Предмет: «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля»
Тема программы: «Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии, ходовой части и механизмов управления»
Тип урока: Комбинированный
Цель урока:
- Сформировать умения и навыки по сборке редуктора главной передачи автомобиля, определять причины возникновения дефектов деталей, делать выводы и находить пути для устранения нежелательных явлений.
- Способствовать развитию наблюдательности, сообразительности и технического мышления.
- Привить обучающимся чувство ответственности за выполняемую работу.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный и частично-поисковый.
Оснащение урока: презентация к уроку, карточки-задания, плакаты, макеты, узлы и детали автомобилей, ЖК телевизор, компьютер, видеокамера.
Литература: Автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации. Руководство по эксплуатации, Москва «Машиностроение», 1982г.
Домашние задания: индивидуальные.
ХОД УРОКА
1. Организационная часть
2. Повторение пройденного материала
– Из материалов предмета «Устройство
автомобиля» вспомните, к какой группе механизмов
относится главная передача заднего моста? (Трансмиссия)
– Какую функцию выполняет главная передача? (Распределяет
крутящий момент от двигателя к ведущим колесам)
– Какие разновидности главных передач вы знаете?
(Одноступенчатые, двухступенчатые,
разнесенные)
– Посмотрев на экран телевизора (слайд №4), дайте
классификацию главной передачи ЗИЛ-130. Кто может
ответить на этот вопрос? (Двухступенчатая. С
одной парой конических и одной парой
цилиндрических шестерен).
– Когда возникает необходимость выполнения
регулировки главной передачи? (При повышении
шумности в работе, перегреве в период
эксплуатации. После выполнения ремонтных работ
главной передачи).
Исследование дефектов деталей главной передачи:
– Проходя производственную практику на
предприятиях и выполняя ремонт тех или иных
узлов и агрегатов автомобилей, Вам неоднократно
приходилось определять причины возникновения
тех или иных дефектов деталей автомобиля, для
того, чтобы в процессе ремонта эти причины можно
было устранить, обеспечив длительную и
безотказную работу автомобиля в целом.
– Вам предлагается, просмотрев видеофрагмент в
презентации, используя приобретенный
производственный опыт, определить возможные
причины возникновения дефектов представленных
деталей. Для этого разделитесь на три бригады. В
каждой бригаде определите бригадира, который
будет определять вклад каждого члена бригады в
поиске правильного решения. Ваши варианты
зафиксируйте на карточке-задании, содержащей
общую схему главной передачи (Приложение
1), в поле «Предварительная причина» (Приложение 2).
– Приступаем к просмотру видеоролика (слайд №5)(40
сек).
По окончании просмотра видеоролика (слайд №6)
бригады выполняют анализ дефектов и делают
предварительное заключение о причинах их
возникновения. (5 мин.)
– Бригадиры, озвучьте, пожалуйста ваши варианты причин возникновения дефектов. (3 мин.)
– В конце урока мы еще раз вернемся к этому вопросу (Презентация слайд №19, 20).
3. Изучение нового материала
– Главная передача заднего моста является сложным, ответственным механизмом трансмиссии, от которого зависит длительная и безотказная эксплуатация автомобиля. Поэтому необходимо знать последовательность и уметь правильно выполнять регулировку этого механизма. Последовательность сборки отметим в тетрадях:
– Сборку необходимо начинать со сборки узла ведущего вала (слайд №7). При этом следует помнить, что при замене подшипников, заменяются и их наружные обоймы. Разкомплектовка подшипников не допускается. При сборке необходимо подбором толщины регулировочных шайб 8, добиться усилия проворачивания ведущего вала 0,1-0,35 кГм, что соответствует усилию по динамометру 2,7-9,7 кГ. При этом подшипники должны быть смазаны маслом, а гайка крепления ведущего фланца должна быть затянута моментом 20-25 кГм. Если для проворачивания вала ведущей шестерни требуется меньший или больший момент, то соединение разбирается и изменением толщины регулировочных шайб 8 достигается требуемое усилие проворачивания вала (при слишком большом усилии проворачивания следует увеличить толщину регулировочных шайб, а при слишком малом усилии – уменьшить толщину шайб).
– Затем выполняется сборка промежуточного вала (слайд №8). Для этого при сборке под фланцы крышек подшипников устанавливаются наборы регулировочных прокладок толщиной 0,05 мм и 0.1 мм, а остальных толщин (1,0; 0,5; 0,2; 0,1; 0,05 мм) по мере необходимости. Регулировку затяжки подшипников выполняют одновременным снятием или добавлением одинаковых по толщине прокладок с обоих сторон. В результате регулировки момент проворачивания вала в подшипниках должен быть 0,1-0,35 кГм, что проверяется динамометром, закрепленным за ведомую шестерню (слайд №9).
