Коррекционно-образовательные задачи:
- Закреплять правильное произношение звука “с” в словах.
- Развивать фонематический слух.
- Обучать звуковому и слоговому анализу слов.
- Закреплять согласование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ с существительными.
- Развивать внимание и память на материале предметных картинок.
Воспитательная задача: формировать умение работать в коллективе.
Место проведения: группа.
Оборудование: предметные картинки и игрушки со звуком “с”, рисунок моста через реку, пособия “Слоговые домики”, “Поезд”, “Волшебные часы”, символы звуков, кукла Соня, мягкая игрушка Сова, наборное полотно, магнитная доска, искусственная ель с прикрепленными к ней картинками.
Технические средства: магнитофон.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Инструкция: Сядет тот, кто назовет гласные звуки в слове:
домик, лиса, альбом, утка, аист, дубы, ива, кошка.
2. Введение в тему занятия.
Инструкция: Сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте прочитаем его: “Здравствуйте, ребята! Пишет вам девочка Соня. Меня украл злой Волшебник и спрятал в волшебном лесу. Помогите мне вернуться домой!”
Ну что, ребята, поможем Соне? Для этого нам надо пройти много испытаний и выполнить разные задания. Скажите, какой первый звук в имени Соня? (“с”). Этот звук будет сегодня вам помогать спасать девочку.
Логопед уточняет артикуляцию звука “с”, дети дают ему характеристику: согласный, твердый, глухой.
3. Игра “Поймай звук”.
Инструкция: Вы оказались в волшебном лесу. Сова – Умная голова покажет вам дорогу, если вы выполните ее задание: нужно хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук “с”:
сок, зайка, сани, шуба, квас, сова, коза, мышка, лиса.
Молодцы, ребята! Сова подсказала нам, куда идти дальше.
4. Игра “Построим мост”.
Инструкция: Теперь перед вами река. Что нужно сделать, чтобы перейти через нее? Вы узнаете это, если отгадаете загадку:
Я на том берегу,
Я на этом берегу,
Через речку перебраться
Я тебе помогу. (мост)
Есть ли звук “с” в слове “мост”? Посмотрите, какая елка стоит в нашей группе, а на ней висят разные картинки. Вы должны снять с елки картинки только со звуком “с” и построить из них на магнитной доске мост.
Дети снимают нужные картинки с елки и крепят на магнитной доске.
5. Игра “Запомни и назови”.
Инструкция: На речку опустился туман и закрыл все картинки, из которых построен мост. Вспомните их название. (Логопед закрывает доску с картинками непрозрачной белой тканью).
6. Игра “Рассели лесных жителей”.
Инструкция: Вы перешли речку и вышли к сказочным домикам.
В чистом поле теремочки,
Есть высокий, есть не очень.
Посели в них поскорей
Птичек, рыбок и зверей.
У вас на столах картинки лесных жителей. Сколько в слове частей, столько и этажей в теремке, в котором вы их поселите.
Дети по очереди выходят к наборному полотну, на котором расположены “Слоговые домики”(1-, 2-х и 3-х этажные), и ставят картинки в соответствии с количеством слогов.
Инструкция: Ребята, вы правильно выполнили задание, и Сова показала дорогу дальше, к волшебному поезду.
7. Игра “Поезд”.
Инструкция: Волшебный поезд подвезет вас, если вы правильно разместите пассажиров по вагонам (по месту звука “с” в названии игрушки из “Чудесного мешочка”).
Дети подходят к макету поезда с 3-мя вагонами, к которым прикреплены схемы слов с различной позицией звука С (начало, середина и конец слова), и кладут свои игрушки в нужный вагон.
8. Физкультминутка.
Инструкция: Мы немножко устали и, пока едем в поезде, можем отдохнуть.
Скажите, кто детеныш у совы? (совенок).
Давайте вспомним веселые стихи про совенка (логопед читает стихи, дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Озорной совенок жил,
Головой весь день крутил.
Влево,вправо повернул,
Ножку левую согнул,
Потом правую поднял,
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать,
Поднимать и опускать.
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Наклонился влево, вправо.
Хорошо на свете, право!
А потом гулять пошел
И друзей себе нашел.
9. Игра “Перейди через болото”.
Инструкция: Дальше поезд ехать не может, впереди болото. Нужно наступать только на те кочки, возле которых стоят предметы со звуком “с”.
Дети по очереди проходят болото, наступая только на кочки (пластмассовые зеленые круги), рядом с которыми стоят предметы, имеющие в своем названии звук С.
10. Игра “Волшебные часы”.
Инструкция: В волшебном лесу и часы волшебные.
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так.
Ты на стрелку посмотри
И картинку назови.
Скажите правильно о своей картинке МОЙ или МОЯ.
Логопед двигает стрелку на “Волшебных часах” - круге с разноцветными секторами, на которых размещены картинки со звуком С. Отвечает тот ребенок, у кого на столе квадратик того же цвета, что и сектор, на котором остановилась стрелка часов.
11. Итог.
Инструкция: Посмотрите, куда указывает стрелка часов? Злой Волшебник спрятал Соню в домик 3-х медведей. Вы прошли все испытания и спасли девочку! (Логопед достает из игрушечного домика куклу).
Соня говорит таким умным и дружным ребятам: “Спасибо!” и дарит контурные картинки на звук “с”. Вы их дома раскрасите и приклеите в свои тетрадки.