Цель урока: воспитывать интерес и эмоциональный отклик к пению.
Задачи:
- развивать музыкальный слух детей, приучая их различать высоту звуков, длительность, направление движения мелодии;
- формировать певческие умения, навыки детей, способствующие выразительному исполнению.
Ход занятия
1.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня вас ждет необычное занятие. Мы будем учиться красиво и правильно петь. Сначала я хочу вас познакомить с Домисолькой. Ребята, вы знаете кто такая Домисолька? Правильно, нотка. Чтобы начать работу, нам надо познакомиться с Домисолькой. А так как у нас музыкальное занятие, мы постараемся свои имена спеть. Послушайте, как я это сделаю я. (даю образец, затем предлагаю детям спеть их имена).
– Наше знакомство состоялось. Теперь можно начать занятие. Проходите, пожалуйста, на стульчики. Садитесь.
2.
Обратить внимание на посадку детей.
– Ребята, а вы любите петь?
– Какие песни вам больше всего нравятся?
– Может кто-нибудь хочет нам спеть прямо сейчас? (1-2 ребенка по желанию).
– Хотите я вам тоже спою?
Даю установку на певческую позу: чтобы получилось красивое пение, я принимаю позу артиста. У меня прямая спина, плечи слегка опущены, голова чуть приподнята.
Исполняю романс П.Булахова “ Колокольчики мои”.
– Я исполнила для вас романс композитора Булахова “Колокольчики мои”.
– Вам понравилось мое пение?
– Хотели бы вы научиться красиво петь?
– В этом вам и поможет моя помощница Домисолька. Вместе с ней мы совершим сегодня путешествие в страну волшебных звуков.
– Домисолька мне говорит, что для певца очень важно правильно дышать. Давайте и мы потренируемся. Встаньте, пожалуйста. Посмотрите сначала, как это делаю я: я вдыхаю воздух носом, а выдыхаю ртом (показ 2 раза). Теперь попробуйте сами – “и”… (от имени Домисольки дать оценку правильности дыхания).
3.
Первая наша встреча в стране волшебных звуков – с птичкой кукушкой. (на планшете большое дерево, бумажная кукушка перелетает с верхней веточки на нижнюю).
– Какую песенку поет кукушка? (ку-ку). Правильно.
– Когда кукушка сидит на высокой веточке, она поет высоким голосом (пропеваю). А когда на низкой веточке – низким голосом (пропеваю).
– То кукушка на суку целый день поет “ку-ку”.
– Пойте вместе со мной.
4. Упражнение на развитие умения управлять своим голосом.* “Ванюша”.
– Вместе с Домисолькой в стране волшебных звуков живет мальчик Ваня. Любит Ваня с мамой играть в прятки. Спрячется, а мама его ищет и поет такую песенку (показываю схему 1).
Схема 1
– С какой нотки, высокой или низкой, начинается песенка мамы? (низкой).
– Куда сначала движется мелодия? (вверх) А затем? (вниз).
– Обратите внимание на то, что нотки связаны ниточкой – поэтому песенка мамы должна звучать напевно.
– Послушайте, как эту песенку спою я. ( пою) А теперь вы.
* “ Песенка мяча”.
– Выбежал Ваня к маме и стали они играть в мячик. Мячик скачет и поет свою песенку. Вот такую (показываю схему 2).
Схема 2
– С какого звука начинается песенка мяча? (с высокого). Давайте рукой покажем, как меняется высота звука в его песенке.
– Соединены ли нотки веревочкой? (нет). Значит, как будет звучать эта песенка – плавно или отрывисто? (отрывисто).
– Послушайте как спою эту песенку я. А теперь вы. (поют 2-3 раза).
* “ Мой веселый звонкий мяч”.
– Прыгал, прыгал мячик и вдруг покатился по дорожке и запел совсем другую песенку (показываю схему 3).
Схема 3
Пою сама эту песенку.
– Песенка звучала плавно, но в тоже время подвижно. Почему?
– Давайте догоним голосом веселый мячик. (поем вместе).
– Молодцы, вы очень способные ребята!
5. Пение.– В стране волшебных звуков живут разные птицы и звери. Каждая птица поет по – своему, каждое животное издает определенный звук.
(Ставлю картину с изображением домашних животных. На картине – кошечка, собачка, лошадка, поросенок, овечка, корова).
– Назовите этих животных.
– Попробуйте изобразить, как может петь кошечка, собачка, лошадка, поросенок, овечка, корова).
– А жители волшебной страны поют об этих животных дружным хором веселую песенку. Послушайте ее.
(Исполняю “Песенку о домашних животных” Слова и музыка С.Насауленко).
– Понравилась вам песенка?
– Она веселая или грустная?
– Мы попробуем спеть эту песенку хором. Я буду солистом. Кто такие солисты?
Разучиваем припев. Отработка музыкальных фраз: хором и по цепочке. Исполнение песни. Запев пою я. Дети хором поют припев.
6. Знакомство с песней.
– Отгадайте, пожалуйста, загадку: “Светит, сверкает, всех согревает” (солнце).
Ставлю картинку с изображением солнышка.
– Давайте подарим солнышку много красивых слов. Какое солнышко?
(Ответы детей).
– А можно ли солнышко назвать “рыжим”?
– Послушайте, что говорится о нем в песне Е.Рыбак “Северное солнышко”
(Исполняю песню).
– Понравилась вам песня?
– Какие слова вам запомнились из песни?
– Какое у вас было настроение, когда вы слушали песню?
7. Оценка детей на занятии.– А на прощание я предлагаю спеть веселую песню Владимира Шаинского
“ Улыбка”.
8. Прощание с детьми.Литература.
- Журнал “Музыкальный руководитель” № 2 2000 год. “Песенка о домашних животных”. Слова и музыка С. Насауленко.
- Сборник “Северное солнышко” песни, игры для детей. Е.Рыбак, Архангельск , 1996 год. Песня “Северное солнышко”. Слова и музыка Е.Рыбак.