О программе дополнительного образования по английскому языку. 1-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 1


В связи с происходящими реформами в сфере образования предмет «Иностранный язык» включен в число обязательных предметов в начальной школе.

Согласно действующему ФГОС (1) систематическое обучение иностранному языку начинается со второго класса. Между тем, дети в ряде регионов России изучают его еще в дошкольном возрасте ДОУ, различных кружках детских образовательных центров, школах-комплексах «детский сад-школа». Соответственно, не соблюдается преемственность в обучении детей данному предмету. Это приводит к нарушению непрерывности иноязычного образования, к утрате сформированных в ДОУ иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков у младших школьников, утрате мотивации, интереса к изучению иностранного языка.

Одним из приемлемых путей устранения разрыва между дошкольным и школьным образованием по иностранному языку является введение предмета «Английский предмет» в систему дополнительного образования.

Все вышеизложенное обусловило целесообразность и актуальность создания дополнительной образовательной программы для обучения английскому языку учащихся первых классов, о которой пойдет речь в представленной статье.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (7, с. 88-90) и предназначена для обучения учащихся первых классов (детей 6-7 лет) английскому языку в системе дополнительного образования в начальной школе при учебной нагрузке 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 70 занятий продолжительностью 35-40 минут.

Программа включает: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение дополнительной образовательной программы, список использованной литературы.

Основной целью дополнительной образовательной программы для обучения английскому языку первоклассников является обеспечение их обучения, воспитания и развития, в связи с чем содержание данной программы

соответствует:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям;
  • уровню начального общего образования;
  • направленности (социально-педагогической) дополнительной образовательной программы;
  • современным образовательным технологиям, отраженных в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (занятиях, методике интенсивного обучения ИЯ, конкурсах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения.

направлено на: 

  • создание условий для развития личности ребенка посредством обучения английскому языку в первом классе начальной школы;
  • развитие мотиваций личности к познанию иноязычной речи и культуры, а также творческих способностей личности;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка благодаря используемой методике и отбору содержания обучения английскому языку соответствующего возрасту детей и условиям, в которых протекает процесс обучения;
  • приобщение учащихся первых классов к общечеловеческим ценностям;
  • создание условий для начала социального, культурного и, возможно, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка на элементарном уровне;
  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Относительно отбора содержания обучения нужно сказать, что учитывалось соответствие тем и ситуаций общения развитию детей шести-семи лет, которые при поступлении в первый класс приобретают новую социальную роль «ученик» и к их ведущей игровой деятельности подключается учебная. Содержание обучения отбиралось согласно коммуникативно-познавательным интересам и потребностям первоклассников, их жизненному и речевому опыту на родном языке, а также учитывалась преемственность с содержанием обучения в Примерной программе начального общего образования (2).

В данном курсе определены следующие темы для устно-речевого общения на английском языке: «Давайте познакомимся!», «Семейный альбом», «Сказочный зоопарк», «Приятного аппетита!», «На праздник к друзьям», «Мое хобби», «Я и моя школа», «Календарь».

В каждом разделе определенной тематики вводятся новые слова и речевые образцы с помощью небольших диалогов между Белоснежкой и Гномом. Лексический материал подается в виде блоков с помощью наглядности, затем закрепляется посредством методических приемов, например пропевок, рифмовок, ритмизации, игр т.д.

В первом классе сначала используются приемы и упражнения, которые носят имитативный характер, как и при обучении иностранному языку дошкольников, но постепенно появляются подстановочные упражнения, приемы, имеющие сознательную основу, например, моделирование утвердительных и вопросительных предложения на элементарном уровне.

В содержание обучения английскому языку первоклассников включен страноведческий материал: знание фоновой лексики, реалий страны изучаемого языка, знание названий англоговорящих стран в рамках изучаемых тем, знание детского фольклора (игры, песни, считалки, пословицы, сказки).

Учебно-тематический план представлен следующим образом:

№ п/п

Темы

Количество часов

1.

Давайте познакомимся!

10

2.

Семейный альбом.

10

3.

Сказочный зоопарк.

