Цели урока:
- Показать учащимся токсическое действие алкоголя на живые организмы.
- Развивать самостоятельность учащихся в работе с дополнительной литературой, познавательную активность учащихся через межпредметные связи с биологией, медициной и литературой.
- Создать ситуацию выбора – употреблять или не употреблять алкогольные напитки.
- Воспитывать у ребят самооценку человеческой жизни и здоровья, веру в созидательное предназначение людей.
Оборудование и реактивы: пробирки, раствор куриного белка, вода, азотная кислота, этиловый спирт, таблица по биологии “Строение пищеварительной системы”, экран, ноутбук, проектор.
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Форма урока: семинар.
Оформление кабинета: плакаты с высказываниями великих людей о вреде алкоголя.
- К. Ушинский: Пьяному на светлой улице темно.
- В. Маяковский: Не пейте спиртных напитков. Пьющим – яд, окружающим – пытка.
- Пифагор: Пьянство есть упражнение в безумии.
- Н. Семашко: Можно сказать, что, сколько мужья выпили водки, столько их жёны и дети пролили слёз.
- А.Чехов: Водка белая, но краснит нос и чернит репутацию.
- В. Данилевский: Алкоголь – вполне надёжное средство, когда требуется поубавить ума.
Пословицы об алкоголе:
Поздоровавшись с водкой, попрощайся с умом.
Когда появляется вино, удаляется мудрость.
Вино ремеслу не товарищ.
Пьяного дело – трезвого ответ.
Вино начинается церемонией, а кончается дракой.
Хмель шумит – ум молчит.
На доске девиз урока: “Яд, который действует не сразу, не является менее опасным” (Восточная мудрость)
Ход урока
I. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим урок на тему: “Токсическое воздействие этанола на живые организмы: причины и последствия”. Эта тема актуальна не только для взрослых, но и для подростков. Как вы считаете, почему?
Предполагаемый ответ учащихся: В нашей стране среди молодёжи всё шире распространяется пивной алкоголизм, что ведёт к деградации лично
Учитель. Министерство здравоохранения свидетельствует, что наша нация постепенно вымирает: растёт детская смертность, число детей, имеющих психологические отклонения, увеличивается. Почему этанол является ядом для всех живых организмов? Какие последствия могут быть от употребления алкогольных напитков? На эти и другие вопросы мы попытаемся с вами найти ответ сегодня на уроке. Работать будем по плану, который есть на каждой парте.
План семинара
- Физические свойства этанола.
- Действие этанола на растительные организмы.
- Причины токсического воздействия этанола на организм человека:
а) действие на молекулярном уровне;
б) путь алкоголя в организме человека и его
действие на органы человека.
- Последствия токсического действия этанола на организм подростка.
- Почему пьют подростки? Результаты анкеты “Моё отношение к алкоголю”.
- Пьяный человек – социально опасный человек.
- Работа с таблицами “Алкоголь в крови”.
- Выводы.
II
. Основная часть урока.Учитель. Ребята, давайте вспомним физические свойства этанола.
Ответ. Этанол – бесцветная жидкость с характерным алкогольным запахом и жгучим вкусом. Смешивается с водой в любых отношениях. Обладает наркотическим действием.
Учитель. Чтобы проверить действие этанола на растительные организмы ребята провели опыты, о которых нам сейчас расскажут.
Ученица. Я взяла две луковицы и поставила их проращивать. Одну луковицу я проращивала в чистой воде, а другую – с добавлением спирта. Как видите, лук в чистой воде пророс, а в воде со спиртом стал загнивать. Из этого можно сделать вывод, что алкоголь губителен для растений.
Ученик. Я проводил опыт с зёрнами пшеницы. Часть семян положил на марлю и смачивал их чистой водой, а другую часть – водой с добавлением спирта. Как видите, в чистой воде зёрна проросли, а там где был спирт – нет. Следовательно, я тоже делаю вывод, что алкоголь губителен для живых организмов, в частности, для растений. [4]
Учитель. Опыты наглядно подтверждают выводы ребят. Если все с этим согласны, можно перейти к следующему вопросу нашего урока. Попытаемся найти причину токсического воздействия этилового спирта на организм человека. Предлагаю вначале проверить, как действует этанол на вещества клетки, а именно на белки. Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо провести небольшой химический эксперимент. Работать будете по инструктивной карте: “ВЛИЯНИЕ ЭТАНОЛА НА МОЛЕКУЛЫ БЕЛКОВ”
Оборудование и реактивы: три пробирки с раствором яичного белка, этиловый спирт, азотная кислота, вода.
