Токсическое воздействие этанола на живые организмы: причины и последствия

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Показать учащимся токсическое действие алкоголя на живые организмы.
  • Развивать самостоятельность учащихся в работе с дополнительной литературой, познавательную активность учащихся через межпредметные связи с биологией, медициной и литературой.
  • Создать ситуацию выбора – употреблять или не употреблять алкогольные напитки.
  • Воспитывать у ребят самооценку человеческой жизни и здоровья, веру в созидательное предназначение людей.

Оборудование и реактивы: пробирки, раствор куриного белка, вода, азотная кислота, этиловый спирт, таблица по биологии “Строение пищеварительной системы”, экран, ноутбук, проектор.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Форма урока: семинар.

Оформление кабинета: плакаты с высказываниями великих людей о вреде алкоголя.

  • К. Ушинский: Пьяному на светлой улице темно.
  • В. Маяковский: Не пейте спиртных напитков. Пьющим – яд, окружающим – пытка.
  • Пифагор: Пьянство есть упражнение в безумии.
  • Н. Семашко: Можно сказать, что, сколько мужья выпили водки, столько их жёны и дети пролили слёз.
  • А.Чехов: Водка белая, но краснит нос и чернит репутацию.
  • В. Данилевский: Алкоголь – вполне надёжное средство, когда требуется поубавить ума.

Пословицы об алкоголе:

Поздоровавшись с водкой, попрощайся с умом.
Когда появляется вино, удаляется мудрость.
Вино ремеслу не товарищ.
Пьяного дело – трезвого ответ.
Вино начинается церемонией, а кончается дракой.
Хмель шумит – ум молчит.

На доске девиз урока: “Яд, который действует не сразу, не является менее опасным” (Восточная мудрость)

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим урок на тему: “Токсическое воздействие этанола на живые организмы: причины и последствия”. Эта тема актуальна не только для взрослых, но и для подростков. Как вы считаете, почему?

Предполагаемый ответ учащихся: В нашей стране среди молодёжи всё шире распространяется пивной алкоголизм, что ведёт к деградации лично

Учитель. Министерство здравоохранения свидетельствует, что наша нация постепенно вымирает: растёт детская смертность, число детей, имеющих психологические отклонения, увеличивается. Почему этанол является ядом для всех живых организмов? Какие последствия могут быть от употребления алкогольных напитков? На эти и другие вопросы мы попытаемся с вами найти ответ сегодня на уроке. Работать будем по плану, который есть на каждой парте.

План семинара

  1. Физические свойства этанола.
  2. Действие этанола на растительные организмы.
  3. Причины токсического воздействия этанола на организм человека:
  4. а) действие на молекулярном уровне;
    б) путь алкоголя в организме человека и его действие на органы человека.

  1. Последствия токсического действия этанола на организм подростка.
  2. Почему пьют подростки? Результаты анкеты “Моё отношение к алкоголю”.
  3. Пьяный человек – социально опасный человек.
  4. Работа с таблицами “Алкоголь в крови”.
  5. Выводы.

II. Основная часть урока.

Учитель. Ребята, давайте вспомним физические свойства этанола.

Ответ. Этанол – бесцветная жидкость с характерным алкогольным запахом и жгучим вкусом. Смешивается с водой в любых отношениях. Обладает наркотическим действием.

Учитель. Чтобы проверить действие этанола на растительные организмы ребята провели опыты, о которых нам сейчас расскажут.

Ученица. Я взяла две луковицы и поставила их проращивать. Одну луковицу я проращивала в чистой воде, а другую – с добавлением спирта. Как видите, лук в чистой воде пророс, а в воде со спиртом стал загнивать. Из этого можно сделать вывод, что алкоголь губителен для растений.

Ученик. Я проводил опыт с зёрнами пшеницы. Часть семян положил на марлю и смачивал их чистой водой, а другую часть – водой с добавлением спирта. Как видите, в чистой воде зёрна проросли, а там где был спирт – нет. Следовательно, я тоже делаю вывод, что алкоголь губителен для живых организмов, в частности, для растений. [4]

Учитель. Опыты наглядно подтверждают выводы ребят. Если все с этим согласны, можно перейти к следующему вопросу нашего урока. Попытаемся найти причину токсического воздействия этилового спирта на организм человека. Предлагаю вначале проверить, как действует этанол на вещества клетки, а именно на белки. Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо провести небольшой химический эксперимент. Работать будете по инструктивной карте: “ВЛИЯНИЕ ЭТАНОЛА НА МОЛЕКУЛЫ БЕЛКОВ”

Оборудование и реактивы: три пробирки с раствором яичного белка, этиловый спирт, азотная кислота, вода.

