Данный проект ориентирован на удовлетворение потребностей:
Личности ребенка: В приобретении знаний по пожарной безопасности, навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях, в развитии познавательных процессов.
Педагогов ДОУ: В более полном использовании педагогического потенциала для решения образовательных и воспитательных задач в обучении детей безопасному поведению и правилам пожарной безопасности.
Родителей: В гармонизации, преемственности воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего безопасность детей.
Вид проекта – информационно-практический
Цель проекта: формировать у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Актуальность проекта: сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много фактов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем районе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Задачи проекта.
Образовательные:
- Познакомить с историей возникновения огня.
- Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
- Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие:
- Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
- Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
- Развивать творческие способности дошкольников.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
- Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические:
- Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
- Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
- Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
- Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.
Социальные связи: пожарная инспекция, пожарная часть.
Срок реализации проекта: сентябрь – декабрь 2012 г.
Принципы реализации проекта:
- Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
- Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
- Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота и его здоровье и безопасности.
Участники проекта:
- Воспитатели.
- Дети с 4 до 7 лет.
- Родители.
Этапы проекта.
1. Подготовительный: подготовительно-диагностический, подготовительно-информационный, подготовительно-наглядный
2. Основной: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями, совместные мероприятия с социумом.
3. Заключительный: заключительно-диагностический, заключительно-информационный, заключительно-наглядный.
Ожидаемый результат.
- Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов.
- Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара.
- Оформление в группах детского сада уголков пожарной безопасности.
- Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
- Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Реализация проекта
Работа с родителями.
- Презентация проекта по противопожарной безопасности. “Огонь – друг, огонь – враг”.
- Конкурс на лучший детско-родительский плакат “Не играй с огнем”.
- Анкетирование родителей по данной теме.
- Организации выставки литературы по теме.
“Что такое огонь?”
- Беседа с детьми “Эта спичка- невеличка”
- Д/и “Огнеопасные предметы”
- Чтение произведения К.И. Чуковского “Путаница”
“Полезный огонь”
- Конкурс детских рисунков.
- Чтение сказок “Как человек подружился с огнем”
- Познавательное занятие “Огонь-друг”
“Опасный огонь”
- Д/и “Причины пожара”
- Прослушивание сказки “Кошкин дом”
- Интегрированное занятие (ОБЖ, лепка, аппликация)
“Правила пожарной безопасности в ДОУ”
- Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
- Игры-соревнования.
- Чтение сказки С.Я. Маршака “Дядя Степа”.
“Правила пожарной безопасности дома”
- Практическое занятие “Чтобы не было беды”.
- Просмотр мультфильма “Спасик”.
- Чтение произведения С.Я. Маршака “Пожар”.
“Правила пожарной безопасности в лесу”
- Познавательное занятие “Чудо-дерево”.
- Чтение произведения Б. Житкова “Дым”.
- Конкурс стихотворений на тему “Спички детям не игрушка”.
“Что такое служба противопожарной безопасности”
- Беседа “В жизни всегда есть место подвигу”.
- Организация встречи детей с пожарными поселка и знакомство с пожарной машиной и пожарной техникой.
- Чтение Л.Н. Толстого “Пожарные собаки”.
Список художественных произведений по пожарной безопасности
С. Маршак “Пожар”, “Кошкин дом”. - Е. Пермяк “Как Огонь Воду замуж взял”. - Л. Толстой “Пожарные собаки”. - Г. Цыферов “Жил на свете слоненок”. - О. Сенатович “Осенний пожар”. - С. Михалков “Дядя Степа”. - К. Чуковский “Путаница”. - Г.-Х. Андерсен “Сказка про спички”. - Т. Нуждина “История спички”. - С. Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, “Электрическая лампочка”. - Б. Житков “Пожар”.- Е. Хоринская “Спичка-невеличка”. - С. Маршак “Рассказ о неизвестном герое”. - Л. Толстой “Пожар”.- М. Кривич “Где работает огонь”. - Т. Нуждина “Электрическая лампочка”.- Н. Кун “Миф о Прометее”. - Г. Остер “Вредные советы”. - Б. Житков “Пожар в море”. - Л. Толстой “Солдат” (басня). - Г.-Х. Андерсен “Огниво”.