Ход эксперимента
Добавьте к раствору белка в первую пробирку – 5 мл воды, во вторую пробирку – этиловый спирт, а в третью пробирку – азотную кислоту. Что наблюдаете? Что происходит с молекулами белка под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс? После выполнения эксперимента результаты обсуждаются. Учащиеся приходят к выводу, что этанол разрушает белки клеток, а именно их третичную и вторичную структуры. Этот процесс называется денатурацией. В результате денатурации белок перестаёт выполнять свои функции в организме человека.
Учитель. В состав эритроцитов входит белок гемоглобин, который определяет красный цвет крови. Что с ним будет происходить под действием этанола?
Ответ. Он будет подвергаться денатурации.
Учитель. Правильно. Именно поэтому у пьющих людей очень низкий гемоглобин. Действие этанола на молекулярном уровне мы с вами рассмотрели. Можно переходить к следующему вопросу. Давайте рассмотрим путь алкоголя в организме человека и его действие на органы человека.
Учащиеся отвечают по таблице “Строение пищеварительной системы”.
Примерный ответ. Алкоголь проникает через ротовую полость в пищевод и желудок. Оттуда он всасывается в кровь и поступает в различные органы. Всасывание алкоголя происходит очень быстро из-за малого радиуса молекул спирта, а так же хорошей растворимости спирта в воде и жирах. В печени происходит его разложение до конечных продуктов. Именно печень обезвреживает ядовитые вещества, поступающие в кровь.
Врачи называют её “мишенью для алкоголя”, так как 90% этанола обезвреживается в печени. Процесс окисления спирта в организме протекает по схеме: этанол окисляется в уксусный альдегид, он в уксусную кислоту, которая превращается в конечные продукты распада: углекислый газ и воду. (учащиеся записывают схему перечисленных реакций)
Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов только в том случае, если суточное потребление составляет 20 грамм, при увеличении дозы в организме накапливаются промежуточные продукты распада. Именно от них человеку становится плохо. Появляется тошнота, рвота, головная боль и другие признаки алкогольного отравления.
Учитель. К чему ещё приводит накопление в организме человека уксусного альдегида и уксусной кислоты?
Ответ. Это приводит к целому ряду побочных отрицательных эффектов: повышенному образованию жира и накоплению его в клетках печени, накоплению перекисных соединений, способных разрушать клеточные мембраны, в результате чего содержимое клеток “вытекает” через образовавшиеся поры, и другим нежелательным последствиям, которые приводят к разрушению печени – циррозу. [3]
Учитель. А что вам известно о сивушных маслах?
Ответ. Сивушные масла – это спирты, в молекулах которых содержится от 3 до 5 атомов углерода. Это пропанол, бутанол и пентанол. Их присутствие увеличивает ядовитые свойства спиртных напитков.
Учитель. Так в чём же кроется причина токсичности этанола? Сделайте вывод.
Ответ. Причина токсичности этанола кроется в образовании промежуточных продуктов распада: уксусного альдегида и уксусной кислоты. Именно уксусный альдегид обуславливает признаки алкогольного опьянения.
Учитель. Врачи доказали, что мутации и уродства у эмбрионов вызывает именно уксусный альдегид. Давайте посмотрим небольшую презентацию о действии алкоголя на потомство. Идёт представление презентации “Алкоголь и потомство” (презентацию к уроку можно заранее приготовить желающим учащимся).
Учитель. Итак, причину токсичности этанола мы выяснили. Теперь давайте выясним, к чему приводит употребление алкоголя подростками, какие могут быть последствия?
Ответы учащихся:
- При употреблении алкоголя гибнут клетки мозга. От 100 г пива погибает около 3 тысяч клеток; 100 г вина – 5 тысяч клеток, а 100 г водки – 7,5 тысяч клеток. Поэтому у них плохая память, они не могут запомнить информацию, отсюда – плохо учатся.
