Коррекционно-развивающее занятие-практикум в старшей логопедической группе (ОНР) на тему "Хотим быть здоровыми"

Разделы: Логопедия


Цель: повысить интерес к коррекционной работе ДОУ.

Задачи.

  1. Познакомить родителей с методами и приемами массажа рук.
  2. Оптимизировать чувствительность рук у детей с ОНР с помощью пассивного массажа, который предусматривает использование разнообразных контрастных средств: жестких и мягких щеток, горячей и холодной воды, мягких и колючих шариков и т.п.
  3. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Оборудование и инвентарь: массажные коврики пеньки, дорожка с пуговицами, жесткая щетка, мягкая кисточка, колючие и мягкие шарики, контейнеры с горячей и холодной водой, музыкальное сопровождение, магнитофонная запись и т.д.

Предварительная работа: изучение с детьми лексической темы “Дикие животные” на занятиях по развитию речи, изодеятельности; чтение художественной литературы, разучивание стихов, пальчиковой и артикуляционной гимнастики по этой теме; отгадывание загадок; разучивание слов и движений для выполнения массажа спины; консультация для родителей о пользе и влиянии массажа и развитьии мелкой моторики рук у детей с ОНР.

Ход занятия

(Мамы и бабушки сидят в спортивном зале. Входят дети, здороваются)

Воспитатель:

- Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем заниматься вместе с мамами и бабушками. Ребята! Вы хотите быть здоровыми? (Да).

- А мамы хотят, чтобы их дети были здоровыми? (Да).

- Тогда мы будем учиться делать массаж рук с помощью различных средств.

- Недавно мы с вами познакомились с темой “Дикие животные”. Каких диких животных вы знаете? (Белка, енот, заяц, волк, лиса, медведь, ёж, кабан).

- Да. И сегодня мы будем превращаться в диких животных и с ними играть.

- Ребята, возьмите своих мам, бабушек за руку и мы пойдем в лес. (Перестраиваются в колонну друг за другом). Под музыку идут по массажным коврикам (травка), по пенькам, по камушкам (дорожка с пуговицами – 2 круга).

- Хорошо мы ступни помассировали? (Хорошо).

I упражнение “Еноты”

- Да у нас озёра с горячей и холодной водой. А мы с вами превращаемся в енотов. Покружись, покружись и в енотов превратись! (Дети с мамами кружатся на месте).

- Вы знаете, что еноты любят плескаться в воде? Сейчас мы будем как еноты полоскать лапки сначала в горячей воде, потом в холодной (сжимают и разжимают пальцы в воде 5-6 раз. Присели на корточки около контейнеров с водой).

- Вот еноты закалили свои лапки и вытерли салфеткой (вытирают руки).

- В какой воде вы полоскали лапки? (В горячей и в холодной).

II упражнение “Лиса и кабан”

- А теперь каждая пара подойдет к кустику. Под кустом у вас “кабаны” (щетки) и “лисички”. (Под кустом лежат массажеры: кисточка, щетка, массажные шарики).

- Давайте все вместе сделаем круг и присядем на корточки. (Взрослый проводит мягкой кисточкой вперед-назад по внутренней стороне руки ребенка (от кисти и до локтевого сгиба);

Воспитатель: Это лисичка потерлась. (По правой руке, потом по левой). Затем берем жесткую щетку и делаем то же самое.

- А это кабан трется своей щетиной (по правой и левой руке. Проводятся вертикальные, горизонтальные и круговые линии по ладони).

Воспитатель: Так на контрасте, мы развиваем чувствительность рук. “Кабана и лисичку” отправьте под “куст”.

- Какая была лисичка? (Мягкая).

- А кабан? (Жесткий).

III упражнение “Добрый и злой ёжик” (Стоя)

- А теперь встали. А еще под “кустом” живут ёжики. Один “добрый” - (показывает мягкий шипованый шарик); а другой – “злой ёжик” (колючий шипованый шарик).

- С начала мамы покатают “доброго ёжика” по правой ладошке, потом по левой ладошке ребенка. Затем ребенок катает “доброго ёжика” и “злого ёжика” между ладошками.

- А теперь мамы прокатывают ёжиков по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки и чуть больше времени задерживаемся на подушечке каждого пальца.

- Ребята, давайте поиграем в “Угадайку”.

- Дети, закройте крепко глаза. Мамы возьмут и покатают какого-то ёжика по вашей ладошке (договариваются воспитатели с родителями).

- А вы отгадайте, какой ёжик “бегал” по вашей ладони (колючий – злой; мягкий – добрый).

- Вот как хорошо поиграли с ёжиками и они тоже убежали под куст (убирают массажеры).

Весёлый массаж спины.

- Ой, ребятки! У мам-лисичек устала спина. Давайте лисята сделают им массаж. Мамы! Постелите свои полотенца и ложитесь на живот. Лисята садятся верхом и делают массаж мамам:

“Рельсы, рельсы (проводят ребром ладоней вдоль и поперек спины)

Шпалы, шпалы.
Ехал поезд запоздалый.
Из последнего вагона (стук пальцами)
Посыпался горошек.
Пришли куры -
Поклевали, поклевали, поклевали.
Пришли гуси - (щипковые движения пальцами)
Пощипали, пощипали, пощипали.
Пришел слон - (стучат кулачками)
Потоптал, потоптал, потоптал.
Пришла слониха -
Потоптала, потоптала, потоптала.
Пришел слоненок -
Потоптал, потоптал, потоптал.
Пришел дворник -
И все подмел”. (Сметающие движения кистями рук)
- А теперь поменяйтесь местами (мамы делают массаж детям).

- Полотенца убрали. Понравился вам веселый массаж? (Да). Дома вы можете делать такой массаж.

IV. А теперь представили, что мы медведи и у них устали лапы.

- В начале разминаем и растираем (поглаживаем, пощипываем) ладонь и пальцы (особенно подушечки и ногтевые пластины). Потом берем поочередно каждый палец ребенка и делаем волнообразные движения пальцем так, чтобы каждый фаланг мягко и плавно сгибался.( в это время мамы повторяют движения за воспитателем).

- А сейчас животные покружитесь и в ребяток превратитесь!

- Ребята и мамы, лягте на ковер, представьте или вспомните, нечто очень приятное, комфортное (включается расслабляющая музыка).

- Вот вы отдохнули! Вставайте.

- Кем вы были? (Ответы детей).

- Куда ходили?

- Что делали животные на поляне?

- Вам понравилось?