Цели:
- формировать первоначальное представления о свете и цвете;
- познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
- обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;
- воспитывать интерес к изучению нового.
Оборудование: Мультимедиопроектор, краски, музыка, песня, стихи, презентация, альбомные листы.
В ходе урока учащиеся будут иметь возможность:
- >описывать чувства, возникающие при виде радуги;
- называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
- запомнить последовательность цветов радуги;
- высказывать предположения о причинах возникновения радуги;
- работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок;
- осуществлять взаимопроверку, взаимопомощь.
Формирование УУД:
Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативые – слушать и понимать речь других, работать в паре, договариваться.
Регулятивные – Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Многое должны узнать.
2. Актуализация знаний
Учитель: Какие вы знаете явления природы? (Ответы детей.)
Послушайте стихотворение и попробуйте его договорить.Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
Потому что… (Хором: «Дождь идёт!»)
Дети стучат пальчиками по партам, показывая какой сильный дождик. Затем дождь затихает.
– Дождик закончился и…
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти. (Радуга.)
3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса
– О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.)
– Что такое радуга?
– Что бы вы хотели о ней узнать?
– Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Мы узнаем, что такое радуга, как и когда она появляется, почему она разноцветная, из скольких цветов она состоит.
– Дети, кто из вас видел радугу? Приложение 1, Слайд 1
– Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Какие приметы вы знаете? Слайд 2
Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Слайд 3
Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.
Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!
Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:
– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. – Ребята, кто заметил, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).
Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво? Слайд 4
4. Постановка проблемного вопроса
Песня (Приложение 2,) «Кто построил радугу» (поют дети)
Кто построил радугу в небе над землёю
Семь цветов, семь мостиков и загнул дугою.Припев:
Это – 3 раза видно дождик
Он немного архитектор и чуть-чуть художникКак бы мне хотелось знать кто рукой могучей
В небе замок сказочный вылепил из тучи.Припев.
Кто луга весенние засадил цветами
Вы теперь я думаю догадались сами.Припев.
5. Решение проблемного вопроса
– Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель?
– А кто из вас знает, как это происходит? Слайд 5
Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Слайд №6 Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)
Закрепление по учебнику. Открываем учебник страница 41 и ещё раз прочитаем как получается радуга. (Дети читают самостоятельно, затем вслух.)
6. Физкультминутка (Приложение 3)
7. Постановка проблемного вопроса
– Почему в песне мы называем дождь архитектором? Почему?
– А ещё как называем? Почему?
– А сколько в радуге цветов? (Семь цветов, семь мостиков.)
8. Чтение стихотворения
Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, –
Семицветная дуга
Заслонила облака.
9. Постановка проблемного вопроса
– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)
В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый
– Как запомнить их по порядку и очень быстро?
10. Решение проблемной ситуации Слайд 7
– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
11. Практическая работа № 1: «Эффект радуги в домашних условиях»
– А можно ли получить радуги в домашних условиях?
Вы можете сами дома расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги. Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная «радуга»
– Как ещё в домашних условиях можно получить радугу? Учебник стр. 41.
12. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику (с. 41).
– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)
– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)
– Может ли получиться у них радуга?
– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
13. Закрепление. Работа над проектом (работа в парах)
а) Выбор проекта, обоснование.
– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.
б) Выбор материалов и инструментов.
– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)
– Какой способ подходит нам сегодня?
в) Планирование проекта.
– Работать будем в паре. Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги рисовать. На белом листе нарисуем дуги радуги по шаблону. Сколько дуг вы будете рисовать? (7)
– Определим цвета наших полосок
(Дети отмечают буквами названия цветов.)
Учитель (читает стихотворение).
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать? (Радуга.)
– Можешь их нарисовать? (Да.)
г) Практическая работа.
(Дети самостоятельно разукрашивают радугу.)
д) Защита проекта.
– У кого же самая веселая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)
14. Радуге посвящено очень много стихов давайте их расскажем.
В небе дождь, гроза,
Закрывай глаза!
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве босиком,
Прямо в небо прыжком.
(С. Маршак)Солнце светит и смеется,
А на землю дождик льется.
И выходит на луга
Семицветная дуга.
(Н. Михайлова)Теплым майским днем
Барабанщик-гром
Словно молотом
Бьет по туче: «Бом!».
Туча дождик льет,
Ветер краски трет
И рисует РА-
И рисует ДУ-
И рисует ГУ.
Радугу!
Ленты разноцветные
над землёй парят,
Люди изумленные
в небеса глядят.
Радуга раскинула
ровный полукруг,
Ореолом праздничным
распахнулась вдруг.
Чудо разноцветное,
таинство Земли,
Диво безответное
в солнечной пыли.
Всплеск искринок сказочных,
вымытых дождём.
Радуга над облаком
взмыла цветником.
Радуга умытая
видится вдали.
Коромысло дивное
на плечах Земли.
(В. Мусатов)
15. Домашнее задание (по выбору)
– Поискать загадку о радуге.
– Выучить фразы – подсказки.
– Спросить дома у родителей: как получается радуга, сколько в ней цветов, какие цвета. Если родители не знают рассказать им.
16. Рефлексия. Итог урока
– Как получается радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)
– Почему наша радуга получилась такая весёлая?
– Чему она рада?
– Дети запомнили все её цвета.
– Молодцы!
Список литературы и ресурсов Интернет:
- Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир ,1 класс. Сост. И.Ф.Яценко. М.: ВАКО, 2010.
- Плешаков А.А, Александрова В.П., Борисова С.А. Методическое пособие к учебнику. М.: «Просвещение», 2002.
- Фефилова Е.П.,Поторочина Е.А., Дмитриева О И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»,1 класс. 3-е изд. М.: ВАКО, 2007.
- http://www.liveinternet.ru/users/3900572/post142676409/картинка
- http://encyc-bob.ru/nauka-i-obrazovanie/priroda/raduga образование радуги
- http://www.antula.ru/colour-rgb.htm каждый охотник…