Цели:
- Познакомить учащихся с географией народных промыслов Центральной России, их историей, особенностями технологии и художественной целостностью. Формировать умение самостоятельно отобрать материал, готовить презентации;
- Формировать умение самостоятельно отобрать материал, опыта публичного выступления, развитие устной речи, умение готовить презентации;
- Развивать кругозор учащихся и творческие способности через рекламу продукции промыслов.
Тип урока: комбинированный (с использованием элементов информационно-исследовательского проекта)
Оборудование: карта Центральной России, атласы, карточки с таблицами, анкеты для учащихся, компьютер, проектор, экран.
Подготовительный этап: анкетирование учащихся 9 классов. Результаты анкетирования.
Анкета для учащихся:
- Слышали (знаете) ли вы о народных промыслах а) да б) нет в) что-то слышал.
- Есть ли в вашем доме изделия народных промыслов? а) да б) нет.
- Где вы приобретаете изделия народных промыслов а) в специализированных магазинов; б) на стихийных рынках; в) у производителей.
- Назовите известные вам народные промыслы.
- Как вы относитесь к существующим народным промыслам а) считаю, что это сохраняет культуру и самобытность народа; б) это устаревшее прошлое в) мне все равно, я не думал об этом.
- Кто на ваш взгляд должен заниматься вопросами сохранения и развития народных промыслов? а) государство б) те, кто этим занимается в) это вообще ненужный вид деятельности.
- Знаете ли вы учебные заведения, где обучают искусству народных промыслов? а) да б) нет
(Результаты анкетирования учитель сообщает в заключительной части урока)
Ход урока
1. Организация класса
2. Мотивация учебной деятельности
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мы живем в огромной многонациональной
стране с богатой историей и культурой. В России проживает 143,1
млн.человек, из них 85% населения русские. В.Даль писал “ Национальная
принадлежность человека определяется по тому языку, на котором он
думает. Так русский язык считают родным в России 86,6 %, а 97,7 %
свободно им владеют. Многовековая история русского народа выражается в
национальном своеобразии, которое раскрывается в искусстве живописи,
литературе, архитектуре и, конечно же , в русских народных промыслах. С
которыми из них мы и познакомимся на примере промыслов Центральной
России. Тема нашего урока “Русские народные промыслы Центральной России” |
Запись темы урока в тетради. |
3. Постановка познавательных целей
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Что Вы должны знать? 1. Уметь объяснять причины возникновения народных промыслов; 2. Иметь представление об искусстве русских народных промыслов на территории Центральной России, знать их географию, характер производимой продукции. Наш урок будет проходить в форме защиты мини-проектов, где вашему вниманию помимо иллюстрационного материала будет представлена теория вопроса. |
4. Изучение нового материала
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Как же возникли народные промыслы? Я на
карте покажу районы и центры существования народных промыслов.
Попробуйте определить закономерности В размещении центров народных
промыслов. (О: вблизи крупных городов). Условиями возникновения народных промыслов стали следующие причины: Свободное время зимой; Неустойчивые урожаи; Соседство рынков и ярмарок, где можно было продать свою продукцию. Искусство русских народных промыслов богато и разнообразно: это и хохлома золотая, и гжель, жостовские изделия и многое другое. Такая форма традиционных занятий русского народа неоднородна. В одних искусство народных промыслов проявилось полностью, в других преобладает труд мастеров-надомников, в третьих это приобрело формы профессионального искусства. Но в любом из них отражены традиции и обычаи русского народа. И наш урок мы посвятим знакомству с русскими народными промыслами Центральной России. |
Работа учащихся в тетради; Выступления учащихся с сообщениями, сопровождаемые презентацией: – Лаки Федоскина; <Приложение 1, Рисунок 1> – Жостовский поднос; <Рисунок 4> – Гжельский фарфор; <Рисунок 8> – Загорская матрешка; <Рисунок 3> – Павловский платок; <Рисунок 2> – Богородская игрушка; <Рисунок 5> – Палех; <Рисунок 7> – Хохломская роспись. <Рисунок 6> (литература: Мастера народных художественных промыслов – юбилею А.С.Пушкина. … 106. Каталог – альбом; "Художественные ПРОМЫСЛЫ земли нижегородской" Язык; Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2003 Русская матрешка. Бардина Р. Художественные промыслы Владимирской области. Ярославль, 1975.; Русская деревянная посуда 17–20 веков. Народные художественные промыслы РСФСР. Учеб пособие для худож уч-щ.; Барадулин В.А, Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России. – М.: Россельхозиздат, 1983.; Журнал “География в школе №5, 2000г., Журнал география для школьников №2, 2009г. |
5. Закрепление знаний. Постановка учебной задачи
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
2. Обсуждение в форме фронтальной
беседы после выступлений учащихся. В: 1. Что полезного вы узнали на уроке? 2. Что из представленного вы не знали вообще? 3. Считаете ли вы, что материал урока расширил ваши знания о русских народных промыслах? |
В ходе представления мини-проектов в
форме слайдовых презентаций учащиеся заполнят таблицу, которую сдают в
конце урока. Русские народные промыслы Центральной России № п/п Вид народного промысла 1. Лаки Федоскина |
6. Заключение
На подготовительном этапе урока было проведено анкетирование (демонстрация презентации учащимися, проводившими анкетирование <Рисунок 1>). Выводы по результатам анкетирования.
Центральная Россия – колыбель русского народа и в его промыслах отражены, развиваются и живут народные традиции, а знания о них укрепляют национальное самосознание русского человека.
Всем спасибо за урок.