Цель: пробудить у первоклассников интерес к книге, к чтению.
Задачи:
- познакомить ребят с библиотекой – домом, где живут книги;
- познакомить детей с правилами поведения в библиотеке;
- научить детей, как правильно обращаться с книгой.
Ход урока
1. Знакомство.
Дети заходят в библиотеку, рассаживаются. Звучит тихая классическая музыка (например, Вивальди, Времена года).
Здравствуйте, дети!
Вы уже, наверное, догадались, куда пришли? Правильно, это дом, в котором живут книги. Обратите внимание, какой здесь порядок: каждая книжка на своей полке, у каждой есть свое место. Совсем скоро вы узнаете, где живут ваши любимые книги, и начнете с ними знакомиться.
А сейчас я познакомлюсь с вами.
Меня звать Ольга Александровна. Я помогу выбрать вам самую интересную книгу, подобрать литературу, необходимую для подготовки сообщения, реферата и буду выдавать выбранные вами книги и принимать обратно, после того, как вы их прочтете.
Теперь расскажите мне немножко о себе.
Дети отвечают на вопросы, которые задаются выборочно желающим ответить (фронтальная беседа)..
Как тебя зовут?
Ты умеешь читать?
Родители читают тебе книги?
Какая твоя любимая книга?
Почему?
Чем нравится тебе герой этой книги?
Чем не нравится?
Хотел бы ты быть таким же сильным? Добрым? Веселым?
Помогать слабым? Защищать младших?
Посмотрите, сколько интересного мы услышали, хотя поговорили всего лишь о нескольких книгах. Представляете, как много интересного, полезного, доброго, занимательного заключено в книгах, которые смотрят на вас с этих полок? Они ждут вас!
2. Как обращаться с книгой?
Книгам скучно стоять на полках, поэтому они очень любят читателей. Но не всех. Может, вы мне подскажете, каких читателей не любят книжки?
Дети отвечают.
Правильно, тех, которые бросают их куда попало, мнут страницы, пачкают их, рвут. Посмотрите на бедняжку, у которой такой вот нерадивый хозяин.
Входит ученик с растерзанной книгой: листы порваны, корешок оторван, обложка изрисована и т.д. Ученик от имени учебника читает стихотворение:
Вот такая, братцы, жизнь –
Вряд ли вам понравится:
Все помятые листы,
Даже высыпаются.
В жирных пятнах, растрепалась
Старенькая книга.
Корки даже не осталось!
Вы мне помогли бы
От хозяина укрыться,
Разгильдяя Пети?
Бедные мои страницы!
Помогите, дети!
Ученик продолжает:
А куда это я попал, ребята? В библиотеку? Какие яркие и чистые книги, и стоят ровными рядами на своих полках. И листы не порваны, и клякс на них нет… А можно мне остаться здесь жить?
Ребята, оставим бедняжку здесь? Мы отремонтируем книгу, приведем ее в порядок, и станет она жить с другими книгами, а вы с сможете с ней подружиться.
К сожалению, есть такие ребята, которые плохо обращаются с книгами. Но у нас есть скорая помощь, которая может их вылечить. Смотрите!
Заходит девочка с сумкой с красным крестом через плечо и достает из сумки ножницы, клей, бумагу, кисточку и т.д.
Девочка говорит, обращаясь к истерзанной книге:
Ах, бедняжка, как же тебе больно! Сейчас я тебе помогу!
Краски есть, картон и клей,
Ножницы, бумага.
Скоро станет веселей –
Постараться надо!
А бедняжку мы полечим,
Книжку пожалеем:
Чтобы стало ей полегче,
Корешок подклеим.
Мы разгладим все страницы,
Подошьем иголкой.
И вспорхнет она, как птица,
Прямо к нам на полку.
Обращаясь к детям:
За стихами, сказками
Сюда вы приходите.
Только, будьте ласковы,
Книги берегите!
А как беречь книги, нам расскажет наш гость - посмотрите и скажите, как его зовут? (На переносном стенде Цветик-семицветик с отрывными лепестками, на обороте которых текст правила). Правильно, Цветик-Семицветик. Каждые его лепесток содержит правило. Давайте вместе откроем их все, по очереди.
Дети подходят по одному, отрывают лепестки и читают на обороте лепестка правила:
- обернуть книгу;
- не бросать книгу где попало;
- не делать пометок карандашом или ручкой;
- не брать книгу грязными руками;
- не давать никому библиотечную книгу;
- не загибать страницы;
- пользоваться закладками.
3. Правила пользования библиотекой.
Вот и подходит к концу наше путешествие в дом, где живут книги. Мне осталось только рассказать вам о правилах, которые надо соблюдать, когда приходишь в библиотеку.
В библиотеку не нужно приходить в верхней одежде: здесь нет гардероба, а в куртках и пальто вам будет жарко и неудобно выбирать книги.
Когда вы выбрали книгу, обязательно нужно, чтобы я записала ее в ваш формуляр. Формуляр – это маленькая тетрадочка, в которую я записываю все книги, которые вы берете почитать (демонстрирую формуляр с записями).
Если вы пришли сдать прочитанную книгу, нельзя самому ставить ее на полку – сначала я обязательно должна отметить в формуляре, что вы ее сдали.
В библиотеке нельзя шуметь, потому что здесь ребята часто работают с книгой в читальном зале, вот за этим столом, и своим шумом вы будете им мешать.
4. Рефлексия.
Что на ваш взгляд было самым важным на уроке? (обязательно читать книги, бережно к ним относиться, соблюдать правила посещения библиотеки).
А на память о сегодняшней нашей встрече мне хочется сделать вам подарок: каждый из вас получит закладку для книги (ребята – помощники раздают закладки).
До свидания, до скорой встречи! Вам здесь всегда рады, вас здесь всегда ждут!
Реквизит и оборудование
- Стульев (скамеек) на весь класс.
- Старая книга с порванными смятыми листами, изрисованная, с оторванным корешком.
- Сумка с красным крестом через плечо, в которой находятся пузырек с клеем, кисточка, бумага, ножницы, картон и т.д.
- Магнитофон, диск с классической музыкой.
- Цветик-семицветик с отрывными лепестками на переносном стенде, лепестки приклеены на двухсторонний скотч. На обороте – правила, как обращаться с книгой.
- Закладки в подарок детям. Их можно купить, можно изготовить самим, могут их изготовить на уроках труда ребята 3-4-х классов.
- Красочное объявление на ватмане о режиме работы библиотеки:
Уважаемые читатели!
Мы ждем Вас в библиотеке без верхней одежды и тяжелого портфеля, с хорошим настроением и свободными чистыми руками, готовыми прикоснуться к книге: ежедневно с 9.00 до 17.00