Программа разработана для обеспечения предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по технологическому профилю с углубленным изучением инженерной графики.
Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни общества. Прогнозируется, что около 60-70 % информации будет иметь графическую форму предъявления. Учитывая мировую тенденцию развития, общее среднее образование должно предусматривать формирование знаний о методах графического предъявления и восприятия информации, что обеспечит условия и возможность ориентации социума в обществе. Изучение графического языка как синтетического является необходимым, поскольку он общепризнан в качестве международного языка общения.
Большое значение графический язык приобретает в рамках национальной доктрины образования Российской Федерации, стратегические цели которого тесно связаны с задачами экономического развития страны и утверждением ее статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий. Развитие теоретических основ начертательной геометрии, инженерной графики и других смежных наук расширило способы получения графических изображений. Кроме того, в процессе овладения данной дисциплиной совершенствуется репродуктивное и продуктивное мышление, проявляющееся в создании объемных образов реального мира и построении новых образов.
Развитие пространственных представлений позволяет сформировать у школьников эффективные способы переработки информации – визуализации, что способствует огромной экономии времени. При таком способе работы информация практически мгновенно трансформируется в некоторую обобщенную модель, содержащую необходимые и достаточные элементы для понимания формы, ситуации, явления.
Элективный курс “Что внутри детали?” развивает пространственное, логическое, абстрактное мышление, творческие качества личности, наблюдательность, внимание, обеспечивает политехническую и графическую грамотность, знакомит с началами проектирования и конструирования. Графическая культура школьника – совокупность знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и чтения информации, ее сохранения, передачи, преобразования и использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике, общественных сферах жизни общества, а также совокупность графических умений, позволяющих фиксировать и генерировать результаты репродуктивной и творческой деятельности.
Программа элективного курса состоит из трех разделов: простые разрезы, сложные разрезы, вырезы в аксонометрических проекциях. В разделе “Простые разрезы” рассматриваются следующие направления: фронтальный, профильный, горизонтальный разрезы, местный и наклонный разрезы, соединение части вида с частью разреза. В разделе “Сложные разрезы” изучаются ломаный и ступенчатый разрезы. Также отводится время на изучение алгоритма построения вырезов в аксонометрии деталей и знакомство с разрезами на сборочных чертежах.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. В программе предусмотрено выполнение творческих и проектных работ. Приоритетными методиками является упражнения, практические, графические работы и метод проектов. Интегрированный характер содержания программы электива предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей с геометрией, алгеброй, физикой и техническим трудом, историей и искусством.
Цели курса.
1. Формирование интереса и положительной мотивации школьников к техническому профилю путем освоения способов деятельности, необходимых для успешного прохождения предпрофильного образования.
2. Изучение основ инженерной графики.
Курс носит межпредметный характер, познавательное направление и повышает вероятность осознанного выбора профиля в 10-м классе.
Задачи курса:
- расширить знания учащихся по теме “Разрезы”;
- помочь ученику реализовать свой собственный интерес к предмету, помочь учащемуся разобраться в готовности и способности осваивать выбранное направление на более качественном уровне;
- создать условия для самостоятельной и творческой работы учащегося, тем самым продемонстрировать практическое применение полученных знаний.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
- самостоятельно анализировать предметы окружающего мира, видеть их формообразование и необходимость использования разрезов;
- грамотно определять место необходимого разреза на чертежах машиностроительных деталей;
- выполнять чертежи производственных деталей, правильно проставлять размеры, учитывая конструктивную форму детали;
- использовать построение разрезов в практической деятельности;
- обсуждать, доказывать свою точку зрения, конструировать и моделировать, создавать свои проекты, участвовать в дискуссиях.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Простые разрезы. Сравнение сечений и разрезов | 1 |
2 | Фронтальный разрез | 1 |
3 | Профильный разрез | 1 |
4 | Горизонтальный разрез | 1 |
5 | Алгоритм построения комплексного чертежа, содержащего разрез | 1 |
6 | Построение комплексного чертежа детали с целесообразным разрезом | 1 |
7 | Построение наклонного разреза | 1 |
8 | Местный разрез. Особые случаи разрезов | 1 |
9 | Соединение половины вида и половины разреза, части вида и разреза | 1 |
10 | Выполнение чертежа детали с использованием соединения вида и разреза | 1 |
11 | Построение комплексного чертежа детали с целесообразным разрезом | 1 |
12 | Вырез в аксонометрической проекции | 1 |
13 | Построение аксонометрии детали с вырезом | 1 |
14 | Сложные разрезы. Ступенчатый разрез | 1 |
15 | Сложные разрезы. Ломаный разрез | 1 |
16 | Выполнение чертежа детали со сложным разрезом | 1 |
17 | Разрезы на сборочных чертежах. Тест | 1 |
ИТОГО | 17 |
Содержание программы
Тема № 1. Простые разрезы (11 часов)
Занятие 1. Простые разрезы. Сравнение сечений и разрезов. Решение теста на нахождение разрезов по чертежу. Практическая работа: выполнение чертежа детали с фронтальным разрезом.