Ход эксперимента

Добавьте к раствору белка в первую пробирку – 5 мл воды, во вторую пробирку – этиловый спирт, а в третью пробирку – азотную кислоту. Что наблюдаете? Что происходит с молекулами белка под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс? После выполнения эксперимента результаты обсуждаются. Учащиеся приходят к выводу, что этанол разрушает белки клеток, а именно их третичную и вторичную структуры. Этот процесс называется денатурацией. В результате денатурации белок перестаёт выполнять свои функции в организме человека.

Учитель. В состав эритроцитов входит белок гемоглобин, который определяет красный цвет крови. Что с ним будет происходить под действием этанола?

Ответ. Он будет подвергаться денатурации.

Учитель. Правильно. Именно поэтому у пьющих людей очень низкий гемоглобин. Действие этанола на молекулярном уровне мы с вами рассмотрели. Можно переходить к следующему вопросу. Давайте рассмотрим путь алкоголя в организме человека и его действие на органы человека.

Учащиеся отвечают по таблице “Строение пищеварительной системы”.

Примерный ответ. Алкоголь проникает через ротовую полость в пищевод и желудок. Оттуда он всасывается в кровь и поступает в различные органы. Всасывание алкоголя происходит очень быстро из-за малого радиуса молекул спирта, а так же хорошей растворимости спирта в воде и жирах. В печени происходит его разложение до конечных продуктов. Именно печень обезвреживает ядовитые вещества, поступающие в кровь.

Врачи называют её “мишенью для алкоголя”, так как 90% этанола обезвреживается в печени. Процесс окисления спирта в организме протекает по схеме: этанол окисляется в уксусный альдегид, он в уксусную кислоту, которая превращается в конечные продукты распада: углекислый газ и воду. (учащиеся записывают схему перечисленных реакций)

Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов только в том случае, если суточное потребление составляет 20 грамм, при увеличении дозы в организме накапливаются промежуточные продукты распада. Именно от них человеку становится плохо. Появляется тошнота, рвота, головная боль и другие признаки алкогольного отравления.

Учитель. К чему ещё приводит накопление в организме человека уксусного альдегида и уксусной кислоты?

Ответ. Это приводит к целому ряду побочных отрицательных эффектов: повышенному образованию жира и накоплению его в клетках печени, накоплению перекисных соединений, способных разрушать клеточные мембраны, в результате чего содержимое клеток “вытекает” через образовавшиеся поры, и другим нежелательным последствиям, которые приводят к разрушению печени – циррозу. [3]

Учитель. А что вам известно о сивушных маслах?

Ответ. Сивушные масла – это спирты, в молекулах которых содержится от 3 до 5 атомов углерода. Это пропанол, бутанол и пентанол. Их присутствие увеличивает ядовитые свойства спиртных напитков.

Учитель. Так в чём же кроется причина токсичности этанола? Сделайте вывод.

Ответ. Причина токсичности этанола кроется в образовании промежуточных продуктов распада: уксусного альдегида и уксусной кислоты. Именно уксусный альдегид обуславливает признаки алкогольного опьянения.

Учитель. Врачи доказали, что мутации и уродства у эмбрионов вызывает именно уксусный альдегид. Давайте посмотрим небольшую презентацию о действии алкоголя на потомство. Идёт представление презентации “Алкоголь и потомство” (презентацию к уроку можно заранее приготовить желающим учащимся).

Учитель. Итак, причину токсичности этанола мы выяснили. Теперь давайте выясним, к чему приводит употребление алкоголя подростками, какие могут быть последствия?

