Задачи экспресс-исследования:
- проверка способности детей использовать полученные знания на практике и возможность их применения в разных ситуациях;
- формирование первичных представлений о звуке, как физическом явлении;
- развитие представлений школьников о методе научного познания природы;
- развитие рефлексивных умений и мотивации к познанию природы.
- формирование универсальных учебных действий
(УУД):
- регулятивных:
- обнаруживать и формулировать исследовательскую проблему в диалоге с учителем и учащимися;
- выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия;
- высказывать свое предположение, предлагать способы проверки;
- работать по инструкции-модели (дорога исследования)
- проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий состоящих из нескольких операций;
- познавательных:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и учащихся;
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- понимать необходимость дополнительной информации для решения возникшей проблемы;
- добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя справочные материалы, свои жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях ранее.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, сравнивать и группировать свойства предметов, явлений;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказ по результатам, фиксация в протоколе наблюдений, таблице.
- коммуникативных:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, выделять ключевые слова, договариваться с членами группы и отвечать на их обращения в ходе дискуссии или групповой работы;
- работать в паре по операциям, чередуя роли исполнители и контролера, выполнять различные роли в группе
- регулятивных:
Оборудование и ИКТ: портативный компьютер учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска (интерактивное копи-устройство Mimio Xi со стилусом-мышкой магнитно-маркерная доска, портативные мультимедийные компьютеры учащихся протоколы наблюдений, интерактивный макет «Дорога-исследование» (в презентации), СD «Кирилла Мефодия», видео нарезки из фильмов: «Морозко», «Олень – золотые рога», «Трактористы», «Маша и Медведь», таблица «Скорость звука в различных средах при температуре 20 С», CD «Звуки»
ХОД ЗАНЯТИЯ
СЛАЙД 1
I. Организационный момент
II. Определение темы занятия
1. Наше занятие мы начнём с разминки, по окончании которой вы постараетесь определить тему нашего сегодняшнего исследования.
СЛАЙД 2 (Автор: Анна Алфёрова название можно не говорить «Звуки»)
Ку-ку –
в часах кукушка…
Ква-ква –
шумит лягушка…
Кря-кря –
В ответ подружка…
Бах-бах! –
В саду хлопушка.
– Кто может повторить все звуки, которые были в отрывке этого стихотворения?
2. Определение звуков на слух.
– Следующее задание. Встать, отвернуться, закрыть глаза и определить звуки (можно вызывать детей для создания звука)
А) лопнул шарик;
Б) шуршание газеты;
В) хлопнуть в ладоши;
Г) игра на пианино
Д) …
Вывод: существует множество различных звуков. По их звучанию мы можем определить к какому объекту, явлению они относятся
3. Просмотр фрагментов фильмов. СЛАЙД 3
– А сейчас посмотрите несколько фрагментов. Подумайте, что их объединяет?
(Просмотр фрагментов мультфильма «Маша и Медведь», «Олень – Золотые Рога», «Трактористы», ответ на поставленный вопрос)
Дети: Во всех фрагментах герои слушали окружающие звуки.
– Как помогали звуки героям? (Маша знала, когда нужно идти на перемену или урок, звери слышали опасность и прятались, тракторист определил неисправности у машины).
СЛАЙД 4
– Выполнили все задания. Кто может определить и назвать тему нашего занятия? (Тема: «Звуки », т. к. они встречались в каждом задании)
III. Актуализация знаний
(Машинки – Факты) СЛАЙД 5
– А что это такое звук? (Звуковые волны,
колебания и звуки — это волны, только бегущие
в воздухе, в воде т.д.) СЛАЙД 6
– Что вы уже знаете о звуке из прошлых
занятий? (Как возникает звук, распространение,
не существование звука в вакууме, скорость звука
и т.д.)
– Где они могут распространяться?
– Где мы можем услышать звуки? (На улице,
помещении, транспорте т.д.)
IV. Определение проблемы занятия
(Машинки – Проблема)
– Посмотрите, пожалуйста, ещё один фрагмент из
фильма «Морозко». Подумайте, какая связь может
быть у этого отрывка и нашей сегодняшней темой
«Звук»? СЛАЙД 7
(Просмотр фрагмента)
– Кто ответит на поставленный вопрос? (Баба Яга
тоже слушала звук)
– Что при этом было удивительного в поведении
Бабы Яги? (Баба Яга слушала звуки, приложив ухо
к земле)
– Все ли поняли, почему она так сделала? (Не все
или вариант 2 поняли, тогда ? Зачем она выбрала
такой способ слушать звуки?)
– Тогда назовите проблему, над которой мы
сегодня будем работать. (Выяснить, по какой
причине Баба Яга слушала звуки не по воздуху, а
приложив ухо к земле). Всем это интересно
узнать? СЛАЙД 8
(Запись проблемы)
V. Выбор методов исследования, выдвижение гипотез
(Машинки – Гипотеза)
(На экране вывести колобков – методов исследования) СЛАЙД 9
– Думаем сами и выдвигаем гипотезы. С каких слов начинаются гипотезы? (Возможно, допустим, предположим…)
(Запись гипотез или гипотезы: возможно звуки в земле слышны лучше, чем в воздухе)
– Какие ещё методы исследования можно сегодня использовать? (Машинки – модель) СЛАЙД 10
Найти ответ:
– проведя эксперимент;
– прочтя в энциклопедиях;
– спросив специалиста (учителя)
– посмотреть в Интернете;
VI. Проведение исследования
Далее работа в группах (сбор фактов)
- 1 группа – спросить у специалиста (учитель или гость)
- 2 группа – просмотр информации в интернете на информационном пространстве.
- 3 группа – просмотр справочной литературы.
Далее идёт обсуждение в группах. После групповой работы учитель подводит учащихся к предварительным выводам:
– Вспомним, что колебания могут передаваться в
воздухе.
– А что произойдет если между колеблющимся
предметом и нашим ухом будет находится не воздух,
а, например, стена, то сможем ли мы услышать через
стену? (Можем ожидать, что?)
– Значит ли это, что звук проходит и по стене? (Дети
высказывает предположения о передачи звука в
твердых веществах)
– Обоснуй свое предположение, почему ты думаешь,
что такое бывает?
– Может вы уже испытали что-то подобное в
жизненной ситуации (слушали через стену, ссору
соседей, дрель).
– Как же проверить ваше предположение?
Предварительные выводы! (Машинки – Следствие)
– Какой метод нам поможет объяснить данное
явление? (Метод эксперимента)
VII. Проведение эксперимента «Чудесный стол»
(Машинки – Эксперимент)
Детям раздается план-инструкция проведения эксперимента. Результаты фиксируются в протоколе (таблица «Скорость звука в различных средах при температуре 20 С» дана в Приложении 1)
Вывод: Когда звук распространяется в ограниченной области (твердое тело), он передается более целенаправленно и не рассеивается в большом пространстве, как это происходит при передаче через окружающий воздух.
– Какие выводы ва можете сделать? (Звук был ближе, отчетливо слышен, когда ухо прислоняли к столу, значит, мы можем предположить, что звук лучше слышен через твердые тела)
Далее задать время на обобщение информации и подготовку выступления. Результаты фиксируются в протоколе.
План доклада: СЛАЙД 11
1. Что было объектом исследования? (Звук)
2. Какова была проблема и проблемный вопрос?
3. Какие методы исследования использовались?
4. Какие были гипотезы?
5. Какая информации была найдена по выдвинутому
предположению?
6. Подтвердилась гипотеза или нет.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия
(Машинки – Апробация)
Напоминаем детям об апробации и использовании новых знаний в жизни и в обучении.