Этап коррекционно-развивающей работы: Дифференциация звуков “Л” - “Р” изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении.
Коррекционно-образовательная цель: продолжать формировать умение дифференцировать звуки “Л” - “Р” изолированно, на уровне слога, слова, предложения, стихотворного текста на слух и в произнесении; закрепить понятия “первый звук”, “последний звук” в слове, “предложение”.
Коррекционно-развивающая цель: развивать фонематическое восприятие, слуховую память, музыкальный слух, общую моторику, интонационную выразительность речи, воображение, логическое мышление.
Воспитательная цель: формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Материал: аудиомагнитофон, микрофон, аудиокассета с записями детских песен, символы звуков “Л”, “Р”; дорожка с изображением нот (улица “Музыкальная”), дорожка с изображением капель дождя (улица “Дождливая”), ребристая дорожка (улица “Спортивная”), три бумажных дерева (покрыты ламинатом) (на кроне двух изображены вопросительный и восклицательный знаки (улица вопросов и ответов), продукты питания: морковь, мармелад, сыр, масло “Милора”, фруттела, пломбир, колбаса, молоко, лук, капуста. Три пакета, с прикреплёнными к ним буквами Л, Р. Два флажка, дуга, мяч, логопедический зонтик. Предметные картинки с изображением скорлупы, эскалатора, крыла, русалки, кораллов, Мурзилки, фломастеров, Карлсона, Дракулы, журнала, генерала.
Ход занятия
1. Сюрпризный момент.
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в страну Красивой речи.
Появляется инопланетянин Рол, он разговаривает на ролском языке.
Логопед: Здравствуй, Рол.
Дети здороваются.
Логопед: Ребята, к нам из космоса прилетел Рол. Он хочет попасть в страну Красивой речи и научится говорить на русском языке.
2. Описание артикуляции звуков “Л” и “Р”. Характеристика звуков. Изолированное произнесение звуков.
Логопед: Прежде чем отправиться в путь, давайте назовём согласные звуки в слове Рол.
Дети: “Р” и “Л”.
Логопед: Ребята, почему звук “Л” согласный?
Дети: Когда мы произносим звук “Л” широкий кончик языка находится за верхними зубами и отталкивается от них. Язык создает преграду для воздуха, поэтому звук “Л” согласный.
Логопед: На что похож звук “Л”?
Дети: На звук летящего самолёта.
Изолированное произнесение звука “Л”.
Логопед: Почему звук “Р” согласный?
Дети: Когда мы произносим звук “Р” широкий кончик языка находится за верхними зубами и дрожит. Язык создаёт преграду воздуху, который выходит изо рта, поэтому звук “Р” согласный.
Логопед: На что похож звук Р?
Дети: На звук работающего мотора машины.
Изолированное произнесение звука “Р”.
Логопед: Теперь мы можем отправляться в путь.
3. Дифференциация звуков “Л” - “Р” в слогах.
Логопед: Мы на улице “Музыкальная”. Ребята, давайте для Рола исполним песни на его родном языке.
Дети пропевают слоги: “ло”, “ро”; “ла”, “ра”; “лу”, “ру”; “лы”, “ры” на мотив детских песен: “Песенка Львёнка и Черепахи”, “Песенка мамонтёнка”, “Песенка кота Леопольда”.
Переключение со слога со звуком “Р” на слог со звуком “Л” происходит после смены условных обозначений звуков: изображение самолёта сменяет изображение машины.
Например, ребёнок начинает пропевать слог “ло” на мотив “Песенки мамонтёнка” (логопед в это время поднимает вверх изображение самолёта), но как только логопед поднимет картинку с изображением машины, ребёнок должен быстро переключиться и начать пропевать слог “ро” на тот же самый мотив.
4. Дифференциация звуков “Л” - “Р” в словах. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Ребята, Рол голоден, отправляемся в магазин за продуктами.
Дидактическая игра “Магазин”.
На столе находятся продукты: морковь, мармелад, сыр, масло “Милора”, фруттела, пломбир, колбаса, молоко, лук, капуста.
Логопед называет вместе с детьми все продукты.
Продукты, в названии которых есть звук “Л”, кладут в пакет с буквой Л. Продукты, в названии которых есть звук “Р”, кладут в пакет с буквой Р. Продукты, в названии которых есть звуки “Л” и “Р”, кладут в пакет с буквами Л и Р.
Дети раскладывают продукты по пакетам и объясняют свой выбор.
