Интеграция образовательных областей: музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Программные задачи:
Образовательные:
- Приобщать детей к истокам русской народной культуры, декоративно-прикладному искусству средствами музыки и рисования;
- Познакомить с семеновской матрешкой;
- Закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную технику рисования.
Развивающие:
- Развивать художественно-эстетический вкус, создать радостное настроение;
- Формировать творческие и креативные способности детей.
Оздоровительные:
- Следить за осанкой детей во время работы.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к труду народных умельцев, дружеские взаимоотношения между детьми.
Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы: Музыкальное сопровождение, рассматривание подлинной игрушки-матрешки. Беседа, художественное слово, загадка, физминутка, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных техник для рисования, вхождение в образ.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Игрушка Матрешка, алгоритм: «Последовательность изготовления матрешки», мольберт, костюмы матрешек, платочки, тканевое панно с отверстиями «Матрешки».
Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки.
Музыкальное сопровождение: «Танец матрешек» авторы неизвестны, песня «Русские Матрешки» авторы неизвестны, частушки, мелодии русских народных песен. Музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.
Словарная работа: Прилавок, затейливый, пригожи. Использование в речи слов определений Семеновской Матрешки: веселая, радостная, расписная, сувенирная, чернобровая. Обогащать словарь детей словами: сувенир, расписывать, цепочка бутонов.
Индивидуальная работа: помочь при росписи затрудняющимся детям.
Предварительная работа: Разучивание песен и частушек о матрешке, знакомство с танцем. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о промыслах России.
Ход занятия
Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…
Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!
Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
Отгадайте. Что это такое?
(загадывает загадку)
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская….
(Ответы детей: матрешка)
ТАНЕЦ МАТРЕШЕК автор слов и музыки неизвестен
Матрешка! Какая радостная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей) Оказывается, ей в этом году исполняется 120 лет. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин (показывает фото), а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!» так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.
Из чего делают матрешку?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Из какого дерева?
Дети: Березы, елки, липы.
Воспитатель: Сделать матрешку не просто. Посмотрите на алгоритм, как ее изготовляют.
(работают по алгоритму «Последовательность изготовления матрешки»)
Воспитатель: Что сначала делает мастер?
Дети: Подбирает брусок дерева, из которого будет делать матрешку.
Воспитатель: Дальше вытачивает заготовку на токарном станке, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Затем ее делает разъемной. А что дальше?
Дети: Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку.
Воспитатель: Что делает, когда расписал матрешку?
Дети: Покрывает ее лаком для прочности.
Воспитатель: Вот и готова наша веселая Матрешка. Эта матрешка из города Семенова, значит, зовут ее… (семеновская)
Какие цвета в росписи используют художники?
Дети: Красный, синий, зеленый и т. д.
Воспитатель: Как расписан фартук у Матрешки?
Дети: Она в руках держит большой букет роз. В букете очень много листочков. Он закрывает почти весь фартук.
Воспитатель: Как расписан платочек?
Дети: Края украшены цепочкой из бутонов и листьев.
Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка?
Дети: Веселой, озорной, игривой, радостной, праздничной, доброй, ласковой, нарядной, праздничной и т. д.
Воспитатель: Матрешка стала великой путешественницей. Начав свой путь по белу свету из города Семенова. Вам нравится семеновская матрешка?
Воспитатель: Хотели бы вы ее расписать?
(получает согласие детей)
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на фабрику по росписи семеновских матрешек. Чем можно расписать Матрешку?
Дети: пальчиком, «тычком», ватной палочкой, цветными и пастельными карандашами, красками, перышком, печатками.
Физминутка.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно расписывают Матрешек
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Во время росписи воспитатель напоминает детям пословицы о труде.
Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники!
Да и сами матрешки мастерицы хоть куда: и нарядные красавицы, и певуньи, и плясуньи.
Нынче праздник в нашем доме,
Гости бьют в ладошки.
Продолжается знакомство
Где же вы, матрешки?
(Под музыку выходят Матрешки)
Эй, Матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Частушки русская народная мелодия
-
Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Вчетвером поем частушки
И танцуем вчетвером. -
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой. -
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка. -
Ох, уж у Матреши
Доченьки пригожи!
Доченьки пригожи,
На нее похожи! -
Я – Матрешка – сувенир
В расписных сапожках,
Прогремела на весь мир
Русская Матрешка! -
Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяна я:
Щеки, словно розы. -
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет. -
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
(Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…)
Воспитатель: Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба.
Песня «Русская матрешка авторы неизвестны
-
Вы слышали, ребятки, про разные загадки,
Нас нужно без оглядки собрать и разобрать.
Какие мы простые, такие и смешные,
Но любит вся Россия с матрёшками играть.
Припев:
Я русская матрёшка, собою хороша,
За тысячью одёжек сидит моя душа.
Я русская матрёшка, собою хороша,
За тысячью одёжек сидит моя душа. -
Вторая пол-одежки запрятана в обложке,
И если понемножку их станем разбирать,
То снова всё и снова матрёшку видишь новой,
А где её основа, никак не угадать.
Припев. -
Вы слышали, ребятки, для вас мы не загадки,
Нас можно без оглядки собрать и разобрать.
Ну, что ж, повеселимся, затеи не боимся
И сразу согласимся в матрёшек поиграть.
Припев:
Используемая литература:
- Верижников Ю. Сборник «Хлопайте в ладоши» – Издательство: Весть-ТДА, 2007.
- Берестов В. Д. Матрешкины потешки. Книжка-игрушка. –М.: Изд-во «Малыш», 1982.
- Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. – М.: Изд-во «Малыш», 1988.
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика-Синтез, 2001.
- Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. – Москва: Изд-во Малыш, 1988.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников – Москва: Педагогическое общество России, 2005.
- Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – Москва: Скрипторий, 2003.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. – Москва: Мозаика-синтез, 2005.
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007.
- Под редакцией Казаковой Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование – Москва: Творческий Центр Сфера, 2004.