10

4.

Приятного аппетита.

10

5.

На праздник к друзьям.

10

6.

Я и моя школа.

10

7.

Мое хобби.

10

В методическое обеспечение данной программы включено примерное тематическое планирование, разработка занятий по английскому языку в первом классе и несколько игровых приемов.

В качестве примера рассмотрим одну из тем «Сказочный зоопарк».

Тематическое планирование

Приложение 1

Занятие-введение нового учебного материала по теме: «Сказочный зоопарк».

Приложение 2

Поскольку у учащихся первых классов начальной школы еще не сформированы умения и навыки письменной речи на родном языке, то формирование данных умений и навыков на иностранном языке является преждевременным. Соответственно в данной программе рассматривается только обучение таким видам речевой деятельности как: аудирование и говорение.

При обучении аудированию можно дать следующие задания: прослушать загадку и отгадать ее, прослушать сказку, ответить на вопросы на ИЯ или родном языке. а затем одеть маски и разыграть прослушанную сказку.

В течение первого года обучения в начальной школе учащиеся решают коммуникативные задачи на элементарном уровне, в рамках названных выше тем общения. При обучении говорению необходимо создавать учебно-речевые ситуации, приближенным к реальным. В основном такие ситуации можно создать с помощью игры, т.к. игровая деятельность еще остается в качестве ведущей у детей рассматриваемого возраста.

Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс начальной школы

В результате обучения английскому языку в первом классе начальной школы ученик должен:

знать / понимать:

  • особенности интонации основных типов предложений (например, Good morning!, Good bye!, Is it a fox?, It’s a dog.);
  • название стран – своей и англоговорящих стран (Russia, Great Britain, America);
  • имена персонажей английских детских литературных произведений (Dwarf, Snow-White, Winnie-the- Pooh, Cinderella, etc.)
  • наизусть рифмованные произведения детского фольклора, доступные по форме и содержанию.

уметь:

в области аудирования:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов, с опорой на зрительную наглядность;

в области говорения:

  • участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, комплименты, благодарность, приветствие, прощание);
  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Кто? Что? Откуда? Как? Сколько лет?) и отвечать на них;
  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге, игрушках, любимых животных.

Представленная программа составлена на основе подходов, сочетающих в себе интуитивные и сознательные приемы в обучении. С одной стороны, дети в непринужденной обстановке на имитативном уровне усваивают слова, выражения, клише с помощью методических приемов, направленных на лучшее запоминание (ритмизация, пропевки, жесты, ассоциации и т.д.), а также с помощью песен, рифмовок, игр. С другой стороны, дети учатся строить предложения с помощью моделирования, сравнения звуков английского языка со звуками родного языка, сопоставления культуры англоязычных стран с культурой своей страны. Такое сочетание методических приемов в русле интуитивного и сознательного обучения иностранному языку делает обучение интересным, увлекательным и в то же время эффективным.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ // М.: Просвещение. 2010. - 31 с.
  2. Примерные программы начального общего образования. (в 2 ч.) Ч. 2. Примерная программа по иностранным языкам. – М.: Просвещение. 2009. – с.104-188.
  3. Планируемые результаты начального общего образования. / Л.А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой // Стандарты второго поколения, раздел «Иностранный язык (английский язык)». – М.: Просвещение, 2010.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя (Ф.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. Ф. Володарская и др.) под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – с.28-30.
  5. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК «Английский с удовольствием» / “Enjoy English” для 2-9 кл. общеобраз. Учрежд. – Обнинск: Титул, 2007. – 48 с.
  6. Верещагина И.Н. Английский язык: кн. Для учителя к учеб. для 1 кл. шк. с углубл. изучением англ. яз., лицеев, гимназий и старших групп детских садов. Она содержит методические рекомендации по организации и проведению занятий для данного этапа обучения.
  7. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – Изд.доп. – М.: Школная Пресса, 2008.- 96 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 77).
  8.  Каргина З.А. Организация дополнительного образования в школе. Практическое пособие для администратора. – М.: Школьная Пресса, 2009. – с.96 («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 85.)