Дети используют полные ответы.
Логопед: Назовите овощи.
Дети: морковь, лук, капуста.
Логопед: Назовите молочные продукты.
Дети: молоко, сыр, масло “Милора”, пломбир.
Логопед: назовите мясные продукты: колбаса.
Логопед: Какой пакет мы отдадим Ролу?
Дети: Пакет, в котором лежат продукты, в названии которых есть звуки “Л” и “Р”, потому что в имени Рол есть оба звука.
5. Дифференциация звуков “Л” - “Р” в словах. Развитие слуховой памяти.
Координация речи и движений. Развитие общей моторики.
Логопед: Мы отправляемся на улицу “Спортивная”.
Дети идут по ребристой дорожке, направляясь к месту, где находится дуга, фитбол и флажки.
Дидактическая игра “Запомни и повтори”.
Дети повторяют ряд из 4 слов, одновременно выполняя упражнения на мяче (фитбол-гимнастика), упражнения с флажками или, пролезая под дугой.
Ряды слов:
- Лак, лодка, работа, робот – упражнения с флажками
- Лунтик, рыба, брошка, лампа – фитбол-гимнастика
- Молоко, генерал, зеркало, Клара - дуга.
- Журнал, клавиатура, луна, кораллы – фитбол-гимнастика
- Карлсон, русалка, Гарфилд, Лара – дуга.
6. Дифференциация звуков “Л” - “Р” в словах – глаголах. Развитие воображения, логического мышления.
Дидактическая игра “Пантомима”.
Ребёнок показывает действие, а дети угадывают и называют это действие.
Логопед: Что он (она) делает?
Дети: играет.
Логопед: Что он делал?
Дети: Играл.
Аналогично отрабатываются глаголы:
- Стирает – стирал.
- Прыгает - прыгал.
- Храпит – храпел.
- Рычит – рычал.
- Красит-красил.
7. Дифференциация звуков “Л” - “Р” в словах. Выделение первого и последнего звука в слове.
Логопед: Мы отправляемся на улицу “Дождливая”.
Логопед: Ребята, начинается дождь, Рол промокнет и погибнет. Чтобы закончился дождь, нужно выполнить следующее задание.
Рол стоит под зонтиком, на котором закреплены предметные картинки: скорлупа, эскалатор, крыло, Русалка, кораллы, Мурзилка, фломастеры.
Дидактическая игра “Назови первый и последний звук в слове”.
Дети дают полные ответы.
Рол благодарит детей. Все удивляются, что Рол произнёс несколько слов на русском языке.
8. Дифференциация звуков “Л” - “Р” в предложениях. Работа над интонационной выразительностью речи.
Улица “Вопросительная и восклицательная”.
На этой улице растут три дерева: вопросительное, восклицательное и дерево с предметными картинками: Карлсон, Дракула, крыло, журнал, генерал, кораллы.
1 вариант. Первый ребёнок “срывает” понравившуюся картинку и придумывает предложение со словом. Второй ребёнок должен запомнить это предложение и произнести его с вопросительной интонацией. Третий ребёнок произносит то же предложение, но уже с восклицательной интонацией.
2 вариант. Логопед предлагает детям готовые предложения, которые произносятся ими с заданной интонацией.
- Карлсон - лучший друг малыша.
- Птица повредила крыло.
- Дракула распугал всех малышей.
- Клара читает журнал.
- Генерал командовал солдатами.
- Кораллы очень красивы.
- Рома сел в моторную лодку.
- Владимир достал тетрадь.
- Рекс прыгнул на забор.
- Рол научился красиво произносить слова (задание для Рола).
9. Дифференциация звуков “Л” - “Р” в стихотворении. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Ребята, давайте научим нашего гостя красиво читать стихотворение на русском языке.
Совместное произнесение с Ролом стихотворения.
Рыболов
Рыболов, рыболов,
Расскажи про свой улов,
Карп ушёл и вся плотва мимо лодки проплыла.
Но зато нашёл сверло,
Доллар, Гарфилда, крыло,
Зеркало, журнал “Мурзилка”
И красивую копилку.
Где найти такой улов?
Где? В стране красивых слов.
После произнесения стихотворения дети называют слова, в которых есть два звука “Л” и “Р” (Рол помогает).
10. Подведение итога.
Логопед: Ребята, чему вы научились за время путешествия?
Ответы детей.
Рол благодарит детей за помощь в обучении русскому языку, преподносит детям подарки и прощается с детьми.