Цель урока: изучить закон всемирного тяготения показать его практическую значимость.
Д/з: ТС-5 В2(1-4) .
Тип урока: объяснение нового материала.
Воспитательная цель: сдать ЕГЭ, работать с тестами.
Оборудование: презентация закона всемирного тяготения, плакат закона всемирного тяготения, фильм “Закон всемирного тяготения”
Ход урока
1. Организационный момент – 5мин.
2. Актуализация знаний, умений, навыков.
Вариант 1
1)
В трубке, из которой откачан воздух, на одной и той же высоте находятся дробинка, пробка и птичье перо. Какое из тел быстрее достигнет дна трубки:
а) дробинка в) птичье перо
б) пробка г) все тела достигнут дна одновременно.
2) Чему равна скорость свободного падающего тела через 4 с (V0=0м д=10 м/с2)
а) 20 м/с; в) 80 м/с;
б) 40 м/с; г) 160 м/с.
3) Какой путь пройдет свободно падающее тело за 3 сек. (V0=0 м/с; д=10 м/с2)
а) 15 м; в) 45 м;
б) 30 м; г) 90 м.
4) Тело брошено вертикально вверх со V=30м/с. Чему равна максимальная высота подъема (д=10 м/с2)
а) 22,5 м; в) 30 м;
б) 45 м; г) 180 м.
1 2 3 4
г б в б
Ответы выйдут на экран.
Вариант 2
1) В трубке с воздухом при атмосферном давлении на одной и той же высоте находиться дробинка, пробка и птичье перо. Какое из тел быстрее достигнет дна трубки при падении.
а) дробинка;
б) пробка;
в) птичье перо;
г) все тела достигнут дна одновременно.
2) Чему равна скорость свободно падающего тела через 3 сек (V0=0 м/с, д=10 м/с2)
а) 20м;
б) 40м;
в) 80м;
г) 160м.
4) Тело брошено вертикально вверх со скоростью 20м/с. Чему равна максимальная высота подъема д=10 м/с2.
а) 10м;
б) 20м;
в) 40м;
г) 8м.
1 2 3 4
а б в б
II. Основной материал.
- Биография Ньютона.
- Связь законов Ньютона и закона всемирного тяготения.
- Опыт Кавендиена
- Выведение закона всемирного тяготения и определение ускорения на различных высотах, разных планетах.
- От чего зависит ускорение свободного падения.
- Границы применимости закона всемирного тяготения.
Fвсм.тяг.= – закон всемирного тяготения.
=6,67 * 10-11 – постоянная всемирного тяготения.
Fвсм.тяг = – закон всемирного тяготения на различных высотах
Fтяж=mg
mg=
д0= – ускорение свободного падения на высоте Н
дз=м/с2 – ускорение свободного падения на земле.
дл= – на Луне.
7. Формулировка закона всемирного тяготения.
III. Закрепление знаний, умений, навыков.
Решить ТС-5(1-2) , стр 35.
Физминутка для глаз.
Ответить на вопросы.
- Кто открыл закон всемирного тяготения?
- Дать формулировку закона всемирного тяготения.
- Притягивается ли Земля к висящему на ветке яблоку?
- А яблоко притягивает Землю?
- Почему нет?
- Как изменится ускорение свободного падения при удалении от поверхности Земли.
- Почему Луна не падает на Землю?
IV. Подведение итогов.
- Задать домашнее задание.
- Выставить оценки за урок.
- Решить задачу на оценку.
Тело поднято на высоту Н=Rз. Определить ускорение свободного падения на этой высоте.