Мы, взрослые, просто обязаны
Идти по жизни рядом с детьми,
Идти вместе и дружно рука об руку,
Локоть к локтю, а главное – ум к уму
И доброта к доброте!
И тогда у нас все получится.
Просто не может не получиться.
Соловейчик С.Л.
Пояснительная записка
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно.
Задумайтесь, учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. А ведь искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя - профессионала гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание - потеря времени», «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо?
Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей, такими , какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Перед ними стоит задача совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.
Основная цель - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития учащихся.
Основные задачи:
- повысить роль школы в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых;
- сформировать психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей;
- создавать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;
- пропагандировать знания о здоровом образе жизни;
- демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;
- активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.
Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительское собрание; родительский лекторий «Академия любящих родителей», творческие мастерские и игровые тренинги,временные творческие группы родителей класса, презентация опыта семейного воспитания; индивидуальная работа; копилка "вопрос - ответ".
Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников:
- познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы и т.д.;
- трудовая деятельность: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории, выставка семейных поделок и т.д.;
- досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, игровые программы и т.д).
Методы взаимодействия:
- Убеждение - процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
- Психологическое заражение - воспитание психических состояний, обладающих, как правило, яркой эмоциональной окрашенностью.
- Поощрение/наказание - похвала, благодарность / общественное порицание, осуждение.
- Упражнение - опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
- Коррекция - оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.
- Ситуация морального успеха - поддержка воспитанника, закрепление положительного в его развитии.
Принципы в работе:
- управление с самого начала должно предусматривать участие всех членов коллектива: детей, родителей и классного руководителя;
- воспитание личности прежде всего - развитие ее деятельности в содружестве со взрослыми. Подростковый возраст не зря называется временем действий: общение и деятельность детей, их семей и учителей;
- внимание к особенностям каждого ребенка и каждого родителя при организации совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- психолого-педагогическая поддержка семье в воспитании детей;
- возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;
- утверждение здорового образа жизни;
- активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей;
- создание высокоэффективной системы социального партнерства семьи и школы по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на всестороннее гармоничное развитие личности.
Оценка предполагаемых результатов:
- наблюдение и анализ межличностных отношений;
- контроль за развитием личности методом анкетирования и диагностики;
- участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах, выставках и т.д.;
- отзывы детей, родителей.
Содержание программы
Организация работы с учащимися, их родителями и педагогами предполагает практическую реализацию следующих целостных тематических блоков: "Семья и здоровье", "Семья в обществе", "Семья и ценности".
1. "Семья и здоровье"
Состояние счастья сильно зависит от той заботы,
которую мы проявляем по отношению к нашему телу.
Через гармонию тела проявляется торжество духа.
Умственная ясность имеет сугубо физическую основу:
П.С. Брегг
Показатель |
Характеристика |
Цель: |
формирование понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения |
Задачи: |
|
Направления деятельности: |
пропаганда здорового образа жизни |
Содержание деятельности: |
|
Ожидаемые результаты: |
|
2. "Семья в обществе"
Дети - это наш суд на миру, наше зеркало,
в котором совесть, ум, честность,
опрятность нашу - всё наголо видать:
В.П.Астафьев
Показатель |
Характеристика |
Цели: |
|
Задачи: |
|
Направления деятельности: |
|
Содержание деятельности: |
|
Ожидаемые результаты: |
|
3."Семья и ценности"
Только добро, творимое человеком,
остаётся, и благодаря ему жизнь
чего-нибудь стоит.
Ж.Ж.Руссо
Показатель |
Характеристика |
Цели: |
|
Задачи: |
|
Направления деятельности: |
|
Содержание деятельности: |
|
Ожидаемые результаты: |
|