Цель урока:
обобщить и систематизировать новые понятия темы.Задачи:
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения пройденного материала.
Вид урока: урок-игра.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: таблица “Типы химической связи”, задания карточки с перечнем простых и сложных веществ, модели атомов, компьютер, мультимедийная презентация.
Пояснительная записка:
Данный урок является составной частью темы “Простые вещества”. Урок выстроен методически правильно, состоит из 7 этапов, которые логически взаимосвязаны между собой и работают на достижение цели урока.
Разнообразие форм работы (фронтальная, групповая, парная, самостоятельная) и методов (наглядные, практические, словесные) способствовали успешному овладению материала и проявления у учащихся всех своих возможностей и навыков.
На уроке постоянно поддерживался у учащихся интерес к уроку с помощью различных приемов: компьютерная презентация. Разнообразные средства обучения являются современными и доступными для учащихся, обеспечивающими отличие предмета химии от других наук. Немаловажно, что на уроке дети обучались самостоятельной работе и умению делать выводы. В содержании материала соблюдается принцип оптимального соотношения научности и доступности, а также связи изучаемого материала с ранее изученным.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1–2)
Приветствие учащихся. Сообщение темы урока. Формирование 4-х команд (Ученики заходят в класс и выбирают цветной кружок . Всего 4 цвета. Таким образом, формируются четыре команды). Каждая команда выбирает название одного из типа химической связи. В процессе всего турнира участники каждой из команд отвечают на вопросы только своего типа связи. За каждый правильный ответ команда получает баллы.
II.
Актуализация знаний.I тур. Знакомство.
Команды получают опорный план ответа, по которому производится полный рассказ о своем типе связи. На листе А4 изображен тип связи данной команды. Ошибки могут быть исправлены игроками своей, так и другой команды (Выступает один игрок, дополнять могут другие). (Слайд 3)Опорный план ответа “Характеристика типа
химической связи”
Название типа химической связи.
II тур. Выбери меня.
На экране формулы веществ разных типов химической связи. (Слайд 4) Сначала игроки обсуждают соответствие своего типа связи внутри команд, затем выбирается представитель от каждой команды, который у доски выбирает нужные вещества и комментирует свой ответ. Ошибочные варианты исправляются любыми участниками игры.
SO2, Cl2, KCl, Ca, NH3, O2, Al, SiH4, ZnO, Mg, CO2, Br2, Na2S, K, P2O5, S, Na, Al2O3, I2, MgS, Zn.
III тур. Крестики нолики.
На листах изображены четыре заголовка для игры “крестики и нолики”. Исходя из вида химической связи, команды определяют свой выигрышный путь. Формирование ответа происходит в командах, а окончательное решение демонстрируется на доске. (Слайд 5 – 8)
Игра “Крестики и нолики”
Заготовка “Неполярная ковалентная химическая связь”
N2 |
I2 |
HF |
S8 |
HCl |
F2 |
H2 |
Cl2 |
HI |
Заготовка “Полярная ковалентная химическая связь”
H2O |
I2 |
NaF |
N2 |
HCl |
NH3 |
H2 |
Cl2 |
HI |
Заготовка “Ионная химическая связь”
H2O |
I2 |
NaF |
HCl |
KCl |
KBr |
Cl2 |
NH3 |
LiF |
Заготовка “Металлическая химическая связь”
Al |
NaCl |
O2 |
CH4 |
Na |
Cl2 |
NaBr |
H2O |
Mg |
IV тур. Практический “Пазлы”.
На столах каждой из команд находится коллекция атомов. Задание данного тура общее для всех участников, так как в создании молекул между игроками разных команд возникает взаимодействие – обмен атомами для создания всех типов химической связи. Это дает возможность учащимся обобщить знания по всем видам связи. (Каждая команда представляет изготовленные модели. За каждую модель балл). Слайд 9
V тур. Карусель.
Тест выполняется индивидуально по вариантам. Затем взаимопроверка учащимися. И проверка с ответами на доске (Слайд 10). Выставление оценки. Приложение №1
Подведение итогов.
Оценка: отметки за урок получают ученики, которые принимали наиболее активное участие в ходе всего урока. Остальные будут оценены после просмотра письменных заданий.
Анализ: учащимся предлагается выяснить удачные и неудачные моменты игры, высказать свои пожелания и комментарии.
Домашнее задание: Подготовиться к контрольной работе. Повторить § 6–12.