Логопедическое занятие с детьми 6-го года жизни "Звуки "л"–"р" изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворениях"

Разделы: Логопедия


Этап коррекционно-развивающей работы: Дифференциация звуков “Л” - “Р” изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении.

Коррекционно-образовательная цель: продолжать формировать умение дифференцировать звуки “Л” - “Р” изолированно, на уровне слога, слова, предложения, стихотворного текста на слух и в произнесении; закрепить понятия “первый звук”, “последний звук” в слове, “предложение”.

Коррекционно-развивающая цель: развивать фонематическое восприятие, слуховую память, музыкальный слух, общую моторику, интонационную выразительность речи, воображение, логическое мышление.

Воспитательная цель: формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Материал: аудиомагнитофон, микрофон, аудиокассета с записями детских песен, символы звуков “Л”, “Р”; дорожка с изображением нот (улица “Музыкальная”), дорожка с изображением капель дождя (улица “Дождливая”), ребристая дорожка (улица “Спортивная”), три бумажных дерева (покрыты ламинатом) (на кроне двух изображены вопросительный и восклицательный знаки (улица вопросов и ответов), продукты питания: морковь, мармелад, сыр, масло “Милора”, фруттела, пломбир, колбаса, молоко, лук, капуста. Три пакета, с прикреплёнными к ним буквами Л, Р. Два флажка, дуга, мяч, логопедический зонтик. Предметные картинки с изображением скорлупы, эскалатора, крыла, русалки, кораллов, Мурзилки, фломастеров, Карлсона, Дракулы, журнала, генерала.

Ход занятия

1. Сюрпризный момент.

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в страну Красивой речи.

Появляется инопланетянин Рол, он разговаривает на ролском языке.

Логопед: Здравствуй, Рол.

Дети здороваются.

Логопед: Ребята, к нам из космоса прилетел Рол. Он хочет попасть в страну Красивой речи и научится говорить на русском языке.

2. Описание артикуляции звуков “Л” и “Р”. Характеристика звуков. Изолированное произнесение звуков.

Логопед: Прежде чем отправиться в путь, давайте назовём согласные звуки в слове Рол.

Дети: “Р” и “Л”.

Логопед: Ребята, почему звук “Л” согласный?

Дети: Когда мы произносим звук “Л” широкий кончик языка находится за верхними зубами и отталкивается от них. Язык создает преграду для воздуха, поэтому звук “Л” согласный.

Логопед: На что похож звук “Л”?

Дети: На звук летящего самолёта.

Изолированное произнесение звука “Л”.

Логопед: Почему звук “Р” согласный?

Дети: Когда мы произносим звук “Р” широкий кончик языка находится за верхними зубами и дрожит. Язык создаёт преграду воздуху, который выходит изо рта, поэтому звук “Р” согласный.

Логопед: На что похож звук Р?

Дети: На звук работающего мотора машины.

Изолированное произнесение звука “Р”.

Логопед: Теперь мы можем отправляться в путь.

3. Дифференциация звуков “Л” - “Р” в слогах.

Логопед: Мы на улице “Музыкальная”. Ребята, давайте для Рола исполним песни на его родном языке.

Дети пропевают слоги: “ло”, “ро”; “ла”, “ра”; “лу”, “ру”; “лы”, “ры” на мотив детских песен: “Песенка Львёнка и Черепахи”, “Песенка мамонтёнка”, “Песенка кота Леопольда”.

Переключение со слога со звуком “Р” на слог со звуком “Л” происходит после смены условных обозначений звуков: изображение самолёта сменяет изображение машины.

Например, ребёнок начинает пропевать слог “ло” на мотив “Песенки мамонтёнка” (логопед в это время поднимает вверх изображение самолёта), но как только логопед поднимет картинку с изображением машины, ребёнок должен быстро переключиться и начать пропевать слог “ро” на тот же самый мотив.

4. Дифференциация звуков “Л” - “Р” в словах. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Ребята, Рол голоден, отправляемся в магазин за продуктами.

Дидактическая игра “Магазин”.

На столе находятся продукты: морковь, мармелад, сыр, масло “Милора”, фруттела, пломбир, колбаса, молоко, лук, капуста.

Логопед называет вместе с детьми все продукты.

Продукты, в названии которых есть звук “Л”, кладут в пакет с буквой Л. Продукты, в названии которых есть звук “Р”, кладут в пакет с буквой Р. Продукты, в названии которых есть звуки “Л” и “Р”, кладут в пакет с буквами Л и Р.

Дети раскладывают продукты по пакетам и объясняют свой выбор.