- Алкоголь разрушает сердце. Поэтому у алкоголиков “слабое сердце”. Так же алкоголь вызывает ломкость артерий и вен.
- Алкоголь разрушает нервную систему человека, он становится раздражительным, агрессивным.
- Ежедневное употребление алкогольных напитков, например, пива, приводит в 25 -30– летнем возрасте к “бычьему сердцу”. [3]
Учитель. И всё-таки подростки употребляют алкогольные напитки, особенно пиво. Это подтверждают результаты анкетирования учащихся 7-11 классов нашей школы. Ребята из лекторской группы “Здоровое поколение” проанализировали анкету “Моё отношение к алкоголю” (приложение № 1) и готовы сообщить нам результаты.
Ученица: Мы опросили 336 учащихся. 289 человек ответили, что хотя бы раз, пробовали пиво, 96 человек – вино, а 67 – более крепкие напитки. Только 57 человек ответили, что ни разу не пробовали никаких спиртных напитков. Первый опыт знакомства: 10-14 лет. У половины ребят родители знают, что они иногда употребляют алкогольные напитки. Только третья часть ребят написала, что родители на это реагируют отрицательно, проводят с ними разъяснительные беседы. Причины употребления алкоголя были указаны разные. Чаще всего такие как: интерес, заставили друзья, за компанию, для снятия стресса, предложили родители за праздничным столом при встрече нового года или дня рождения. 92% выпускников считают нормальным употребление пива в их возрасте. На вопрос: “Что нужно сделать, чтобы уменьшить число пьющих подростков?” ребята предлагают не продавать алкоголь до 18-21 года.
Сократить производство алкогольных напитков, ввести “сухой закон”, проводить антиалкогольную пропаганду, обеспечить альтернативный досуг молодёжи и даже – увести всех пьющих на необитаемый остров.
Учитель. Совет неплохой. Когда перечислялись причины, мне вспомнились слова английского поэта 18 века Роберта Бернса:
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство – без причин.
Его слова и сегодня остаются актуальными. Вот что говорили восточные мудрецы о тех, кто пьёт вино. Вино сообщает каждому, кто его пьёт, четыре качества:
Вначале человек становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Далее он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым и уверенным в своей силе. В заключении он превращается в свинью и подобно ей валяется в грязи. [3]
Учитель. Говорят, что пьяный человек опасен для себя, для окружающих и для общества. Какие доказательства этого вы можете привести?
Ответ.
- Около 50% смертей на дорогах происходит по вине пьяных водителей.
- Несчастные случаи, связанные с алкоголем – первая причина смертности среди подростков;
- Продолжительность жизни сильно пьющих людей на 10-12 лет меньше средней;
- Дети алкоголиков в 3-4 раза чаще становятся алкоголиками;
- Несколько десятков миллионов людей в нашей стране стали несчастными сиротами, бедняками, одинокими или лишёнными родительских прав в связи с алкоголизмом. [5]
Учитель. Доказательства убедительные. Сколько аварий по вине пьяных водителей совершается на дорогах нашего города? Кто может представить нам такую информацию?
Ученица. В 2011 году в нашем городе было совершено 127 ДТП, при этом погибло – 123 человека, ранено – 152. По вине пьяных водителей совершено 26 ДТП, то есть каждое шестое происшествие. Случаев детского травматизма при ДТП – 17, при этом погибло 2 ребёнка, ранено – 16. Статистика довольно печальная.
Учитель. Мы с вами перечислили только минусы от употребления алкоголя, а может быть есть и плюсы, как вы считаете?
Учащиеся высказывают своё мнение. После обсуждения делаем вывод, что плюсов от употребления алкоголя все-таки нет.
Учитель. А сейчас предлагаю, вам поработать с таблицей “Алкоголь в крови” [1] (приложение № 2).
В крови и тканях здорового, абсолютно трезвого человека содержится от 0, 003% до 0,006% этанола. Опьяняющее действие зависит от состояния здоровья, массы тела и пола человека, а так же от принятой дозы. Приём трёх рюмок водки (50 мл каждая) в течение часа образует 0,05% этанола в крови, что сказывается на коре головного мозга, центрах внимания и самоконтроля. Одна доза – это бутылка пива, стакан вина или 30 гр. водки. Чтобы определить содержание этанола в крови спустя некоторое время нужно вычитать 0,015% за каждый час.
