Цели:
- дать учащимся понятие о проекции, о видах проецирования;
- познакомить с элементами прямоугольного проецирования;
- научить проецировать предмет на плоскость проекций;
- развивать пространственное представление и пространственное мышление;
- воспитывать аккуратность в графических представлениях.
Методы: беседа, объяснение, упражнения.
Оборудование: учебник, учебная презентация «Проецирование», чертежные инструменты, рабочая тетрадь на печатной основе к учебнику «Черчение» А.Д. Ботвинников, автор В.И. Вышнепольский.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока:
1. Оргмомент: сообщение темы /запись ее в тетрадь
чертежным шрифтом/, цели, задач урока и мотивация
учебной деятельности, сбор выполненного
домашнего задания в рабочих тетрадях на печатной
основе – 3-5 минут.
2. Повторение пройденного: выполнение теста на
печатной основе (Задание 2, 10 вариантов,
«Карточки-задания по черчению» под редакцией В.В.
Степаковой. Просвещение) – 5-7 минут.
3. Новый материал – 20 минут.
4. Закрепление: выполнение устного упражнения – 10
минут.
5. Заключительная часть: подведение итогов,
оценивание тех, кто хорошо работал, выдача
домашнего задания – 3-5 мин.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Сообщение темы, цели, задач урока, сбор выполненного домашнего задания в рабочих тетрадях на печатной основе.
2. Повторение пройденного
Учитель: у вас на столах карточки с тестом.
(Задание 2, 10 вариантов, «Карточки-задания по
черчению» под редакцией В.В. Степаковой, изд.
Просвещение – распечатать карточки по
количеству учащихся).
Попрошу в течение 5 минут ответить на вопросы. И
передайте карточки на первую парту.
Тема сегодняшнего урока – «Проецирование.
Проецирование на одну плоскость проекций».
Запишите её в тетрадь чертёжным шрифтом (тема
отображается на доске, записанная в презентации
чертежным шрифтом). (Слайд 1)
3. Новый материал
Изображение предметов на чертежах
получают проецированием. (Слайд 2) Проецирование
– это процесс построения изображения предмета
на плоскости. Получившиеся при этом изображение
называют проекцией предмета. Слово проекция
возникло от латинского projection – бросание вперед.
В данном случае мы смотрим (бросаем взгляд) и
отображаем то, что видим, на плоскости листа.
Как получаются проекции? Рассмотрите такой
пример. Возьмем в пространстве произвольную
точку А и какую-нибудь плоскость Н (Слайд
3). Проведем через точку А прямую так, чтобы
она пересекала плоскость Н в некоторой точке а.
Тогда точка а будет проекцией точки А. Плоскость,
на которой получается проекция, называется
плоскостью проекций. Прямую Аа называют
проецирующим лучом. С его помощью точка А
проецируется на плоскость H. Указанным способом
могут быть построены проекции всех точек любой
пространственной фигуры.
Следовательно, чтобы построить проекцию
какой-либо фигуры на плоскости, необходимо через
точки этой фигуры провести воображаемые
проецирующие лучи до их пересечения с
плоскостью. Проекции всех точек фигуры образуют
проекцию заданной фигуры. Будем в дальнейшем
обозначать точки, взятые на предмете, прописными
буквами, а их проекции — строчными.
А теперь запишем, что же мы называем
проецирования. (Слайд 4)
- Проецирование – это процесс построения проекции предмета.
- Плоскость проекции – плоскость на которой получается проекция.
- Проецирующий луч – прямая с помощью которой строится проекция вершин, граней, ребер.
В зависимости от взаимного размещения проецирующих лучей в пространстве различают центральное и параллельное проецирования (Слайд 5). Параллельное проецирование подразделяется на два вида: прямоугольное и косоугольное.
Рассмотрим центральное проецирование (Слайд 6). Запишем определение:
- Если проецирующие лучи исходят из одной точки, то такое проецирование называется центральным.
- Точка из которой выходит проекция – центр проецирования.
Учитель: Попробуйте сами привести примеры такого вида проецирования. (Ответы учащихся)
Пример: фотоснимки и кинокадры, тени,
отброшенные от предмета лучами электрической
лампочки.
