Программное содержание.
Дать детям понятие исторической давности; расширять и углублять знания детей о жилище русского народа на Руси, о предметах обихода, о том, как трудились люди на селе, отдыхали; воспитывать любовь и уважение к истории русского государства.
Закрепить умение точно и полно отвечать на вопросы, продолжать работу по обогащению словаря детей.
Научить детей делать старинную русскую игрушку – куклу “закрутку”, оформлять её по собственному желанию.
Методические приемы. Словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, практический метод).
Предварительная работа.
Чтение книг, показ иллюстраций, оформление наглядности, знакомство со стихами, пословицами. Экскурсия в школьный краеведческий музей. Лепка предметов обихода. Декоративное рисование и роспись игрушек.
Материалы к занятию.
Иллюстрации с изображением избы, русской печи, уборки хлеба вручную и комбайнами (Приложение 1); лучина, сарафан, рубашка-косоворотка, предметы быта из музея (чугунок, деревянная лопата, утюг, рушник, прялка, веретено). Куски х/б ткани в форме квадрата 20/20, белые и цветные (Приложение 2).
План занятия.
1. Психологическое упражнение “Подари улыбку”.
2. Экскурсия в прошлое. Изба. Одежда. Труд. Хлеб.
3. Музыкальная пауза: русская народная песня “Как у нашей Дуни”.
4. Русская народная подвижная игра “Ремешок”.
5. Изготовление кукол “закруток”.
Ход занятия
1. Психологическое упражнение “Подари улыбку”.
2. - Сейчас, ребята, мы с вами побываем во времени, когда жили ваши прабабушки и прадедушки. А жили они не так, как мы живем сейчас в благоустроенных домах и квартирах. Где и как они жили, как работали и как отдыхали, мы сейчас с вами вспомним.
- Давайте закроем глаза (звучит русская народная мелодия). Дети открывают глаза.
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в старинный дом. Как раньше назывался дом у русских людей? (Изба). В каких сказках нам встречается изба-избушка?
Беседа об избе, предметах обихода.
- Мы с вами в светелке. Почему эта комната так называется? (Она самая светлая, самая красивая!) В нашей светелке много света дают электрические лампы. А в давние-давние времена, когда ещё не было электричества, в русской избе горели вот такие деревянные лучины. Скажите, а зачем нужен был хороший свет девушкам? (Чтобы девушки могли рукодельничать). А какие предметы нужны для рукоделия? (Прялка, веретено, пяльцы, спицы и т.д. Дети называют предметы.)
Наша современная одежда отличается от той, что носили наши предки. Давайте вспомним, как одевались раньше русские люди, что они носили? (Рубашки-косоворотки, сарафаны, косынки, лапти, в праздник – сапожки). Рассматривание р.н. одежды – сарафана, рубашки-косоворотки.
- Как вы думаете, что люди имели в виду, когда говорили: “Одетый с головы до пят?” (Длинный, до пят, сарафан).
- Какая была одежда для работы? Для отдыха, в праздник?
- Много места в избе занимала печь. Для чего она была нужна? Почему была большая? А сейчас что заменяет нам печь?
Главным в деревне был и остается труд. Какое время года начинало трудовой год? (Весна. Начинали пахать землю и сеять хлеб). Верно, выращивание хлеба было главной работой (сравнить, как раньше выращивали хлеб и как сейчас).
Вот посеяли хлеб, посадили картофель. Наступило лето. Какая работа была у крестьян летом? (Косили сено, заготавливали дрова, женщины и дети собирали грибы и ягоды).
Наступила осень. Хлеб пора убирать с полей. (Рассматривание иллюстраций: уборка хлеба вручную и современные комбайны). Это был тяжелый труд. Но ведь жить без хлеба никак нельзя. Вы, конечно, слышали поговорку: “Хлеб – всему голова”. Народ сложил много стихов о хлебе и пословиц. Какие пословицы о хлебе вы знаете? Стихи?
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Будет хлеб — будет и песня.
Много снегу — много хлеба.
Хлеб — наше богатство.
Каков у хлеба, таков и у дела.
Пот на спине - так и хлеб на столе.
Доплясались, что без хлеба остались.
Плох обед, коли хлеба нет.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Не трудиться - хлеба не добиться.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Ребенок:
А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,
Ломоть ржаного, трудового хлеба?
Он пахнет полем, речкой, печью, небом,
А главное – работой пахнет хлеб.
Ребенок:
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Воспитатель:
У народа есть слова:
"Хлеб – всей жизни голова".
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
Вот видите, сколько работы было у наших предков. Но и отдыхать они умели. И хоть не было раньше ни телевизоров, ни магнитофонов, люди любили так же петь и плясать. Давайте и мы с вами вспомним русскую народную песню и споём её. Кончил дело – гуляй смело!
Р.н.п. “Как у нашей Дуни”
Издавна ведется: веселье и труд рядом идут. Наступала зима, долгая, холодная. Какая работа была обязательна зимой? (Ухаживали за домашними животными, мужчины охотились, женщины пряли, вязали, шили).
Почему говорили: готовь сани летом, а телегу зимой?
Как вы думаете, а дети что делали, когда родители трудились? (Помогали работать, смотрели за младшими, играли). Давайте и мы с вами поиграем в такую игру, в какую играли ваши прабабушки и прадедушки.
Р.н. игра “Ремешок”
- У вас, ребята, сейчас много разных игрушек. А раньше игрушки мастерили сами. Какие же были у детей игрушки? (Глиняные, деревянные, из соломы, из ткани). А вы хотели бы сделать игрушку своими руками? Куклу, с которой будете играть сами, а можете подарить малышам.
Изготовление кукол “закруток”. (Можно воспользоваться фломастерами, чтобы нарисовать лицо).
Дети дарят своих кукол малышам в младшей группе.
Используемая литература.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры.