Деятельностный подход на уроке окружающего мира по теме "Вода и ее свойства"

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе; способствовать развитию умения сравнивать свойства воды и воздуха.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы, используя дополнительные источники информации (словарь учебника, хрестоматию, интерактивную доску).
  • Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, следовать точным инструкциям учителя; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
  • Коммуникативные: выдвигать предположения и доказывать их; совместно искать ответы на поставленные вопросы.

Личностные: осознают необходимость бережного отношения к природе.

1. Организационный момент:

Прозвенел звонок веселый
Начинаем наш урок.
Любознательные дети
Хотят знать про все на свете.
А пока проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжки и тетрадки?

2. Сообщение темы и цели урока:

- Ребята, предлагаю вашему вниманию прослушать звуковую композицию, а после определить тему нашего урока. Закройте глазки и внимательно вслушайтесь в звуки.

Слушают звуковую композицию

Что услышали? (море, дождь...)

Что объединяет эти звуки? (связано с водой)

Попробуем определить тему нашего урока...

ВОДА ...

Обратите внимание на запись темы, что вас настораживает? (многоточие)

Что означает? (есть продолжение)

Более точно определить тему урока и сформулировать цели поможет наша любознательная гостья – капля воды.

На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
“А туман – это я?
А ледок – это я?
А ручей, океан – это я?
Для чего всем нужна я?
Есть ли польза во мне?
Есть ли тайна... моего состоянья?

- Ребята, что интересует капельку? (туман и вода – это одно и тоже? Лед и вода – одно и тоже?)

- Капельку интересует: может ли вода быть туманом и льдом, т.е. какими свойствами обладает вода.

- Дополним тему нашего урока...(вода и ее свойства)

- Ребята, давайте определим цель нашего урока? (Какими свойствами обладает вода? Для чего нужна вода? Какова польза воды? Какие бывают состояния воды?)

- Ребята, определите тип нашего урока? (урок изучения нового материала)

3. Формирование новых знаний

- Действительно, сегодня мы должны раскрыть тайны воды, и тайна действительно есть. Исследования знаменитого японского ученого Масару Эмото показывают, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Форма кристаллов льда, которые образуются при замерзании воды, не только зависит от ее чистоты, но и от того, какие звуки и музыка окружают воду, какие слова слышит вода, и даже от того, думают люди о ней или не обращают на нее внимания. Поэтому и формы кристаллов можно встретить различные.

- Как считаете, легко ли было ученым прийти к таким выводам?

- Сегодня вам предстоит побыть учеными и определить свойства воды.

- А в хода опыта необходимо соблюдать правила.

  • Работай в мини-группе.
  • Чётко следуй инструкциям
  • При выполнении опыта будь аккуратным.

- Первые два опыта мы выполним вместе, почему? (будем учиться), остальные опыты – самостоятельно.

- Объединяемся в мини-группы (по 4 человека)

ОПЫТ 1. - Работаем по инструкции на розовом фоне.

ОПЫТ 2. - Работаем по инструкции на желтом фоне.

- Какая группа может подробно прокомментировать и продемонстрировать работу со 2 опытом.

При любом опыте или исследовании, нюхать нужно правильно. Для этого держим сосуд на расстоянии 20 см, и движением руки направляем поток воздуха в свою сторону. Существуют вещества, которые имеют резкий запах, и можно обжечь носовую полость.

Физ. минутка

- Ребята, следующая часть исследовательской работы – самостоятельная. Вы все работаете с инструкцией на оранжевом фоне. Проводите свой опыт.

  • 1 группа – опыт 3
  • 2 группа – опыт 4
  • 3 группа – опыт 5
  • 4 группа – опыт 6
  • 5 группа–опыт 7
  • 6 группа – опыт 8

4. Самостоятельная исследовательская работа

Представьте и прокомментируйте свои исследования.

Все заполняют капельки по мере обсуждения

- Ребята, восемь свойств воды мы раскрыли. Но есть еще одна капелька! Чтобы ее заполнить нам поможет личный опыт: ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ С РЕКОЙ С НАСТУПЛЕНИЕМ МОРОЗОВ? (замерзнет)

- Запишем это свойство на 9 капельке.

- Итак, какие свойства мы открыли?

5. Закрепление пройденного материала:

- Закрепить полученные в ходе опыта свойства нам поможет самостоятельная работа.

- Рассмотрите задание на белом листке. Прочитайте задание. (Соедините картинку и свойство воды)

Работа с листками.

- Организуем взаимопроверку. Обменяйтесь работами с соседней группой.

- Проверим и оценим по какому критерию? Что будем оценивать? (правильность)

- Оцените работу группы, используя оценочную шкалу. Верните листы с заданиями.

- Встаньте те группы, которые получили высший результат. Оцените сами свою работу.

- Вернемся к капельке, на какие вопросы мы помогли ей ответить. (А ледок это я? А туман – это я? Тайны состояния)

Какие еще вопросы интересуют капельку? (А ручей, океан - это я?)

- Что бы вы ответили капельке? Так, где живет капелька? (в луже, море, океане)

- Ребята, но наша гостья уверяет, что воды на Земле одновременно и много, и мало. Что она имеет в виду, разве может быть такое?

- Если мы обратимся к глобусу, какое соотношение земли и воды увидим? (воды больше) И вода находится не только на поверхности земли, но и под землей. ВОДЫ МНОГО!

НО ЧТО ЗНАЧИТ МАЛО? (ответы детей)

- Её много в морях и океанах, но морская вода солёная, и непригодная для питья. Пресной воды, которую можно пить значительно меньше, и она с каждым годом сокращается.

- А по какой причине? (загрязнения)

- Как человек может помочь в сохранении запасов воды?

- А в чём содержится вода? (в пище, питье)

- Вода содержится в большинстве живых организмов. Живой организма постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Без воды нельзя жить.

- Какую пользу приносит вода?

- Можно сказать, что вода не только поит, но ещё и кормит - по морям и днём и ночью плывут тысячи судов, которые везут различные грузы и пассажиров. Вода – самая большая и удобная дорога.

- Ребята, на какие вопросы мы помогли ответить капельке?

6. Итог урока

- Урок подходит к завершению, подведем итог. Достигли мы цели сегодняшнего урока, что нового вы узнали?

7. Рефлексия. Оценим свою работу на уроке, прокомментируйте.

8. Домашнее задание