Занятие-исследование элективного курса по профильному обучению по теме "Проектирование школьной формы".10-й класс

Разделы: Технология


Цели занятия:

- проектирование модели школьной формы, удовлетворяющей ряду требований;

- формирование тематического уровня знаний;

- активизация творческих способностей учащихся, поддержание интереса к предмету;

- совершенствование умений работать на компьютере;

- приобретение навыков обобщения результатов опытов;

- воспитание эстетического вкуса, умения сопереживать.

Межпредметные связи: технология, история, информатика, физика, химия.

Методы обучения: проблемно-поисковый.

Тип занятия: эксперимент.

Что нужно приготовить к занятию:

- компьютеры, показ слайдов,

- оборудованные столы для опытов по химии и физике, инструкционные карты для опытов и инструктаж по технике безопасности, образцы тканей под номерами.

- плакаты с высказываниями знаменитых людей (Льва Кассиля, Микеланджело),

- вопросы для конкурсов,

- пригласить жюри, приготовить бланки для жюри.

Опережающее задание учащимся:

- повторить весь пройденный материал по вопросам,

- выбрать название группы, эмблему

- составить такую рекламу школьной формы, чтобы ее захотели носить даже самые ярые противники форменной одежды.

Подготовка кабинета: сдвигаем параллельно в две линеечки столы, чтобы команды сидели на некотором расстоянии друг от друга; приготовим рабочие места и приборы для опытов; развешиваем плакаты с высказываниями известных людей, эскизы школьной формы; оформляем выставку, подготавливаем компьютеры.

Ход занятия

Ведущий 1: сегодня мы с вами проведем занятие на тему “Проектирование и конструирование одежды”, конкретнее сказать, проектирование школьной формы. Выбор этой темы обусловлен тем, что вопрос о введении школьной формы до их пор остается дискуссионным.

Согласно опросу Национальной ассоциации руководителей школ США, проведенному среди родителей и учеников:

- 75% школ считает, что школьная форма делает жизнь учащихся более безопасной (меньше нападений с целью краж дорогой одежды);

- 80% учителей убеждено, что форма улучшает школьную дисциплину;

- 75%учебных заведений полагают, что форма снижает нездоровую конкуренцию среди детей;

- 52% родителей уверены, что благодаря форме атмосфера в школе становится более рабочей и усиливается желание детей учиться;

- 85% губернаторов и глав администраций считают, что введение школьной формы придаст ученикам “божеский вид” и заставит работать швейную и текстильную промышленность.

Ведущий 2: Готовясь к этому занятию, мы провели небольшой опрос среди школьников.

(Результаты и диаграмма на экране)

Из опрошенных 169 учащихся нашей школы “против” школьной формы проголосовали 75 человек, “за” проголосовали 94, т.е. большинство.

Мы посоветовались с родителями и пришли к выводу, что введение школьной формы необходимо (только какой?).

Причем хотелось бы, чтобы у формы каждой школы были свои отличия.

Ведущий 1: Подготовку свою начали с истории развития школьной формы, которая началась в России с 1834 года для мальчиков и с 1896 года для девочек.

(А вообще – то есть предание, что костюмы учениц придумала императрица Екатерина II).

До 1917 года школьная форма была сословным признаком, т.к. учились в гимназии лишь дети из обеспеченных семей. Тогда форма была предметом гордости! В 1918 г. форму отменяют. В 1949 г. опять вводят (у девочек коричневые формы с черным передником, а по праздникам - белым). Затем в 1985-1987 гг. старшеклассницы смогли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилет и пиджак из этой же синей полушерстяной ткани. В 1992 г. форму официально отменили. Только кадеты и курсанты военных училищ всегда ходили в форме.

В известной своими традициями Японии фасон школьной формы не меняется более 100 лет.

Стили, фасоны, традиции школьной формы разные, но мотивы, которые заставляют выступать за ее введение, одни и те же, вне зависимости от экономических и географических положений.

Ведущий 2: Итак, мы считаем, что введение школьной формы благотворно скажется не только на дисциплине, но и повысит успеваемость учащихся.

Ведущий 1: Т.к. вопрос о школьной форме очень дискуссионный, выбор материалов очень большой, мнения часто расходятся и поэтому мы разделились на 2 группы, создав предприятия по проектированию школьной формы, применив на практике свои знания по профильным предметам, и не только… Пожелаем обеим командам удачи и успехов!

 

Учитель: Для объективной оценки нашей работы мы пригласили независимых экспертов:

- председатель жюри;

- зав. ателье;

- учитель физики;

- учитель химии;

- медицинский работник школы.

Каждый из членов жюри оценивает работу учащихся (Приложение 1) по своим направлениям и результаты заносит в карточки.

Практическая часть

Ведущий 1: При проектировании школьной формы большое значение (если не первое) имеет выбор материалов, выбор модели и, соответственно, конструкции. Домашним заданием было создание эскизов классической одежды, лучшие из которых вы видите на стенде.

При дальнейшем проектировании решить поставленные задачи нам помогут следующие знания:

- из области химии;

- из области физики;

- информационные технологии;

- теоретические знания швейного дела.

