Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными звуками в корне слова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: знакомство с новой орфограммой – непроизносимые согласные в корне слова.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с орфограммой – непроизносимый согласный в корне.
  • Учить детей видеть “ошибкоопасное” место в слове.
  • Повторить ранее изученные орфограммы.
  • Закрепить первоначальные знания об изученной орфограмме.
  • Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся.
  • Способствовать выработке у учащихся интереса к русскому языку.

Место урока в теме: Первый из восьми.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы: общеклассная, индивидуальная, групповая

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Средства: учебник “ Русский язык”, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., М.: “ Баласс”, 2004 г., тетрадь,

Оборудование: компьютер, экран

Структура урока:

  1. Орг. момент
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка проблемной ситуации
  4. Совместное открытие знаний
  5. Первичное закрепление
  6. Итог урока

Ход урока

Этап Деятельность учителя Деятельность ученика Средство Форма Метод Предполагаемый результат
Орг. момент Приветствую ребят Приветствуют учителя речь общеклассная
Актуализация знаний Обращаю внимание на карточки со словами, расположенными на доске.

Предлагаю разбить слова на 3 группы по какому-нибудь признаку и записать их.

Слушаю высказывания учащихся.

Читают слова, предлагают варианты, разбивают слова на группы, записывают в тетрадь, отвечают. Демонстрационный материал (слова)

речь, тетрадь

общеклассная Объяснительно-иллюстративный написанные слова разбиты на три группы и одно слово осталось лишним.
Постановка проблемной ситуации Обращаю внимание на это слово. Прошу прочитать его орфографически, орфоэпически.

Что заметили в слове “вестник”?

Чем доказать, что звуков меньше, чем букв?

читают его и определяют, что в слове звуков меньше, чем букв

Выполняют транскрипцию слова

Речь, слайд №1,№2, тетрадь общеклассная проблемный Умение учащихся определять в слове количество букв и звуков. Один согласный выпал из слова.
Совместное открытие знаний Предлагаю учащимся самим дать название этому звуку, открываю название на слайде.

Говорю детям: “Откройте учебник с.58 № 75 понаблюдайте за словами”, показываю слайд №4,№5

Сравните ваши предположения с информацией учебника с.59.

Подвожу итог об открытии новой орфограммы и показываю слайд№6

Предлагают свои варианты, смотрят на экран.

Наблюдают за словами, отвечают, что непроизносимый согласный возник в корне слова, в стечении согласных звуков (стн, здн).

Сравнивают

Слушают, смотрят на экран.

Речь, слайд №3

Речь, учебник, слайд№4,№5.

Речь, слайд№6

общеклассная Частично-поисковый Первоначальные знания об орфограмме “непроизносимый согласный звук”
Первичное закрепление Предлагаю выполнить тренировочное упражнение

(дети разбиты на группы до урока)

Выполняют упражнение в группах Тетрадь, карточки групповая репродуктивный Упражнение выполненное в тетради.
Итог урока Спрашиваю, какие открытия сделали на уроке. отвечают речь общеклассная

Приложение 1