Ответы учащихся:

  1. При употреблении алкоголя гибнут клетки мозга. От 100 г пива погибает около 3 тысяч клеток; 100 г вина – 5 тысяч клеток, а 100 г водки – 7,5 тысяч клеток. Поэтому у них плохая память, они не могут запомнить информацию, отсюда – плохо учатся.
  2. Алкоголь разрушает сердце. Поэтому у алкоголиков “слабое сердце”. Так же алкоголь вызывает ломкость артерий и вен.
  3. Алкоголь разрушает нервную систему человека, он становится раздражительным, агрессивным.
  4. Ежедневное употребление алкогольных напитков, например, пива, приводит в 25 -30– летнем возрасте к “бычьему сердцу”. [3]

Учитель. И всё-таки подростки употребляют алкогольные напитки, особенно пиво. Это подтверждают результаты анкетирования учащихся 7-11 классов нашей школы. Ребята из лекторской группы “Здоровое поколение” проанализировали анкету Моё отношение к алкоголю” (приложение № 1) и готовы сообщить нам результаты.

Ученица: Мы опросили 336 учащихся. 289 человек ответили, что хотя бы раз, пробовали пиво, 96 человек – вино, а 67 – более крепкие напитки. Только 57 человек ответили, что ни разу не пробовали никаких спиртных напитков. Первый опыт знакомства: 10-14 лет. У половины ребят родители знают, что они иногда употребляют алкогольные напитки. Только третья часть ребят написала, что родители на это реагируют отрицательно, проводят с ними разъяснительные беседы. Причины употребления алкоголя были указаны разные. Чаще всего такие как: интерес, заставили друзья, за компанию, для снятия стресса, предложили родители за праздничным столом при встрече нового года или дня рождения. 92% выпускников считают нормальным употребление пива в их возрасте. На вопрос: “Что нужно сделать, чтобы уменьшить число пьющих подростков?” ребята предлагают не продавать алкоголь до 18-21 года.

Сократить производство алкогольных напитков, ввести “сухой закон”, проводить антиалкогольную пропаганду, обеспечить альтернативный досуг молодёжи и даже – увести всех пьющих на необитаемый остров.

Учитель. Совет неплохой. Когда перечислялись причины, мне вспомнились слова английского поэта 18 века Роберта Бернса:

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство – без причин.

Его слова и сегодня остаются актуальными. Вот что говорили восточные мудрецы о тех, кто пьёт вино. Вино сообщает каждому, кто его пьёт, четыре качества:

Вначале человек становится похожим на павлина он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Далее он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым и уверенным в своей силе. В заключении он превращается в свинью и подобно ей валяется в грязи. [3]

Учитель. Говорят, что пьяный человек опасен для себя, для окружающих и для общества. Какие доказательства этого вы можете привести?

Ответ.

  1. Около 50% смертей на дорогах происходит по вине пьяных водителей.
  2. Несчастные случаи, связанные с алкоголем – первая причина смертности среди подростков;
  3. Продолжительность жизни сильно пьющих людей на 10-12 лет меньше средней;
  4. Дети алкоголиков в 3-4 раза чаще становятся алкоголиками;
  5. Несколько десятков миллионов людей в нашей стране стали несчастными сиротами, бедняками, одинокими или лишёнными родительских прав в связи с алкоголизмом. [5]

Учитель. Доказательства убедительные. Сколько аварий по вине пьяных водителей совершается на дорогах нашего города? Кто может представить нам такую информацию?

Ученица. В 2011 году в нашем городе было совершено 127 ДТП, при этом погибло – 123 человека, ранено – 152. По вине пьяных водителей совершено 26 ДТП, то есть каждое шестое происшествие. Случаев детского травматизма при ДТП – 17, при этом погибло 2 ребёнка, ранено – 16. Статистика довольно печальная.

Учитель. Мы с вами перечислили только минусы от употребления алкоголя, а может быть есть и плюсы, как вы считаете?

Учащиеся высказывают своё мнение. После обсуждения делаем вывод, что плюсов от употребления алкоголя все-таки нет.

Учитель. А сейчас предлагаю, вам поработать с таблицей “Алкоголь в крови” [1] (приложение № 2).

В крови и тканях здорового, абсолютно трезвого человека содержится от 0, 003% до 0,006% этанола. Опьяняющее действие зависит от состояния здоровья, массы тела и пола человека, а так же от принятой дозы. Приём трёх рюмок водки (50 мл каждая) в течение часа образует 0,05% этанола в крови, что сказывается на коре головного мозга, центрах внимания и самоконтроля. Одна доза – это бутылка пива, стакан вина или 30 гр. водки. Чтобы определить содержание этанола в крови спустя некоторое время нужно вычитать 0,015% за каждый час.

