Цели
- Научить грамотно читать и записывать формулы.
- Развивать навыки вычисления и применять их в жизненных ситуациях.
- Воспитывать любовь к математике.
Задачи
- С помощью формул формировать навык вычисления площади прямоугольника, квадрата, площадь сложной фигуры, используя правила.
- Раскрыть удобство и простоту применения формул для вычисления площади.
- Выявление взаимосвязи математики с повседневной жизнью.
Тип урока: изучение новых знаний
Вид урока: традиционный
Оборудование:
- плакаты,
- индивидуальные карточки,
- учебники.
Ход урока
I. Вводно-мотивационный момент
Здравствуйте, ребята, садитесь! Я очень рада вас видеть и хочу, чтобы наш урок был познавательным и интересным.
Тетради с домашней работой я, как всегда собрала, а другие – лежат у вас на столах.
II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
1. Введение в тему.
Ребята, вы уже умеете вычислять площадь прямоугольника, а цель этого урока – изучить формулу площади прямоугольника, квадрата, и некоторых других сложных фигур. Понятие, которое мы изучили на прошлом уроке – это формула.
Кто мне даст определение формулы?
Ответ: Формула – это запись какого-нибудь правила с помощью букв.
Приведите примеры формул.
Сегодня мы поговорим о формуле площади.
Запишите в тетради тему урока:
ПЛОЩАДЬ. ФОРМУЛА ПЛОЩАДИ ПРЯМОУГОЛЬНИКА.
III. Изучение новых знаний
1. Объяснение нового материала.
Много вокруг нас таких вещей, площади которых нам тоже нужно иногда измерять. Например, при оклеивании комнат обоями нужно знать площадь стен, чтобы правильно вычислить количество рулонов обоев.
А для измерения площади используют единичные квадраты.
Единичным называют квадрат, длина стороны которого равна выбранной единицы длины. Название площади единичного квадрата получится, если к названию выбранной единицы добавить прилагательное “квадратный”. Пример запишем в тетради.
1 квадратный сантиметр – это площадь квадрата со стороной 1см.
Скажите, что такое
1 кв. м,
1 кв. мм,
1 кв.км?
Обычно единицы площади записывают сокращённо. Например:
1 кв.м = 1м2, 1 кв.км = 1 км2.
Сформулируем теперь, что, значит, измерить площадь фигуры. Для этого нужно выбрать единичный квадрат.
Измерить площадь фигуры, – это значит, найти число, показывающее, сколько единичных квадратов содержится в данной фигуре.
Проще всего измерить площадь прямоугольника. Вам приходилось это делать много раз. А сейчас мы посмотрим, как получается удобная формула для вычисления площади прямоугольника.
Рассмотрим прямоугольник, со сторонами a и b единиц длины. Видно, что такой прямоугольник разбивается на единичные квадраты-клетки. Общее число единичных квадратов получим, если, ахb. Обозначим S – площадь нашего прямоугольника и запишем найденную формулу в тетрадь.
S = aхb.
Если прямоугольник является квадратом со стороной a,то a=b и формула для площади квадрата имеет вид
S = a2
Сформулируем 2 правила:
1. Две фигуры называются равными, если одну из них можно так наложить на вторую, что эти фигуры совпадут.
2. Площадь всей фигуры равна сумме площадей её частей.
Эти два важных правила запишем в тетрадь и, будем применять при решении задач.
2. Первичное закрепление нового материала.
1).Решение задач по учебнику.
Откроем учебник на стр. 152 и решим №690. К доске выйдет …
Какие из флажков равны?
Ответ: А и Е; В и F; С, D и К.
Каким правилом мы воспользовались? (Первым).
№ 692 (решает ученик с места).
Равны ли выкройка и вырезанный по ней кусок материи?
Ответ: да, потому что выкройка и вырезанный по ней кусок материи совпадают при наложении.
№ 693. У доски решает…
Найдите равные фигуры. Сколько клеточек содержит каждая фигура?
Ответ: М и Р; А и С.
М-7 клеток, Р-7 клеток, R-7
клеток.
А-8 клеток, В-8 клеток, С-8 клеток.
№ 696. У доски решает …, а все остальные записывают ответ в тетрадь.
Найдите площадь каждой фигуры, если условится, что длина стороны каждой клетки равна 1 см.
Ответ:
SA = 14 ед. кв. = 14 см2.
SB = 8 ед. кв. = 8 см2.
SC = 10 ед. кв. = 10 см2.
2). Весёлые задачи.
“Царская задача”
А теперь послушайте интересную задачу.
В некотором царстве, в некотором государстве была такая единица длины – бумбас. Двор вокруг царского дворца имел форму прямоугольника со сторонами 50 и 80 бумбасов.
1) Найдите площадь двора в квадратных бумбасах.
1 ученик у доски:
Sдвора = 50 х 80 = 4000 кв. бумбасов.
А сам дворец стоял в углу двора, занимая квадрат со стороной 20 бумбасов.
2) Найдите площадь дворца.
2 ученик у доски:
2 = 400 кв. бумбасов.Sдворца = 20
Царь решил выложить весь двор снаружи коврами, имевшими форму прямоугольника со сторонами 2 и 3 бумбаса.
3) Сколько потребовалось для этого ковров?
3 ученик у доски:
х 3 = 6 кв. бумбасов.Sдвора – Sдвора = 4000 – 400 = 3600 кв. бумбасов
Sковра = 2
3600 : 6 = 600 ковров.
3).Математика вокруг нас.
Теперь решим задачу попроще.
Смекалкин дал младшему брату линейку 20 см и предложил измерить площадь развернутой газеты “Пятерочка”. Брат удивился: “Как же измерять, если газета большая, а линейка маленькая?”.
Как вы думаете, что Смекалкин посоветовал?
Ответ: Согнуть газету в 4 раза. Измерить площадь. Умножить результат на 4.
4). “Голова Буратино”.
И еще одну интересную задачу мы с вами решим.
Внимательно рассмотрите фигуру и скажите, какую площадь имеет голова Буратино? (см. рис. 1)
Ответ: При внимательном рассмотрении можно заметить, что при передвижении некоторых геометрических фигур (см. рис.2) получается квадрат со стороной 6 клеток(см.рис.3).Следовательно, S=62, S=36
3. Вторичное закрепление. Самостоятельная работа. Тест
Ответьте на вопросы теста, которые у вас лежат на столах. (См. Приложение). В углу подпишите карандашом фамилию и обведите нужный ответ. Тест рассчитан на 5 мин.
Сдайте работы. Проверим правильность ответов, сравнив их с ответами на крыле доски.
4.Итоговая беседа.
Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Ответьте на следующие вопросы:
- Напишите формулу площади прямоугольника.
- Какие измерения надо провести, чтобы получить площадь прямоугольника.
- Какие фигуры называются равными?
- Могут ли равные фигуры иметь различные площади? А периметры?
- Как найти площадь всей фигуры, зная площади всех ее частей?
- Напишите формулу площади квадрата.
Ученики отвечают с места или выходят к доске.
IV. Итог урока
Наш урок подошёл к концу.
Сегодня мы с вами изучали тему: “Площадь. Формула площади прямоугольника”.
Вы все молодцы, хорошо поработали на уроке! Спасибо.
Хотелось бы отметить хорошую работу на уроке учащихся...
А оценки за тест вы узнаете на следующем уроке.
V. Домашнее задание
№ 691,700,751.