Сравнительный анализ явлений: диффузии и броуновского движения

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Тип урока: теоретическое объяснение материала с применением учебного электронного издания, практическое применение знаний в самостоятельном анализе изучаемых физических явлений.

Цели урока:

  • дидактическая: создать условия для усвоения нового материала, используя элементы интерактивного курса физики;
  • образовательная: сформировать научное представление о явлениях диффузии и броуновского движения;
  • развивающая: развивать способности аналитического мышления через анимационные процессы, формировать навыки интерполяции при работе с электронными моделями природных процессов;
  • воспитательная: прививать культуру общения с электронными источниками,
  • Информацией из интернета, вовлекать учащихся в активный познавательный процесс.

Оборудование для учителя:

  • интерактивная доска;
  • диск “Открытая физика 1.1”;
  • модель броуновского движения;
  • дезодорант;
  • экстракт хвои;
  • свинцовые цилиндры;
  • дидактические листы.

Сопровождение:электронная презентация к уроку по обозначенной теме.

Домашнее задание:

Параграф 49 (учебник под редакцией В.А. Касьянова - М.: Дрофа, 2011), опорный конспект;

задача (повышенный уровень сложности):

Какое понадобится время, чтобы на поверхность стекла нанести слой серебра толщинойd=5 мкм, используя для этого атомарный пучок с концентрацией атомовn=1018м-3серебра, движущихся со скоростью= 0,39 ?

Проблемный вопрос: в каком помещении - холодном или теплом, сливки на молоке образуются быстрее?

Выполните опыт, результаты которого могут послужить обоснованием МКТ.

Ход урока

1. Введение.

Вещество имеет дискретную структуру.

О правильности атомно-молекулярного строения вещества свидетельствуют следующие явления:

  1. Механическое дробление вещества;
  2. Растворение веществ в воде и растворителях;
  3. Сжатие и расширение газов;
  4. Давление газов на стенки сосуда;
  5. Диффузия; объясняется статистической закономерностью.
  6. Броуновское движение
  7. Статистическая закономерность – закон поведения совокупности большого числа частиц.

Диффузия (распространение, растекание — перевод с латинского).

Повторение.

Опр.1. Беспорядочное непрерывное движение частиц называется тепловым движением.

  • Особенности теплового движения:
  • Хаотичность;
  • Непрерывность;
  • Неуничтожимость.

Учитель: На основании особенностей теплового движения сформулируйте основные положения МКТ.

Ответ учащихся:

Все тела состоят из частиц;

Частицы движутся непрерывно и хаотично;

Частицы взаимодействуют с силами притяжения и отталкивания, которые проявляются одновременно, в зависимости от расстояния между частицами;

Абсолютная температура тела является мерой средней кинетической энергии движения частиц.

Т

- уравнение Больцмана, где - число степеней свободы.

Onр.2.Явление взаимного проникновения молекул одного вещества в межмолекулярное пространство другого вещества, вызванное тепловым движением молекул, называется диффузией.

Опыты:

а) диффузия в газах - дезодорант;

б) диффузия в жидкостях - экстракт хвои в горячей и холодной воде;

в) диффузия в твердых телах - свинцовые цилиндры.

Выводы (формируют учащиеся):

  • При диффузии происходит перенос вещества;
  • Данное явление объясняется беспорядочным тепловым движением молекул, размер которых: d=10-10м;
  • Скорость диффузии зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее протекает диффузия;
  • Скорость диффузии зависит от плотности вещества:

в газахв жидкостив твердых телах

I этап: электронная версия.

  • Наблюдение явления диффузии с помощью анимации;
  • Изменяем начальные условия, интерполируем;
  • Ознакомиться с текстом на электронном источнике;
  • Ответить на контрольный вопрос, основываясь на результатах интерполяции.

Закрепление.

  • Показ слайдов.
  • Что общего между склеиванием бумаги и паянием металлических изделий?
  • Детский резиновый шар, наполненный водородом, через несколько часов становится слабо надутым. Почему?

3. Броуновское движение

Цитата из поэмы “О природе вещей” Лукреция Кара (99-55 г.г. до н.э.).

“Кроме того, потому обратить тебе надо вниманье
На суматоху в телах, мелькающих в солнечном свете,
Что из нее познаешь ты материи также движенья,
Происходящие в ней постоянно и скрытно от взора
Ибо увидишь ты там, как много пылинок меняют
Путь свой от скрытых толчков и опять отлетают обратно,
Всюду туда и сюда разбегаясь во всех направлениях”.