Дети используют полные ответы.

Логопед: Назовите овощи.

Дети: морковь, лук, капуста.

Логопед: Назовите молочные продукты.

Дети: молоко, сыр, масло “Милора”, пломбир.

Логопед: назовите мясные продукты: колбаса.

Логопед: Какой пакет мы отдадим Ролу?

Дети: Пакет, в котором лежат продукты, в названии которых есть звуки “Л” и “Р”, потому что в имени Рол есть оба звука.

5. Дифференциация звуков “Л” - “Р” в словах. Развитие слуховой памяти.

Координация речи и движений. Развитие общей моторики.

Логопед: Мы отправляемся на улицу “Спортивная”.

Дети идут по ребристой дорожке, направляясь к месту, где находится дуга, фитбол и флажки.

Дидактическая игра “Запомни и повтори”.

Дети повторяют ряд из 4 слов, одновременно выполняя упражнения на мяче (фитбол-гимнастика), упражнения с флажками или, пролезая под дугой.

Ряды слов:

  • Лак, лодка, работа, робот – упражнения с флажками
  • Лунтик, рыба, брошка, лампа – фитбол-гимнастика
  • Молоко, генерал, зеркало, Клара - дуга.
  • Журнал, клавиатура, луна, кораллы – фитбол-гимнастика
  • Карлсон, русалка, Гарфилд, Лара – дуга.

6. Дифференциация звуков “Л” - “Р” в словах – глаголах. Развитие воображения, логического мышления.

Дидактическая игра “Пантомима”.

Ребёнок показывает действие, а дети угадывают и называют это действие.

Логопед: Что он (она) делает?

Дети: играет.

Логопед: Что он делал?

Дети: Играл.

Аналогично отрабатываются глаголы:

  • Стирает – стирал.
  • Прыгает - прыгал.
  • Храпит – храпел.
  • Рычит – рычал.
  • Красит-красил.

7. Дифференциация звуков “Л” - “Р” в словах. Выделение первого и последнего звука в слове.

Логопед: Мы отправляемся на улицу “Дождливая”.

Логопед: Ребята, начинается дождь, Рол промокнет и погибнет. Чтобы закончился дождь, нужно выполнить следующее задание.

Рол стоит под зонтиком, на котором закреплены предметные картинки: скорлупа, эскалатор, крыло, Русалка, кораллы, Мурзилка, фломастеры.

Дидактическая игра “Назови первый и последний звук в слове”.

Дети дают полные ответы.

Рол благодарит детей. Все удивляются, что Рол произнёс несколько слов на русском языке.

8. Дифференциация звуков “Л” - “Р” в предложениях. Работа над интонационной выразительностью речи.

Улица “Вопросительная и восклицательная”.

На этой улице растут три дерева: вопросительное, восклицательное и дерево с предметными картинками: Карлсон, Дракула, крыло, журнал, генерал, кораллы.

1 вариант. Первый ребёнок “срывает” понравившуюся картинку и придумывает предложение со словом. Второй ребёнок должен запомнить это предложение и произнести его с вопросительной интонацией. Третий ребёнок произносит то же предложение, но уже с восклицательной интонацией.

2 вариант. Логопед предлагает детям готовые предложения, которые произносятся ими с заданной интонацией.

  1. Карлсон - лучший друг малыша.
  2. Птица повредила крыло.
  3. Дракула распугал всех малышей.
  4. Клара читает журнал.
  5. Генерал командовал солдатами.
  6. Кораллы очень красивы.
  7. Рома сел в моторную лодку.
  8. Владимир достал тетрадь.
  9. Рекс прыгнул на забор.
  10. Рол научился красиво произносить слова (задание для Рола).

9. Дифференциация звуков “Л” - “Р” в стихотворении. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Ребята, давайте научим нашего гостя красиво читать стихотворение на русском языке.

Совместное произнесение с Ролом стихотворения.

Рыболов

Рыболов, рыболов,
Расскажи про свой улов,
Карп ушёл и вся плотва мимо лодки проплыла.
Но зато нашёл сверло,
Доллар, Гарфилда, крыло,
Зеркало, журнал “Мурзилка”
И красивую копилку.
Где найти такой улов?
Где? В стране красивых слов.

После произнесения стихотворения дети называют слова, в которых есть два звука “Л” и “Р” (Рол помогает).

10. Подведение итога.

Логопед: Ребята, чему вы научились за время путешествия?

Ответы детей.

Рол благодарит детей за помощь в обучении русскому языку, преподносит детям подарки и прощается с детьми.