Цель: создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе; способствовать развитию умения сравнивать свойства воды и воздуха.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.
Метапредметные:
Познавательные УУД: различать изученные
объекты и явления живой и неживой природы;
проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы на основе их существенных
признаков, составлять таблицы, используя
дополнительные источники информации (словарь
учебника, хрестоматию, интерактивную доску).
Личностные: осознают необходимость бережного отношения к природе.
1. Организационный момент:
Прозвенел звонок веселый
Начинаем наш урок.
Любознательные дети
Хотят знать про все на свете.
А пока проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжки и тетрадки?
2. Сообщение темы и цели урока:
- Ребята, предлагаю вашему вниманию прослушать звуковую композицию, а после определить тему нашего урока. Закройте глазки и внимательно вслушайтесь в звуки.
Слушают звуковую композицию
Что услышали? (море, дождь...)
Что объединяет эти звуки? (связано с водой)
Попробуем определить тему нашего урока...
ВОДА ...
Обратите внимание на запись темы, что вас настораживает? (многоточие)
Что означает? (есть продолжение)
Более точно определить тему урока и сформулировать цели поможет наша любознательная гостья – капля воды.
На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
“А туман – это я?
А ледок – это я?
А ручей, океан – это я?
Для чего всем нужна я?
Есть ли польза во мне?
Есть ли тайна... моего состоянья?
- Ребята, что интересует капельку? (туман и вода – это одно и тоже? Лед и вода – одно и тоже?)
- Капельку интересует: может ли вода быть туманом и льдом, т.е. какими свойствами обладает вода.
- Дополним тему нашего урока...(вода и ее свойства)
- Ребята, давайте определим цель нашего урока? (Какими свойствами обладает вода? Для чего нужна вода? Какова польза воды? Какие бывают состояния воды?)
- Ребята, определите тип нашего урока? (урок изучения нового материала)
3. Формирование новых знаний
- Действительно, сегодня мы должны раскрыть тайны воды, и тайна действительно есть. Исследования знаменитого японского ученого Масару Эмото показывают, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Форма кристаллов льда, которые образуются при замерзании воды, не только зависит от ее чистоты, но и от того, какие звуки и музыка окружают воду, какие слова слышит вода, и даже от того, думают люди о ней или не обращают на нее внимания. Поэтому и формы кристаллов можно встретить различные.
- Как считаете, легко ли было ученым прийти к таким выводам?
- Сегодня вам предстоит побыть учеными и определить свойства воды.
- А в хода опыта необходимо соблюдать правила.
- Работай в мини-группе.
- Чётко следуй инструкциям
- При выполнении опыта будь аккуратным.
- Первые два опыта мы выполним вместе, почему? (будем учиться), остальные опыты – самостоятельно.
- Объединяемся в мини-группы (по 4 человека)
ОПЫТ 1. - Работаем по инструкции на розовом фоне.
ОПЫТ 2. - Работаем по инструкции на желтом фоне.
- Какая группа может подробно прокомментировать и продемонстрировать работу со 2 опытом.
При любом опыте или исследовании, нюхать нужно правильно. Для этого держим сосуд на расстоянии 20 см, и движением руки направляем поток воздуха в свою сторону. Существуют вещества, которые имеют резкий запах, и можно обжечь носовую полость.
Физ. минутка
- Ребята, следующая часть исследовательской работы – самостоятельная. Вы все работаете с инструкцией на оранжевом фоне. Проводите свой опыт.
- 1 группа – опыт 3
- 2 группа – опыт 4
- 3 группа – опыт 5
- 4 группа – опыт 6
- 5 группа–опыт 7
- 6 группа – опыт 8
4. Самостоятельная исследовательская работа
Представьте и прокомментируйте свои исследования.
Все заполняют капельки по мере обсуждения
- Ребята, восемь свойств воды мы раскрыли. Но есть еще одна капелька! Чтобы ее заполнить нам поможет личный опыт: ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ С РЕКОЙ С НАСТУПЛЕНИЕМ МОРОЗОВ? (замерзнет)
- Запишем это свойство на 9 капельке.
- Итак, какие свойства мы открыли?
5. Закрепление пройденного материала:
- Закрепить полученные в ходе опыта свойства нам поможет самостоятельная работа.
- Рассмотрите задание на белом листке. Прочитайте задание. (Соедините картинку и свойство воды)
Работа с листками.
- Организуем взаимопроверку. Обменяйтесь работами с соседней группой.
- Проверим и оценим по какому критерию? Что будем оценивать? (правильность)
- Оцените работу группы, используя оценочную шкалу. Верните листы с заданиями.
- Встаньте те группы, которые получили высший результат. Оцените сами свою работу.
- Вернемся к капельке, на какие вопросы мы помогли ей ответить. (А ледок это я? А туман – это я? Тайны состояния)
Какие еще вопросы интересуют капельку? (А ручей, океан - это я?)
- Что бы вы ответили капельке? Так, где живет капелька? (в луже, море, океане)
- Ребята, но наша гостья уверяет, что воды на Земле одновременно и много, и мало. Что она имеет в виду, разве может быть такое?
- Если мы обратимся к глобусу, какое соотношение земли и воды увидим? (воды больше) И вода находится не только на поверхности земли, но и под землей. ВОДЫ МНОГО!
НО ЧТО ЗНАЧИТ МАЛО? (ответы детей)
- Её много в морях и океанах, но морская вода солёная, и непригодная для питья. Пресной воды, которую можно пить значительно меньше, и она с каждым годом сокращается.
- А по какой причине? (загрязнения)
- Как человек может помочь в сохранении запасов воды?
- А в чём содержится вода? (в пище, питье)
- Вода содержится в большинстве живых организмов. Живой организма постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Без воды нельзя жить.
- Какую пользу приносит вода?
- Можно сказать, что вода не только поит, но ещё и кормит - по морям и днём и ночью плывут тысячи судов, которые везут различные грузы и пассажиров. Вода – самая большая и удобная дорога.
- Ребята, на какие вопросы мы помогли ответить капельке?
6. Итог урока
- Урок подходит к завершению, подведем итог. Достигли мы цели сегодняшнего урока, что нового вы узнали?
7. Рефлексия. Оценим свою работу на уроке, прокомментируйте.
8. Домашнее задание