Цель: знакомство с новой орфограммой – непроизносимые согласные в корне слова.
Задачи:
- Познакомить учащихся с орфограммой – непроизносимый согласный в корне.
- Учить детей видеть “ошибкоопасное” место в слове.
- Повторить ранее изученные орфограммы.
- Закрепить первоначальные знания об изученной орфограмме.
- Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся.
- Способствовать выработке у учащихся интереса к русскому языку.
Место урока в теме: Первый из восьми.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы: общеклассная, индивидуальная, групповая
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Средства: учебник “ Русский язык”, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., М.: “ Баласс”, 2004 г., тетрадь,
Оборудование: компьютер, экран
Структура урока:
- Орг. момент
- Актуализация знаний
- Постановка проблемной ситуации
- Совместное открытие знаний
- Первичное закрепление
- Итог урока
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Средство | Форма | Метод | Предполагаемый результат |
Орг. момент | Приветствую ребят | Приветствуют учителя | речь | общеклассная | ||
Актуализация знаний | Обращаю
внимание на карточки со словами, расположенными на доске. Предлагаю разбить слова на 3 группы по какому-нибудь признаку и записать их. Слушаю высказывания учащихся. |
Читают слова, предлагают варианты, разбивают слова на группы, записывают в тетрадь, отвечают. |
Демонстрационный материал (слова) речь, тетрадь |
общеклассная | Объяснительно-иллюстративный | написанные слова разбиты на три группы и одно слово осталось лишним. |
Постановка проблемной ситуации | Обращаю
внимание на это слово. Прошу прочитать его орфографически, орфоэпически. Что заметили в слове “вестник”? Чем доказать, что звуков меньше, чем букв? |
читают его и
определяют, что в слове звуков меньше, чем букв
Выполняют транскрипцию слова |
Речь, слайд №1,№2, тетрадь | общеклассная | проблемный | Умение учащихся определять в слове количество букв и звуков. Один согласный выпал из слова. |
Совместное открытие знаний | Предлагаю
учащимся самим дать название этому звуку, открываю название на слайде. Говорю детям: “Откройте учебник с.58 № 75 понаблюдайте за словами”, показываю слайд №4,№5 Сравните ваши предположения с информацией учебника с.59. Подвожу итог об открытии новой орфограммы и показываю слайд№6 |
Предлагают
свои варианты, смотрят на экран.
Наблюдают за словами, отвечают, что непроизносимый согласный возник в корне слова, в стечении согласных звуков (стн, здн). Сравнивают Слушают, смотрят на экран. |
Речь, слайд №3 Речь, учебник, слайд№4,№5. Речь, слайд№6 |
общеклассная | Частично-поисковый | Первоначальные знания об орфограмме “непроизносимый согласный звук” |
Первичное закрепление | Предлагаю
выполнить тренировочное упражнение (дети разбиты на группы до урока) |
Выполняют упражнение в группах | Тетрадь, карточки | групповая | репродуктивный | Упражнение выполненное в тетради. |
Итог урока | Спрашиваю, какие открытия сделали на уроке. | отвечают | речь | общеклассная |