Цель урока: обобщить и укрепить знания учащихся о строении живых организмов.
Задачи урока:
Обобщить знания учащихся об
основных свойствах живого организма, о строении
и жизнедеятельности клетки, укрепить знания об
органах и системах органов растительного и
животного организмов.
Методы: рассказ, беседа
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование: таблицы с изображением органов животных растений, таблицы с изображением клетки, организма, тканей, проектор, экран.
Методы: рассказ, проблемная беседа
Тип урока: закрепление пройденного материала
Структура урока:
- Организационный момент — 2 мин.
- Укрепление и обобщение знаний - 35 мин.
- Оценка знаний учащихся — 3 мин.
- Домашнее задание
Ход урока
В путешествии принимают участие все ученики класса, они являются экипажем корабля. Командир корабля- учитель
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы отправимся в путешествие по планетам. Ознакомимся лучше с данными планетами. Обобщим знания, которые вы получили в течение нескольких уроков по теме “Строение живых организмов”.
Конечная цель путешествия-планета од названием “Организм”. После путешествия подведем итоги и выясним, кто из вас является самым хорошим путешественником и кто может преодолеть все трудности, которые встретятся на пути.
2. Подготовительный этап.
Давайте узнаем, готовы ли вы к началу путешествия. На этом этапе проверяется готовность всех членов экипажа к полету. “Космонавты” должны иметь высокую культуру знаний и знать приемы, которые позволят найти ошибку.
Ответим на вопросы:
- Чем живое отличается от живого?
- Что такое питание?
- Что такое обмен веществ?
- Что такое размножение?
- Что такое раздражимость?
- Что такое дыхание?
- Что такое рост и развитие?
- Что такое движение?
- Что такое выделение?
Итак, выясняем, кто готов путешествовать.
Экипаж корабля готов к полету и руководитель полета начинает отсчет времени 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, старт!
Один из учеников читает стихотворение:
Ракета небо прочеркнула,
Ей в космос путь давно не нов.
Не слышно рокота и гула
Уж из-под облачных ковров...
РАБОТА В КОСМОСЕ
Первый пункт приземления - планета “Клетка”. Но нам нельзя приземлиться, пока не ответим на следующие вопросы - ПРЕГРАДА.
1. Что такое клетка?
2. Каков химический состав клетки?
3. Перечислите функции неорганических и органических веществ?
4. В чем особенности строения клетки?
5. Перечислите все органоиды клетки и назовите их функции?
6. В чем заключается основное отличие растительной клетки и назовите их функции?
Итак, хорошо, с задачами вы справились, приземляемся на планету “Клетка”.
Теперь, чтобы попасть на планету под названием “Ткани”, перед нами еще одна задача, которая вырисовывается на планете “Клетка”.
1. Рассказать, как происходит митоз в клетке?
2. Рассказать, как идет мейоз?
3. В чем отличие митоза и мейоза?
С проблемой справились, отправляемся на планету “Ткани”.
Увы, не можем приземлиться на планету, пока не справимся с преградами при полете в космосе.
Ответим на вопросы:
1. Что такое ткани?
2. Какие виды тканей вам известны?
3. Перечислить функции тканей растений
4. Опишите строение тканей.
Итак, молодцы, справились с этой проблемой. Хорошие космонавты!
Чтобы попасть на планету по графику-планету “Органы растений”, пройдем 3 этап.
3 этап - теоретический (кроссворд) - презентация на экране.
Кроссворд:
по горизонтали:
1. Корневая система, с хорошо выраженным главным корнем. (стержневая)
3. Зачаточный побег (почка)
4. Часть растения, функция которого дыхание (лист)
5. Часть растения, функция которого укрепление растения в почве (корень)
8. Образования, расположенные в центре цветка, окружающие пестик (тычинка).
По вертикали:
1. Часть растения, функция которой вынесение листьев к свету (стебель)
2. Составная часть цветка (пестик)
6. Главная часть цветка (пестик)
7. С чего начинается жизнь любого цветкового растения (семя)
9. Чем окружен венчик растения? (чашелистик)
10. Часть семени. Составная часть зародыша растения (корешок)
3 этап закончен.
Продолжаем полет. Далее мы должны попасть и рассмотреть планету “Органы животных”.
Внимание! Поступило чрезвычайное сообщение: у корабля отказали все компьютеры, необходимо перейти экипажу на ручное управление.
Задание:
На плакатах найти - дыхательную, пищеварительную, выделительную, нервную системы органов, назвать все органы.
Приземляемся на планету “Органы животных”
Ответим на следующие вопросы:
- Функция пищеварительной системы.
- Функция выделительной системы
- Функция нервной системы
- Функция опорно-двигательной системы и ее составные части
- Функции кровеносной системы, составные части
- Функции дыхательной системы
- Функции систем органов размножения
Без проблем отправляемся дальше. И наконец- цель конечная нашего путешествия- это планета “Организм”, но мы не можем на нее приземлиться, пока не пройдем 4 этап.
Групповая исследовательская работа.
Какие утверждения верны (показ на экране)
1. Все живые организмы состоят из клеток.
2. Растения способны активно перемещаться
3. Все клетки имеют ядра.
4. Белки-основной источник энергии
5. В рибосомах образуются белки.
6. Все растения имеют цветки.
7. Животные дышат легкими.
8. Почка зачаточный побег.
9. Все клетки имеют ядра.
10. Вода-хороший растворитель.
Молодцы! Приземляемся на планету “Организм”
Почему организм называют единым целым.
(ребята работают согласованно)
Какая закономерность выявляется?
Записать на доске:
Организм - система органов - орган — ткань - клетка
Объясняем данную запись. Мы достигли конечной цели- планета “Организм”.
5 этап. Подведение итогов путешествия.
Мы с вами закончили путешествие, и выяснили, кто лучше, а кто хуже был подготовились к данному путешествию, и кто является лучшим космонавтом.
(Учитель оценивает учащихся).
Итак, лучшими космонавтами являются - учащиеся, которые принимали более активное участие.
Хорошими космонавтами являются ребята, которые путешествовали, но допускали небольшие ошибки.
Есть ребята, которые к путешествию вообще не были готовы.
(Учитель задает домашнее задание - повторить пройденный материал)