слову враждебный умысел, в случайном поступке мы начинаем видеть угрозу своему существованию. А случайное стечение обстоятельств воспринимается как порча или сглаз со стороны окружающих недоброжелателей.
Если хочешь ничего не бояться, помни, что бояться можно всего.
Сенека Старший. Слайд №11.
Наблюдения учёных привели к выводу, что не только страх изменяет состояние нашего организма и внутренних органов, но существует и обратный процесс. То есть вначале окружающая среда вызывает соответствующие реакции у нашего тела, а мы впоследствии “называем” своё состояние тем или иным именем. Ещё в XVII веке Рене Декарт говорил, что неправильно говорить, что человек убегает от волка, потому что боится, а правильно говорить, что человек боится, потому что убегает.
Сегодня в качестве примера американские психологи предлагают улыбнуться, а потом подумать о чём-то страшном, после чего прислушаться к своему внутреннему состоянию. Считается, что две противоположные эмоции – страх и радость – нейтрализуют друг друга, а значит, и бояться вы будете меньше.
Страх существует столько же, сколько существует человечество. Страх мешает нам рационально мыслить. Однако, он не отделим от нас, т.к. подконтрольный страх приносит больше пользы, чем разрушения.
Всегда считалось, что осторожность – лучшая часть мужества.Слайд №12.
Учитель обществознания:
В то же время ситуация опасности заставляет человека мобилизовать весь потенциал, чтобы найти выход из положения, вызвавшего страх. Страх – это своеобразный информатор или сигнализатор , организующий внутренние силы человека на борьбу с опасностью.
Как вы считаете, право ли высказывание: “Смелый человек – это тот, кто не испытывает страха” или “Тот, кто сумел победить его”?
Вспомним синонимы к слову “смелость”. (Храбрость, отвага, мужество, бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность). Слайд №13.
Жизнь полководца Суворова является примером решительности и мужества. Слайд №14.
И в мирной жизни во многих профессиях, связанных с риском смелость- это необходимое качество. (Водолаз, пожарный, полицейский, и др.)
Но и для любого человека это качество не менее важно. Люди по-разному проявляют себя перед лицом страха.
“Все одинаково боятся. Только один весь раскисает, а другой держит себя в руках. И видишь: страх-то остается всегда один и тот же, а умение держать себя от практики все возрастает:отсюда и герои и храбрецы”. А.И. Куприн. Слайд №15.
Вспомните пословицы и поговорки о страхе и преодолении его. Слайд №16.
В заключение нашего урока я хочу прочитать стихотворение А.А.Ахматовой “Мужество”. Подумайте, почему в страшные для Родины минуты особенно ценны свобода и сохранение родного языка?
Домашнее задание: параграф 20, в рабочей тетради выполнить задание к параграфу 20. Слайд №17.