Особенность: проекция больше чем исходная
фигура.
Учитель: Познакомимся с параллельным
проецированием (Слайд 7).
Запишем определение:
- Если проецирующие лучи параллельны друг другу, то такое проецирование называется параллельным.
Учитель: Попробуйте сами привести примеры такого вида проецирования. (Ответы учащихся)
Учитель: Примером параллельной
проекции можно условно считать солнечные тени
предметов, а также струи дождя.
Параллельное проецирование, как мы уже говорили,
бывает прямоугольным и косоугольным (Слайд
8).
Рассмотрим как получаются при таких видах
проецирования проекции на плоскости и
запишем определение:
- Косоугольное проецирование – проецирующие лучи параллельны и падают на плоскость проекций под острым углом.
- Прямоугольное проецирование – проецирующие лучи параллельны и падают на плоскость проекций под углом 90 градусов.
Вывод: В науке, технике, производстве
применяют параллельные проекции, так как они
достаточно наглядны.
Теоретические основы метода прямоугольного
проецирования были разработаны в конце XVIII века
французским ученым Гаспаром Монжем.
Проецирование на одну плоскость проекций
Рассмотрим вопрос о получении прямоугольной
проекции предмета, т.е. проецирование предмета на
одну плоскость проекций (Слайд 9).
Выберем вертикальную плоскость проекций и
обозначим ее буквой V. Такую плоскость,
расположенную перед зрителями называют
фронтальной (от французского слова фронталь,
что означает лицом к зрителю). Расположим предмет
перед плоскостью так, чтобы его грань оказалась
параллельной фронтальной плоскости проекций,
т.к. тогда при прямоугольном проецировании не
изменятся размеры ширины и высоты предмета, не
будут искажаться углы между прямыми линиями. В
результате на фронтальной плоскости проекций мы
получили фронтальную проекцию предмета.
Запишем определение:
- Плоскость, расположенную перед зрителем, называют фронтальной, и обозначают буквой V.
- Предмет располагают перед плоскостью так, что две его поверхности оказались параллельными этой плоскости и спроецировались без искажения.
Обобщение: По полученной проекции мы
сможем судить лишь о двух измерениях предмета –
высоте и длине, о диаметре отверстия.
А какова толщина предмета? (Вопрос к ученикам).
Пользуясь полученной проекцией, мы этого сказать
не можем. Что бы по такому чертежу судить о форме
детали, его иногда дополняют указанием толщины
(S). (Слайд 10).
4. Закрепление материала
Рассмотрим изображения на слайде. (Слайд 11).
Скажите, какое «проецирование» дали струи воды в
каждом случае?
Ответ:
- Центральное
- Параллельное прямоугольное
Учитель: Весь материал урока мы
прошли, давайте проверим себя, как мы его усвоили.
(Слайд 12). На слайде вы видите таблицу, в
которой даны новые понятия. Ваша задача
правильно распределить понятия и определения их.
Проверим ваши ответы (по щелчку мыши на слайде в
ячейках появляются правильные ответы).
№ п/п | Новые понятия | Определение |
1 | Проекция. | Изображение на плоскости. |
2 | Плоскость проекций. | Плоскость, на которой получается проекция. |
3 | Проецирующий луч. | Прямая, с помощью которой объект проецируется на плоскость. |
4 | Центральное проецирование. | Проецирование, при котором проецирующие лучи выходят из одной точки. |
5 | Параллельное проецирование. | Проецирование, при котором проецирующие лучи параллельны друг другу. |
6 | Прямоугольное проецирование. | Проецирование, при котором проецирующие лучи падают на плоскость проекций под прямым углом. |
7 | Косоугольное проецирование. | Проецирование, при котором проецирующие лучи падают на плоскость проекций не под прямым углом. |
Проецирующий луч, центральное проецирование, проекция, косоугольное проецирование, плоскость проекций, параллельное проецирование, прямоугольное проецирование. |
5. Заключительная часть (1 мин.)
Учитель: С поставленными целями и задачами мы справились. (Оценивание тех, кто хорошо работал) Запишите домашнее задание.(Слайд 13)
6. Домашнее задание: учебник страницы 32-37.
Учитель: Урок окончен, спасибо, до свидания.