Пищевые отношения в природе. 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель: Формировать знания об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть.

Задачи:

  • Образовательные: сформировать ключевые понятия темы «продуценты», «консументы», «редуценты», акцентировать внимание на понятие о пище как источнике энергии, выработать умения и навыки составлять пищевые цепи.
  • Развивающие: развивать любознательность, логическое мышление, навыки творческого самовыражения, коммуникативного общения, развивать умение обобщать, сравнивать и делать выводы.
  • Воспитательные: продолжить экологическое воспитание, бережного отношения к природе родного края, воспитание у учащихся доброжелательного отношения друг к другу, уважение мнения других, умение слушать, работать в группах.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Формы организации деятельности обучающихся: ролевая игра, самостоятельная работа, индивидуальная, работа в группах, беседа.

Методическое обеспечение:

  • Конверты с карточками – лото: “Цепь питания в биоценозах”.
  • Наглядный материал: иллюстрации с изображением растений и животных.
  • Карточки с надписями: “гусеница”, “мышка”, “личинка”, “синичка”, “ласка”, “дятел”, “сокол”, “сова”, клубок ниток.

Техническое обеспечение: аудиозапись “Звуки леса”.

Добрый день! Я рада приветствовать Вас у нас в гостях! Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет – отверните их от меня.

Вам предлагается ряд эпиграфов к уроку, прочитаем их. Какой из них более подойдет к сегодняшнему уроку? Вернемся к ним в конце урока.

«Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания»
Гете

«Наш мир – не случайность, не хаос, есть система во всем»
Стрепънико

Виды в биогеоценозе приспособлены друг к другу настолько, что их сообщество составляет системное целое.
К.Мёбиуса

I. Актуализация знаний

  1. Участок земной поверхности (суши или водоёма) с однотипными абиотическими условиями среды (рельеф, почвы, климат и т.п.), занимаемый теми или иными организмами (биотоп).
  2. Совокупность зеленых растений (Фитоценоз)
  3. Факторы неживой природы (Абиотические)
  4. Любое сообщество организмов, от греч. koinos – общий (Ценоз)
  5. Совокупность всех микроорганизмов на данной территории (Микроценоз)
  6. Расчлененность сообщества на слои, горизонты, пологи (Ярусность)
  7. Условие среды, оказывающее какое-либо воздействие на организм (Фактор)
  8. Совокупность животного населения (Зооценоз)

Вопрос. Что такое биоценоз? (Перевод слова)

Сообщество (биоценоз) – группа организмов разных видов, приспособленных к определённым условиям существования, на однородном участке и взаимно влияющих друг на друга.

Задание: Приведите примеры природных сообществ.

Задание (на фоне музыки): Закройте глаза и вспомните лето, перед вами лесная полянка. Солнце пробивается сквозь листву и озаряет лесной мир. Пернатые начинают свой обычный дневной щебет. Прыгают по ветвям беспечные маленькие синички и чижики. Стучит по стволу дятел в красной шапочке. Этот трудяга вытаскивает из-под коры вредных для деревьев насекомых. Хитрая рыжая лиса прячется в нору, услышав шаги гуляющего по лесу человека. Идешь, присядешь на полянке на упавший ствол старой березы. И наблюдаешь, что происходит вокруг. Вот береза уронила свой листочек. Вот муравьишка карабкается по тропинке, он несет домой раздавленную ягоду земляники. Какой маленький, а сильный! Вся полянка покрыта маленькими солнышками – ромашками, порхают бабочки, дикая пчела жужжит над цветами. Значит, где-то поблизости, в старом дупле, ее дом. И вдруг замечаешь на полянке за кустом зайца – русака. Тихо-тихо притаился маленький заяц, даже уши прижал. (Аппликация, иллюстрирующая полянку в смешанном лесу) Откройте глаза.

На доске размещены обитатели поляны. Задание: распределите обитателей на группы (на какое количество групп вы распределите организмы, что ляжет в основу вашего деления – вы вправе выбирать сами)

Вспомните, как называют эти группы и почему? Какие отношения объединяют этих живых организмов? (пищевые отношения)

Тема урока: «Пищевые отношения в природе»

(постановка цели совместно с обучающимися)

II. Изучение нового материала

В природных сообществах существуют самые разные формы связей между организмами. Но все таки самые главные, основные – это пищевые – в сообществе все организмы являются объектами питания других. Почему?

(Без пищи прожить не может ни один организм. Пища дает энергию для жизни.)

Вопрос: На какие группы мы можем разделить организмы по способу питания?

Что же такое цепи питания?

Цепь питания – это ряд организмов, в котором каждое последующее звено питается предыдущим.

Цепь питания – последовательность организмов, по которой передается энергия, заключенная в пище, от ее первоначального источника.

Задание: Приведите примеры цепей питания (запись на доске). Проверим написанные цепи питания используя правила пищевых цепей (Информационная карта)

«Правила» пищевых цепей:

  1. Каждое звено цепи питания называется трофическим уровнем.
  2. Солнце – источник энергии, необходимой для жизни на Земле.
  3. Зеленое растение, способное поглощать солнечную энергию,– начало любой пищевой цепи – это производители органического вещества.
  4. В пищевой цепи редко бывает больше пяти трофических уровней.
  5. Последний трофический уровень – организмы, которые осуществляют минерализацию органических остатков в неорганические вещества.
  6. Стрелка в пищевой цепи направлена от того, кого едят в сторону того, кто ест.

Вопрос: Каково строение пищевых цепей?

Изучение любой темы предполагает знание её терминологии

Задание: Перед Вами понятия: продуценты, консументы, редуценты. Предложены формулировки понятий, вам необходимо выявить соответствующий данным определениям термин.

