Урок окружающего мира (экспресс-исследование) по теме "Звук. Где быстрее распространяются звуки?". 1–4-й класс

Разделы: Физика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Задачи экспресс-исследования:

  • проверка способности детей использовать полученные знания на практике и возможность их применения в разных ситуациях;
  • формирование первичных представлений о звуке, как физическом явлении;
  • развитие представлений школьников о методе научного познания природы;
  • развитие рефлексивных умений и мотивации к познанию природы.
  • формирование универсальных учебных действий (УУД):
    • регулятивных:
      • обнаруживать и формулировать исследовательскую проблему в диалоге с учителем и учащимися;
      • выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия;
      • высказывать свое предположение, предлагать способы проверки;
      • работать по инструкции-модели (дорога исследования)
      • проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий состоящих из нескольких операций;
    • познавательных:
      • ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и учащихся;
      • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
      • понимать необходимость дополнительной информации для решения возникшей проблемы;
      • добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя справочные материалы, свои жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях ранее.
      • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, сравнивать и группировать свойства предметов, явлений;
      • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказ по результатам, фиксация в протоколе наблюдений, таблице.
    • коммуникативных:
      • оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, выделять ключевые слова, договариваться с членами группы и отвечать на их обращения в ходе дискуссии или групповой работы;
      • работать в паре по операциям, чередуя роли исполнители и контролера, выполнять различные роли в группе

Оборудование и ИКТ: портативный компьютер учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска (интерактивное копи-устройство Mimio Xi со стилусом-мышкой магнитно-маркерная доска, портативные мультимедийные компьютеры учащихся протоколы наблюдений,  интерактивный макет «Дорога-исследование» (в презентации), СD «Кирилла Мефодия»,  видео нарезки  из фильмов: «Морозко», «Олень – золотые рога», «Трактористы», «Маша и Медведь», таблица «Скорость звука в различных средах при температуре 20 С», CD «Звуки»

ХОД ЗАНЯТИЯ

СЛАЙД 1

I. Организационный момент

II. Определение темы занятия

1. Наше занятие мы начнём  с разминки, по окончании которой вы постараетесь определить тему  нашего сегодняшнего исследования.

СЛАЙД 2 (Автор: Анна Алфёрова название можно не говорить «Звуки»)

Ку-ку –
в часах кукушка…
Ква-ква –
шумит лягушка…
Кря-кря –
В ответ подружка…
Бах-бах! –
В саду хлопушка.

– Кто может повторить все звуки, которые были в  отрывке этого стихотворения?

 2. Определение звуков на слух.

– Следующее задание. Встать, отвернуться, закрыть глаза и определить звуки (можно вызывать детей для создания звука)

А) лопнул шарик;
Б) шуршание газеты;
В) хлопнуть в ладоши;
Г) игра на пианино
Д) …

Вывод:  существует множество различных звуков. По их звучанию мы можем определить к какому объекту, явлению они относятся

3. Просмотр фрагментов фильмов. СЛАЙД 3

– А сейчас посмотрите несколько фрагментов. Подумайте, что их объединяет?

(Просмотр фрагментов мультфильма «Маша и Медведь», «Олень – Золотые Рога», «Трактористы», ответ на поставленный вопрос)

Дети: Во всех фрагментах герои слушали окружающие звуки.

– Как помогали звуки героям? (Маша знала, когда нужно идти на перемену или урок, звери слышали опасность и прятались, тракторист определил неисправности у машины).

СЛАЙД 4

– Выполнили все задания. Кто может определить и назвать тему нашего занятия? (Тема: «Звуки », т. к. они встречались в каждом задании)

III. Актуализация знаний

(Машинки – Факты) СЛАЙД 5

– А что это такое звук? (Звуковые волны, колебания и  звуки — это волны, только бегущие в воздухе, в воде т.д.) СЛАЙД   6
– Что вы уже  знаете о звуке из прошлых занятий? (Как возникает звук, распространение, не существование звука в вакууме, скорость звука и т.д.)
– Где они могут распространяться?
– Где мы можем услышать звуки? (На улице, помещении, транспорте т.д.)

