Цель:
- Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.
- Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети - проблеме целесообразности применения наказаний.
- Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. “Розгой в могилу ребёнка не вгонишь, а калачом не выманишь”, “Люби сына жезлом”, “Ненаказанный сын – бесчестье отцу”. “Кулаком да в спину- то и приголубье сыну”.
В настоящее время существует две позиции отношения к наказаниям “за” и “против”.
(Подвести итог письменного опроса родителей по этой теме)
Позиция “за” наказания: их надо использовать, так как ребёнок делает всё назло, не понимает слов, а как только его шлёпнут, сразу понимает.Не зря наказания использовали раньше.
Вероятно, вы замечали, что дети используют опыт родителей в играх и собственных суждениях?
Пример: рассматривая на занятии предметные картинки, дети видят ремень для брюк, на мой вопрос для чего нужен этот предмет, многие дети сразу ответил - бить по попе.
Комментарий юриста
В1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. Согласно требования Конвенции и нормативно-правовым документам РФ, ребёнок имеет право на защиту от физического, психического насилия, оскорбления или злоупотребления. Ударить ребёнка – значит нарушить его права. Унижение достоинства ребёнка может привести к серьёзному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действия, говорить ребёнку не “Ты плохой”, а “Ты сделал плохо”, не “Ты жестокий”, а “Ты поступил жестоко”. Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребёнка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.
Позиция “Против наказаний”
Л.Н. Толстой писал: “Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают... Желание наказать есть желание мести”.
Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность найти разумный способ воздействия на ребёнка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что ребёнок теряет веру в свои силы и уважение к себе, т.е. то, что позволит ребёнку быть успешным в дальнейшей жизни. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, лживыми и жестокими, дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. Дети перестают уважать старших, испытывают чувство мести, страх.
Психоневрологи считают: Болевые методы, не оправдавшие себя даже в уголовном наказании, не помогают при воспитании детей.
Суть воспитания сегодня – создание у ребёнка сложной системы тонких дифференцированных навыков труда, учебной работы, поведения. Ребёнка проще обучить бытовым и трудовым навыкам, не наказывая за ошибки, а мягко поправляя, т.к., боясь наказания, человек чаще всего совершает ошибку. Сегодня оружие воспитателя – доброе слово, помощь, поддержка.
Вопрос к родителям:
- В чём, по-вашему, заключается вред запугивания ребёнка?
Часто взрослые не выполняют обещаний, и ребёнок привыкает к угрозам. Использование угроз и запугиваний приводит к появлению детских страхов, тревожности. Ребёнок начинает бояться темноты, одиночества, врачей.
Психологи посвятили много исследований самоанализу человека, т. е. самооценке. Самооценка сильно влияет на судьбу человека. Так, дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее успешны во взрослой жизни. Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребёнка и зависят от того, как с ними обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Ребёнок воспринимает себя таким, каким его видят другие. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания. Каждый ребёнок ждёт подтверждения, что он - хороший, что его любят, что он может справиться с любыми делами. По мнению учёных, эмоциональный комфорт ребёнка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений. Исследования психологов свидетельствуют, что чувства, сформированные в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей. Формирующееся отношение ребёнка к другим людям определяется, прежде всего отношением к нему самому родных и близких в семье.
Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, вызывать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда. Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись и без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребёнка.
У ребёнка в возрасте от 3 до 5 лет затормозить реакцию с помощью наказания удаётся только в 47% случаев. Поощрение, например, когда он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания от раза к разу слабеет, и в этом заключается его недостаток. Установлено, что запрет действует лишь в том случае, если он используется до того, как ребёнок хотя бы однократно осуществил запрещаемое действие. Если он проделал это действие , например взял предмет, который брать запрещено, то в дальнейшем даже полный запрет и наказание подавляют эту реакцию только частично и не во всех случаях. Однократное наказание не может угасить действие системы условных рефлексов. Педагогам и родителям приходится постепенно усиливать свои меры наказания, и это травмирует нервную систему ребёнка. Брать слово с ребёнка также ненадёжное воспитательное средство. Если у него нет навыков самостоятельных занятий, то, сколько обещаний он не даст, выполнить их всё равно не сумеет. Этот метод лишь подрывает веру ребёнка в свои силы.
Ситуация для анализа
Четырёхлетний Алёша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол, После того как мальчик “отбыл наказание”, отец спросил его:
- Будешь ещё так делать?
- Нет, - ответил малыш.
- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.
- Да, за то, что кашлял.
Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания, применения эффективных, по их мнению, наказаний.
К педагогически оправданным наказаниям относятся:
Замечания, сделанные так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка;
Выговор – серьёзно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
Лишение ребёнка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых передач, лакомства, но важно, чтобы он знал, за что наказан.
Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребёнком не общаются близкие люди. Игнорировать ребёнка можно не более нескольких минут. Недопустимо наказывать трудом, труд должен быть радостью. Можно использовать “метод естественных последствий”: насорил – убери за собой. Полезно дать понять ребёнку, что он сам страдает от своего непослушания. Вовремя не убрал игрушки – меньше времени на занятие любимым делом. Недопустимо злоупотреблять запретами, это вызывает стремление противодействовать им. Рекомендуется отвлечь малыша. Так, маленькому ребёнку можно напомнить, что он хотел рассказать о чём-то, предложить заняться вместе чем-нибудь. Но если и это не помогает надо набраться терпения и не реагировать на его капризы. Здесь важно, единство требований со стороны всех взрослых: стоит одному из них проявить слабость и разрешить сделать то, за что ругали, как весь эффект наказания будет нулевым.
Подведём итог нашей беседы. Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, учитывать при этом мотив поступка и возрастные особенности ребёнка. Не спешите с выводами, не унижайте ребёнка, не кричите на него. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.
- Основанием могут быть только безнравственные поступки: отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды, грубость и др.
- Чтобы наказание осознавалось ребёнком, оно должно быть справедливым.
- Следует учитывать срок давности проступка. Наказан – прощён, о старых проступках – ни слова.
- Нельзя наказывать ребёнка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время занятий, во время игры.
- Нельзя наказывать, когда у ребёнка что-то не получается, но он старается.
- Наказание не должно вредить здоровью.
- За один проступок – одно наказание.