Занятие 2. Фронтальный разрез. Практическая работа: построение чертежа детали с фронтальным разрезом.
Занятие 3. Профильный разрез. Алгоритм построения профильного разреза. Практическая работа: построение чертежа детали с профильным разрезом.
Занятие 4. Горизонтальный разрез. Алгоритм построения горизонтального разреза. Практическая работа: построение эскиза и чертежа детали с горизонтальным разрезом.
Занятие 5. Алгоритм построения комплексного чертежа, содержащего разрез. Практическая работа: выполнение чертежа детали с целесообразным разрезом.
Занятие 6. Практическая работа: построение комплексного чертежа детали с целесообразным разрезом (продолжение работы).
Занятие 7. Способы построения наклонного разреза. Практическая работа: построение чертежа детали с наклонным разрезом.
Занятие 8. Местный разрез. Особые случаи разрезов. Построение разреза детали, имеющей ребра жесткости. Практическая работа: построение эскиза детали с использованием местного разреза.
Занятие 9. Соединение половины вида и половины разреза, части вида и разреза. Алгоритм построения. Практическая работа: выполнение чертежа детали с исправлением ошибок в разрезе.
Занятие 10. Выполнение чертежа детали с использованием соединения вида и разреза. Практическая работа: выполнение эскиза детали с использованием соединения вида и разреза.
Занятие 11. Практическая работа: построение комплексного чертежа детали с целесообразным разрезом.
Тема № 2. Вырезы в аксонометриях деталей (2 часа)
Занятие 12. Вырез в аксонометрической проекции. Практическая работа: выполнение технического рисунка детали с вырезом.
Занятие 13. Практическая работа: выполнение технического рисунка детали с вырезом.
Тема № 3. Сложные разрезы (3 часа)
Занятие 14. Сложные разрезы. Ступенчатый разрез. Практическая работа: выполнение эскизов и чертежей деталей со сложными разрезами.
Занятие 15. Сложные разрезы. Ломаный разрез. Практическая работа: выполнение эскизов и чертежей деталей со сложными разрезами.
Занятие 16. Практическая работа: выполнение чертежа детали со сложным разрезом.
Тема № 4. Разрезы на сборочных чертежах изделий (1 час)
Занятие 17. Разрезы на сборочных чертежах. Практическая работа: чтение сборочных чертежей с разрезами решение теста по теме “Разрезы”.
Примерные темы творческих проектов.
- Применение разрезов в строительстве, архитектуре.
- Применение разрезов в автомобилестроении.
- Использование разрезов в дизайне интерьера.
- Использование разрезов в медицине.
- Использование разрезов в других науках: биологии (изображение строения клетки, растений, плодов и др. в разрезах), астрономии, химии, физике и др.
- Выполнение технического проекта изделия собственной конструкции с использованием основ дизайна.
Практические работы.
- Выполнение чертежей деталей с простыми разрезами.
- Выполнение чертежей деталей с использованием сложных разрезов.
- Выполнение чертежей деталей в аксонометрических проекциях с вырезами.
- Чтение сборочных чертежей, выполнение технических рисунков деталей с вырезами и эскизов деталей с разрезами.
Библиографический список
- Баранов Л.А. Основы черчения. – М.: Высшая школа, 1982.
- Боголюбов С.К. Черчение / С.К. Боголюбов А.И. Воинов. – М.: Машиностроение, 1981.
- Ботвинников А.Д. Черчение в средней школе: пособие для учителей / А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский. – М.: Просвещение, 1989.
- Ботвинников А.Д. Пути совершенствования методики обучения черчению: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.
- Василенко Е.А. Карточки-задания по черчению / Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова. – М.: Просвещение, 1985.
- Воротников И.А. Занимательное черчение. – М.: Просвещение, 1990.
- Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
- Гордиенко Н.А. Черчение: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Астрел, 2003.
- Кучукова Т.В. Разрезы: рабочая тетрадь по черчению. – М.: Вентана-Граф, 2000.
- Попова Г.Н. Условные обозначения на чертежах и в схемах по ЕСКД: справочное пособие / Г.Н. Попова, Б.А. Иванов. – Л.: Машиностроение, 1976.
- Пугачев А.С. Задачи-головоломки по черчению. – Л.: Судостроение, 1971.
- Хакимов Г.Ф. Эвристические задачи: в помощь учителю черчения / Г.Ф. Хакимов Р.Р. Вахитов. – М.: Школа-Пресс, 1999.
- Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение. – М.: Владос, 2003.
- Эйдельс Л.М. Элементы математики в черчении: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1986.