– Установка корпуса ведущего вала и
регулировка зацепления зубьев конической
передачи (слайды №10, 11). Корпус ведущего вала
закрепляется на корпусе редуктора с помощью
болтов с использованием пакета регулировочных
шайб, установленных на заводе-изготовителе.
После чего выполняется проверка зацепления
зубьев ведущей и ведомой конических шестерен на
краску по пятну контакта (слайд №12). Положение
пятна контакта у правильно отрегулированного
зацепления должно соответствовать приведенному
на слайде (слайд №13). При этом должен быть
выдержан зазор между зубьями в пределах 0,15-0,40 мм
для новых и не более 0,50 мм для шестерен, бывших в
эксплуатации. Замер зазора выполняется на
большей толщине зуба. Как практически
выполняется проверка на краску по пятну
контакта посмотрим на видеоролике в
презентации (слайд №14) (2 мин. 11 сек.). Если при
проверке положение пятна контакта неправильное,
то следует воспользоваться таблицей способов
исправления пятна контакта, перемещая ведущую и
ведомую шестерни в осевом направлении (слайд
№15). Для ведущей шестерни следует добавить
или убрать регулировочные прокладки между
корпусом ведущего вала и корпусом редуктора (1,0;
0,5; 0,2; 0,1; 0,05 мм), а для ведомой шестерни для
перемещения ее в осевом направлении следует
выполнить перестановку прокладок из-под одной
крышки подшипника под другую, не изменяя общую
толщину набора прокладок.
– Установка дифференциала в картер редуктора
(слайд №16). Установить дифференциал с
подшипниками в сборе в картер редуктора.
– Затянуть крышки подшипников гайками моментом
17-19 кГм.
– Отрегулировать предварительный натяг
подшипников следующим образом: вращением
регулировочных гаек совместить ведущую и
ведомую цилиндрические шестерни, завернуть
равномерно обе гайки до устранения осевого
зазора (контролируется по индикатору) (слайд №17),
довернуть гайки на один паз каждую, подведя под
стопор. Застопорить гайки планками. Проверить
зазор в зацеплении цилиндрической пары,
установив стержень индикатора на зуб ведомой
шестерни и покачивая эту шестерню рукой (слайд
№18).
– Зазор должен быть в пределах 0,1-0,7 мм у новых
шестерен и 0,1-1,0 мм у бывших в употреблении.
На этом регулировка редуктора главной передачи
завершена. После установки редуктора на задний
мост производится обкатка редуктора.
4. Закрепление нового материала (беседа)
Изучив технологическую последовательность регулировки главной передачи автомобиля ЗИЛ-130, вспомним определенные Вами предварительные причины появления дефектов у деталей. Попробуйте еще раз, совместив практический опыт с теоретическими знаниями, выяснить наиболее вероятную причину появления дефектов на представленных в видеоролике деталях (слайды №19, 20). Запишите их на карточке в поле «Окончательная причина» (Приложение 2). Давайте сверим Ваши предварительные и окончательные варианты (неправильная регулировка натяга в подшипниках ведущего вала цилиндрической шестерни, недостаточное количество масла в корпусе заднего моста). Отмечаем бригаду(ы) у которых максимально полно совпали предварительные и окончательные причины дефектов.
5. Задание на дом
По рисунку 1 в карточке-задании (Приложение 3) определить соответствует ли отпечаток пятна контакта конических шестерен требуемому. (Возможное пятно контакта в карточке-задании изображается преподавателем отдельно каждому обучающемуся). Если пятно не соответствует требуемому, то указать, каким образом можно его исправить, пользуясь приведенной таблицей на рисунке 2 и указать номера позиций деталей по рисунку 1 (Приложение 1) главной передачи, изменяя толщину которых можно эту корректировку выполнить
6. Итоги урока
Оценивание практической работы обучающихся.
Вопросы:
– Что было на уроке главным?
– Что нового узнали?
– Чему научились?
Вывод: выполнение всего комплекса регулировочных операций, при ремонте главной передачи заднего моста, позволит обеспечить длительную и безотказную эксплуатацию автомобиля. Качественная сборка редуктора заднего моста невозможна только при наличии практических навыков, необходима и соответствующая теоретическая подготовка.