Задания:
1.Высчитайте, какое содержание этанола будет в крови у человека весом 56 кг, если он выпьет две бутылки пива?
Ответ: В крови будет 0,05% спирта. У человека будет пониженное восприятие и потеря координации. Такому человеку садиться за руль автомобиля нельзя.
2. Если человек весом 90 кг выпьет шесть стопок водки, как это скажется на его поведении?
Ответ: В его крови будет 0,1% спирта. У него будет замедленная реакция, зрительная чувствительность понизится до 32%, при “ослеплении” фарами автомобиля зрение восстановится на 7-32 секунды позже.
3. Какое содержание алкоголя будет в крови у человека весом 56 кг, если он выпьет 8 стопок водки? Как это скажется на его поведении?
Ответ. У него в крови будет 0,26% спирта. Это приведёт к сильной потере координации, головокружению, шатанию и замедленному соображению.
4. Если человек весом 56 кг выпьет 10 рюмок водки, возникает ли опасность для его жизни?
Ответ. Да, так как содержание этанола у него в крови будет 0,35%, а половина людей умирает при содержании в крови 0,4% алкоголя.
Учитель. Как видите, факты очень красноречиво говорят сами за себя. Как вы считаете, подходят ли слова, взятые в качестве девиза, к теме нашего урока? (Учащиеся высказывают своё мнение). О вреде алкоголя высказывались и наши великие соотечественники, а народ слагал пословицы, в справедливости которых трудно сомневаться. (Обращаю внимание учащихся на плакаты с цитатами). Сейчас предлагаю вам ответить на вопросы теста: “Алкоголь и последствия его употребления”
Выберите верные утверждения:
- Алкоголизм: а) признак слабохарактерности; б) зависимость, от которой можно избавиться.
- Алкоголь: а) пищевой продукт; б) наркотик, подрывающий человеческое здоровье
- Алкоголь: а) излечивает от простуды; б) приводит к ухудшению здоровья.
- Умеренное употребление алкоголя: а) полезно для здоровья; б) со временем вызывает зависимость.
- Пиво, вино, шампанское: а) менее вредны, чем крепкие напитки; б) более вредны, так как их употребляют чаще и в больших количествах.
После выполнения теста сразу же проверяются правильные ответы (все под буквой “б”) и за тест выставляется оценка.
Учитель. Все знают прибаутку: “Кто не курит и не пьёт – тот здоровеньким умрёт”.
Придумайте свою контр прибаутку на этот счёт.
Ответы учащихся: Кто не курит и не пьёт –
- тот здоровье бережёт
- много денег сбережёт
- тот России патриот
- в жизни далеко пойдёт
- тому в жизни повезёт
- пример добрый подаёт
- тех успех у женщин ждёт
- счастье в браке обретёт
- очень хорошо живёт
- в президенты попадёт.
Учитель. Свой выбор употреблять или не употреблять алкогольные напитки должен каждый сделать сам. Я желаю вам не ошибиться.
III. Подведение итогов урока.
Учитель. Мы рассмотрели и ответили с вами на все вопросы нашего семинара. Надеюсь, что вы узнали сегодня много интересного и полезного для себя. Я благодарю всех за работу на уроке. (Учитель выставляет ребятам оценки за работу на уроке и подготовку к уроку). Домашнее задание вам будет необычное: придумать антирекламу алкоголю. Это может быть стихотворение, частушка, листовка или рассказ. Всем спасибо за урок, до свидания.
Литература:
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя 10 класс, Москва, “Блик и К”, 2001.
- Игльницина Л.М., Семёнова Э.Ф., Мальцев А.В., Говорина М.Г. Профилактика социально-негативных явлений в среде детей, подростков и молодёжи. Издательство Иркутского Госуниверситета, 2005.
- Краснова М.Н., Куценко Г.И. Осторожно: алкоголь! Москва, “Высшая школа”, 1984.
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. Творческий центр “Сфера”, Москва, 2003.
- Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. Книга для учащихся. 2-е издание, переработанное. Москва, Просвещение, 1986.