1. (от лат. producens – производящий, создающий), организмы, способные к фото– или хемосинтезу и являющиеся в пищевой цепи созидателями органического вещества.

2. (от лат. consumе – употреблять) – организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые продуцентами.

3. (от лат. reducens, – возвращающий, восстанавливающий) – микроорганизмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие остатки живых существ, превращающие их в неорганические и простейшие органические соединения, которые затем используются продуцентами.

Пример пищевой цепи: капуста → гусеница капустной белянки → синица → ястреб.

Продуцент консумент1 порядка консумент2 конс3

Нектар ––> муха ––> паук ––> землеройка ––> сова.
Продуцент консументы 1, 2, 3, 4 порядка

Задание: Сравните между собой данные цепи питания. Что объединяет эти цепи?

Ответ: первое звено в цепи питания – автотрофы

Вопрос: Определите какое значение имеют растения для жизни живых организмов?

Солнце – единственный источник энергии на Земле. Растения в процессе фотосинтеза, используя энергию Солнца, образуют органические вещества. Которые потребляются в качестве пищи травоядными животными ( консументы 1-ого порядка), те. в свою очередь, становятся пищей для хищников (консументы 2-ого порядка) и т.д. После смерти любой организм разлагается благодаря деятельности грибов и микроорганизмов ( редуценты).

Задание: Перед вами приведены еще примеры пищевых цепей, что их объединяет?

Листовая подстилка ––> дождевой червь ––> черный дрозд ––> ястреб-перепелятник

Мертвое животное ––> личинки падальных мух ––> травяная лягушка ––> обыкновенный уж.

Ответ: Они начинаются с мертвого органического вещества.

Мертвое органическое вещество – детрита.

детритным пищевым цепям (цепями разложения).

Закрепление: ЛОТО

Класс делится на группы по 4 человека.

Раздается командам большие карты, на которых имеется описание биотопов. Учащиеся должны определить по описанию биотопа соответствующий ему биогеоценоз на карте. Правильный ответ – карточка биогеоценоза на игровое поле.

После определения биоценоза обучающиеся определяют живых обитателей биоценоза: учитель показывает маленькие карточки с изображениями животных и называет их, члены команд должны определить животные, населяющие их биотоп и поднимают руку

(Большие поля. Биоценозы: тундра, смешанный лес, луг, степь)

Участок суши (слабохолмистая равнина); влажность повышенная; толщина слоя почвы невелика, глубже – многолетняя мерзлота; короткое холодное лето и длинная суровая зима; сильные ветры. (тундра)
Иллюстрация тундры Ягель Карликовая ива Волк Белая сова
Песец Лемминг Бактерии Белая куропатка Северный олень

Задание: Составьте пищевые цепи биогеоценоза тундры, включая в них перечисленные организмы: ягель, северный олень, лемминг, белая сова, волк, песец, бактерии, белая куропатка, карликовая ива

Пищевая цепь не может содержать больше 5–6 звеньев, потому что при переходе на каждое следующее звено 90% энергии теряется (правило 10%, правило экологической пирамиды).

Задание: Выясните чем различаются понятия «пищевая цепь» и «пищевая сеть»?

Модель «Сеть питания»

Ученики встают в круг, у каждого обучающегося имеется карточка с изображением растения или животного. Каждый ученик-“растение” получает в руки клубок ниток. Остальные участники получают в руки нить от того “организма”, которым он питается (может не от одного). Клубки передаются от “растений” к “растительноядным животным”, от них – к “хищникам” или “всеядным”. В круге образуются переплетения – “сеть питания”, построенная на основе многочисленных цепей питания.

При гибели растений связи начинают нарушаться и ослабевать (Дети – «растения» по очереди выпускают из рук нити. Постепенно « растительноядные животные» погибают – выходят из круга. До тех пор, пока конец нити находится в руках “растений”, вся цепочка сохраняется.)

В сообществах пищевые цепи сложным образом переплетаются и образуют пищевые сети. В них многие организмы принадлежат сразу к нескольким трофическим уровням. Благодаря сложности пищевых связей выпадение какого-то одного вида часто не нарушает равновесия в системе.

Я оценила вашу работу на уроке. А теперь прошу вас оценить свою работу на уроке, с каким настроением вы работали, было ли вам комфортно, все ли у вас получалось.

ІII. Подведение итогов урока.

Рефлексия: Учащимся выдается картинка-паутина и список вопросов по уроку.

Задание: проверьте себя, как вы усвоили материал. Вам необходимо проанализировать уровень усвоения материала и определить место понимания каждого вопроса на паутине. (Чем ближе к центру паутины, тем более полные знания вы имеете по данному вопросу.)

Нам необходимо определить, какие пробелы в знаниях и умениях у вас имеются, на что необходимо обратить внимание.

Вопросы для рефлексии:

  1. Я знаю, что такое пищевая цепь и могу назвать ее звенья.
  2. Я могу самостоятельно составлять пищевые цепи.
  3. Я могу охарактеризовать каждое звено в цепи питания.
  4. Я знаю правила построения цепи питания.
  5. Я знаю отличие понятий пищевая цепь и пищевая сеть
  6. Меня заинтересовал вопрос об экологических пирамидах.

Задание: Обратимся к эпиграфам урока. Выберите тот, который, по вашему мнению, более полно раскрывает тему урока. Поясните.

Сегодня мы с вами попытались распутать «невидимые нити природы», которые воедино все живые организмы на Земле. Пищевые отношения самые важные, но не единственные между живыми организмами, но об этом речь пойдет на следующих уроках.

IV. Домашнее задание