Задания:

1.Высчитайте, какое содержание этанола будет в крови у человека весом 56 кг, если он выпьет две бутылки пива?

Ответ: В крови будет 0,05% спирта. У человека будет пониженное восприятие и потеря координации. Такому человеку садиться за руль автомобиля нельзя.

2. Если человек весом 90 кг выпьет шесть стопок водки, как это скажется на его поведении?

Ответ: В его крови будет 0,1% спирта. У него будет замедленная реакция, зрительная чувствительность понизится до 32%, при “ослеплении” фарами автомобиля зрение восстановится на 7-32 секунды позже.

3. Какое содержание алкоголя будет в крови у человека весом 56 кг, если он выпьет 8  стопок водки? Как это скажется на его поведении?

Ответ. У него в крови будет 0,26% спирта. Это приведёт к сильной потере координации, головокружению, шатанию и замедленному соображению.

4. Если человек весом 56 кг выпьет 10 рюмок водки, возникает ли опасность для его жизни?

Ответ. Да, так как содержание этанола у него в крови будет 0,35%, а половина людей умирает при содержании в крови 0,4% алкоголя.

Учитель. Как видите, факты очень красноречиво говорят сами за себя. Как вы считаете, подходят ли слова, взятые в качестве девиза, к теме нашего урока? (Учащиеся высказывают своё мнение). О вреде алкоголя высказывались и наши великие соотечественники, а народ слагал пословицы, в справедливости которых трудно сомневаться. (Обращаю внимание учащихся на плакаты с цитатами). Сейчас предлагаю вам ответить на вопросы теста: “Алкоголь и последствия его употребления”

Выберите верные утверждения:

  1. Алкоголизм: а) признак слабохарактерности; б) зависимость, от которой можно избавиться.
  2. Алкоголь: а) пищевой продукт; б) наркотик, подрывающий человеческое здоровье
  3. Алкоголь: а) излечивает от простуды; б) приводит к ухудшению здоровья.
  4. Умеренное употребление алкоголя: а) полезно для здоровья; б) со временем вызывает зависимость.
  5. Пиво, вино, шампанское:  а) менее вредны, чем крепкие напитки; б) более вредны, так как их употребляют чаще и в больших количествах.

После выполнения теста сразу же проверяются правильные ответы (все под буквой “б”) и за тест выставляется оценка.

Учитель. Все знают прибаутку: “Кто не курит и не пьёт – тот здоровеньким умрёт”.

Придумайте свою контр прибаутку на этот счёт.

Ответы учащихся: Кто не курит и не пьёт –

  • тот здоровье бережёт
  • много денег сбережёт
  • тот России патриот
  • в жизни далеко пойдёт
  • тому в жизни повезёт
  • пример добрый подаёт
  • тех успех у женщин ждёт
  • счастье в браке обретёт
  • очень хорошо живёт
  • в президенты попадёт.

Учитель. Свой выбор употреблять или не употреблять алкогольные напитки должен каждый сделать сам. Я желаю вам не ошибиться.

III. Подведение итогов урока.

Учитель. Мы рассмотрели и ответили с вами на все вопросы нашего семинара. Надеюсь, что вы узнали сегодня много интересного и полезного для себя. Я благодарю всех за работу на уроке. (Учитель выставляет ребятам оценки за работу на уроке и подготовку к уроку). Домашнее задание вам будет необычное: придумать антирекламу алкоголю. Это может быть стихотворение, частушка, листовка или рассказ. Всем спасибо за урок, до свидания.

Литература:

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя 10 класс, Москва, “Блик и К”, 2001.
  2. Игльницина Л.М., Семёнова Э.Ф., Мальцев А.В., Говорина М.Г. Профилактика социально-негативных явлений в среде детей, подростков и молодёжи. Издательство Иркутского Госуниверситета, 2005.
  3. Краснова М.Н., Куценко Г.И. Осторожно: алкоголь! Москва, “Высшая школа”, 1984.
  4. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. Творческий центр “Сфера”, Москва, 2003.
  5. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. Книга для учащихся. 2-е издание, переработанное. Москва, Просвещение, 1986.

Приложение 3

Презентация