IV. Определение проблемы занятия

(Машинки – Проблема)

– Посмотрите, пожалуйста, ещё один фрагмент из фильма «Морозко». Подумайте, какая связь может быть у этого отрывка и нашей сегодняшней темой «Звук»? СЛАЙД 7
(Просмотр фрагмента)
– Кто ответит на поставленный вопрос? (Баба Яга тоже слушала звук)
– Что при этом было удивительного в поведении Бабы Яги? (Баба Яга слушала звуки, приложив ухо к земле)
– Все ли поняли, почему она так сделала? (Не все или вариант 2 поняли, тогда ? Зачем она выбрала такой способ слушать звуки?)
– Тогда назовите проблему, над которой мы сегодня будем работать. (Выяснить, по какой причине Баба Яга слушала звуки не по воздуху, а приложив ухо к земле). Всем это интересно узнать? СЛАЙД 8
(Запись проблемы)

V. Выбор методов исследования, выдвижение гипотез

(Машинки – Гипотеза)

(На экране вывести колобков – методов исследования) СЛАЙД 9

– Думаем сами и выдвигаем гипотезы. С каких слов начинаются гипотезы? (Возможно, допустим, предположим…)

(Запись гипотез или гипотезы: возможно звуки в земле слышны лучше, чем в воздухе)

– Какие ещё методы исследования можно сегодня использовать? (Машинки – модель) СЛАЙД 10

Найти  ответ:

– проведя эксперимент;
– прочтя в энциклопедиях;
– спросив  специалиста (учителя)
– посмотреть в Интернете;

VI. Проведение исследования

Далее работа в группах (сбор фактов)

  • 1 группа – спросить у специалиста (учитель или гость)
  • 2 группа – просмотр информации в интернете на информационном пространстве.
  • 3 группа – просмотр справочной  литературы.

Далее идёт обсуждение в группах. После групповой работы учитель подводит учащихся к предварительным выводам:

– Вспомним, что колебания могут передаваться в воздухе.
– А что произойдет если между колеблющимся предметом и нашим ухом будет находится не воздух, а, например, стена, то сможем ли мы услышать через стену? (Можем ожидать, что?)
– Значит ли это, что звук проходит и по стене? (Дети высказывает предположения о передачи звука в твердых веществах)
– Обоснуй свое предположение, почему ты думаешь, что такое бывает?
– Может вы уже испытали что-то подобное в жизненной ситуации (слушали через стену, ссору соседей, дрель).
– Как же проверить ваше предположение?  Предварительные выводы! (Машинки – Следствие)
– Какой метод нам поможет объяснить данное явление? (Метод эксперимента)

VII. Проведение эксперимента «Чудесный стол»

(Машинки – Эксперимент)

Детям раздается план-инструкция проведения эксперимента. Результаты фиксируются в протоколе (таблица «Скорость звука в различных средах при температуре 20 С» дана в Приложении 1)

Вывод: Когда звук распространяется в ограниченной области (твердое тело), он передается более целенаправленно и не рассеивается в большом пространстве, как это происходит при передаче через окружающий воздух.

– Какие выводы ва можете сделать? (Звук был ближе, отчетливо слышен, когда ухо прислоняли к столу, значит, мы можем предположить, что звук лучше слышен через твердые тела)

Далее задать время на обобщение информации и подготовку выступления. Результаты фиксируются в протоколе.

План доклада: СЛАЙД 11

1. Что было объектом исследования? (Звук)
2.  Какова была проблема и проблемный вопрос?
3. Какие методы исследования использовались?
4. Какие были гипотезы?
5. Какая информации была найдена по выдвинутому предположению?   
6. Подтвердилась гипотеза или нет.

VIII. Подведение итогов. Рефлексия

(Машинки – Апробация)

Напоминаем  детям  об апробации и использовании новых знаний в жизни и в обучении.