Ведущий 2: Сейчас из каждой группы по одному участнику, чтобы провести эксперименты с тканью, пройдут к столам с надписью “химия”, “физика”.

Из каждой группы по одному учащемуся подходят к столам с опытами.

Ведущий 1: На каждом рабочем столе лежат инструкционные карты, суть которых отображается на экране. (Приложение 2 инструкция по химии), (Приложение 3 инструкция по физике),

Просьба соблюдать технику безопасности!

За процессом опытов будут наблюдать и оценивать наши эксперты – учителя, результаты занесут в оценочный лист.

(На экране появляются задания по всем вышеперечисленным направлениям):

(Приложение 4)

По химии:

- Испытать опытным путем образцы тканей на волокнистый состав, прочность окраски, гигроскопичность.

По физике:

- Испытать опытным путем образцы тканей на износостойкость, сминаемость, прочность, пылеемкость, драпируемость, электризуемость.

Ведущий 2: В это время по одному члену из каждой группы, используя информационные технологии решат задания из области конструирования одежды по предлагаемой нами программе.

Ведущий 1: Пока все участники работают на местах, “руководители групп” решат тесты у экрана по швейному делу (материаловедению, оборудованию, конструированию, технологии обработки), а представитель жюри заносит баллы в оценочный лист.

Ведущий 1: Первыми закончили опыты по определению волокон наши химики, послушаем результаты.

Выступают участники проведения опытов.

Ведущий 2: далее предоставляем слово участникам опытов по физике.

Выступают участники проведения опытов.

Ведущий 1:Что скажут эксперты? Выступают учителя химии и физики.

(Приложение 5)

По мере заполнения данной таблицы мы делаем вывод, какая ткань наиболее подходит для изготовления школьной формы.

Свойства №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
Прочность окраски              
Гигроскопичность              
Состав ткани              
Износостойкость              
Сминаемость              
Электризуемость              
Пылеемкость              
Драпируемость              

Ведущий 2: Попросим нашу медсестру выбрать наиболее подходящую ткань для школьной формы с медицинской точки зрения. Согласна ли она с нашим выбором? Выступает медицинский работник школы. (Приложение 6)

Ведущий 1: Как справились с заданиями наши конструктора? Забирает оценочные листы и передает председателю жюри.

В это время появляются дети в школьной одежде, в форменной (кадеты) под музыку “школьная пора”.

Ведущий 2: Представляем вашему вниманию показ моделей школьной формы, практикующейся в нашей школе. Обратите внимание на форму кадетов, насколько она удовлетворяет всем требованиям.

В это же время членами жюри подсчитываются баллы.

Заключительная часть

Ведущий 1: А сейчас представляем слово нашему гостю из ателье.

Выступает приглашенный эксперт из ателье о правильности выбранной модели, ткани, соответствии конструкции и затем председатель жюри подводит итоги, оглашает количество баллов. (Приложение 7)

Ведущий 2: Итак, в ходе занятия мы установили:

К школьной одежде предъявляются следующие требования:

- окраска ткани должна быть стойкой,

- желательно, чтобы ткань впитывала влагу,

- состав ткани должен быть натуральным (не вызывать аллергию),

- ткань должна прослужить не один год, т.е. должна быть износостойкой,

- не должна сильно мяться,

- должна быть прочной,

- не скапливать на себе пыль в процессе носки,

- иметь способность образовывать мягкие складки.

Ведущий 1: Модель школьной формы должна быть:

- удобной, не сковывать движения,

- функциональной,

- должна обозначать принадлежность к определенному заведению,

- простой,

- не должна отвлекать от главного дела – учебы.

Ведущий 2: Знания, которыми мы пользовались в процессе проектирования одежды:

- из области химии;

- из области физики;

- информационные технологии;

- теоретические знания швейного дела.

Заключительное слово учителя.

Итак, учитывая все требования, мы создали эскиз своей школьной формы, подобрали ткань и можем желающим распечатать выкройку понравившейся модели по вашим меркам. (Распечатывают выкройки по желанию).

Подведение итогов. Задание на дом.

Список использованной литературы

  1. Бердник Т. О. Швея. Портной легкой женской одежды. Учебное пособие для учащихся лицеев и средних профессионально-технических училищ. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000.
  2. Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. М., Легкая и пищевая промышленность, 1983.
  3. Меликова Е.Х.Лабораторный практикум по технологии швейных изделий. М.: Легкая индустрия, 1977.
  4. Мельникова Л.В., Короткова М.Е., Земгано Н.П. Обработка тканей. Учебное пособие для учащихся 9-10 классов средней общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1986.
  5. Одежда легкая женская и детская. Общие технические требования. ОСТ 17-167-79.
  6. Першина Л.Ф., Петрова С.В. Технология швейного производства. М.: Легпромбытиздат, 1991.
  7. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. М.:изд. “Мастерство”, 2000.
  8. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. М.: ИРПО, 2000.
  9. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. М.: Высшая школа, 1993.
  10. Труханова А.Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Высшая школа, 2000.

Презентация