Римский философ и поэт Лукреций Кар обратил внимание на движение пылинок и в данном отрывке знаменитой поэмы “О природе вещей” правильно объяснил природу явления. Если перейти на язык физики, то данный отрывок представляется основными положениями МКТ в современной интерпретации.

Onр. Броуновское движение- это тепловое движение взвешенных частиц в жидкости или газе.

Историческая справка. В 1827 году английский ботаник Броун наблюдал в микроскоп движение цветочной пыльцы, взвешенной в воде. Объяснить увиденное он не смог.

II этап: электронная версия.

  1. Звуковая интерпретация;
  2. Ознакомление с текстом;
  3. Наблюдение за траекторией движения броуновских частиц.

Вычислить среднюю квадратичную скорость броуновской частицы массой m0=10-13кг при Т=300К.

Решение:

Ответ:(проверить ответ на электронном источнике).

(на длине свободного пробега).

Объяснение учителя: Броуновское движение — непрерывное, хаотичное, происходит в следствии того, что молекулы жидкости или газа ударяют взвешенные частицы и эти удары не компенсируют друг друга. Удары - передаваемые импульсы, движение частицы осуществляется в ту сторону, в которую направлено действие нескомпенсированной силы. Траектория движения - ломаная линия.

Выводы: Скорость движения броуновской частицы зависит от:

  • температуры жидкости или газа;
  • массы частицы, ее размеров: если d?10-6м, то броуновское движение наблюдается.

А. Энштейн разработал количественную теорию броуновского движения, а Перрен (француз) - получил экспериментальное подтверждение теории.

III этап: экспериментальная версия.

  1. Распределение молекул по скорости (распределение Максвелла);
  2. Интерполяция и выводы из наблюдаемого.

ИТОГ: диффузия и броуновское движение являются наиболее убедительнымдоказательством правильности молекулярно-кинетической теории строения вещества.

Л. Больцман: “А все-таки они движутся”.

Сравнительный анализ диффузии и броуновского движения.

Сходство Различие
Подтверждают молекулярное строение вещества;

Это тепловое движение частиц (непрерывность, хаотичность, неуничтожимость);

Зависят от температуры;

А. смещение броуновской частицы

- средний квадрат смещения броуновской частицы за время , – const, зависящая от формы и размеров частицы, NA– число Авогадро, Т – абсолютная температура.

Б. модуль перемещения молекулы при диффузии за время :

Z – число столкновений, испытанных молекулой за время ,

- длина свободного пробега.

Вывод: смещение броуновской частицы и перемещение частиц при диффузии от начального положения пропорционально корню квадратному из времени смещения.

и

Явления происходят при непосредственном контакте частиц веществ.

При диффузии происходит перенос вещества;

Диффузия наблюдается в твердых, жидких, газообразных веществах, а броуновское движение только в жидкостях и газах;

Диффузия – движение самих молекул веществаd=10-10м, а броуновское движение – движение взвешенных частиц, если d?10-6м, то броуновское движение наблюдается, если d10-6м, то броуновское движение не наблюдается.

Комментарий:учащиеся в ходе дискуссии выявляют характерные признаки сходства и различия явлений броуновского движения и диффузии.

Используя информацию с заполненных дидактических листов, два учащихся на доске оформляют сравнительный анализ в виде таблицы.

Оценочная задача:

Молекулы углекислого газа при нормальных условиях имеют среднюю длину свободного пробега м, движутся со средней квадратичной скоростью 362 . Сколько в среднем столкновений в секунду испытывает каждая молекула?

Решение:

,

- проверка единиц измерений безразмерная величина

столкновений.

Решение домашней задачи:

?

Масса напыленного слоя:

Масса вещества в атомарном пучке:

, где

масса одной частицы (атома)

,

748 сек=12 мин 28 сек.

Ответ (комментированный):для нанесения на стекло слоя серебра толщиной 5 мкм будет затрачено 12 мин 28 сек.

Ответ на проблемный вопрос: “Сливки на молоке отстоятся быстрее в холодном помещении, т.к. скорость диффузии с понижением температуры уменьшается, именно диффузия препятствует отделению сливок от молока.