Дидактика – это наука, изучающая теоретические основы процесса обучения как такового. Процесс обучения по своей сути – дидактический процесс и всегда носит консервативный характер. В настоящее время меняются общественные ценности, поэтому меняются цели обучения, а также его содержание.
Рассматривая процесс обучения как систему, Б.А.Голуб (1) выделяет два важнейших элемента: преподавание (деятельность обучающего) и учение (деятельность обучающихся).(2) Эффективность обучения в наибольшей степени зависит от обучающихся. Чтобы способствовать развитию обучающихся, необходимо их включение в непосредственную деятельность по приобретению знаний. При этом нельзя ограничиваться только пассивным их усвоением. В.Ф. Шатилов отмечал, что в начале своей экспериментальной работы почти к каждому уроку он готовился по 5-6 часов, продумывая не только и не столько то, что он будет рассказывать, сколько характер деятельности учащихся (какие вопросы будет ставить, как вызовет у них желание проявить самостоятельность и т.д.).
В ходе процесса обучения педагог должен формировать личность человека, учитывая его индивидуальные возможности, интересы и склонности. Поэтому К.Д. Ушинский отмечал, что «мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе, но говорим – изучайте законы процессов, с которыми имеете дело, и поступайте в соответствии с этими законами». Одним из важнейших критериев результативности процесса обучения является «достижение каждым учеником такого уровня успеваемости, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне ближайшего развития». (3)
Важнейшими понятиями дидактики как науки являются: процесс обучения, его принципы, содержание, средства, методы и формы обучения.
Средствами обучения являются разнообразные источники информации (учебное пособие, слово обучающего, наглядные пособия, игры и т.д.). Все они возникали на разных этапах развития общества и постоянно совершенствуются.
Одним из способов оптимизации учебного процесса является использование учебно-дидактических игр. Они активизируют учебный процесс и по сравнению с традиционной формой проведения занятий имеют некоторые преимущества.
В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и обучаемыми. Необходимость повышения уровня культуры общения студентов в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения их познавательной активности, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Применение игры на уроках английского языка способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся и студентов средствами изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексности обучения, интенсификации его и развитию групповых форм работы. Всем известно, что легче поддаётся запоминанию то, что интересно, а интересным бывает то, что увлекает, не вызывает скуки. В занимательной игровой форме можно отработать и повторить учебный материал, значительно пополнить свой активный словарный запас, получить и закрепить навыки правильного написания английских слов.
Игра – огромный стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения. Урок может стать незабываемым путешествием в мир английского языка, дать возможность не только сильным, но и слабым ученикам и студентам проявить свой творческий потенциал. Даже самый незначительный успех – огромный шаг на пути познания.
В данной работе можно привести ряд примеров использования дидактических игр.
Как порой трудно бывает запомнить написание слов, особенно если они пишутся не по правилам. А во время игры-соревнования это происходит быстрее. Многим с детства известна игра «Виселица»: даны первая и последняя буквы слова, а пропущенные буквы обозначены чёрточками. Кто первый восстановит слово – тот и победитель.
e. g. |
M - - - - - - E (Magazine) |
|
P - - - - E (Police) |
Игра может использоваться для снятия монотонности при отработке языкового материала и для активизации речевой деятельности студентов. На занятиях английского языка необходимо организовывать работу студентов в парах и группах, всячески поддерживать стремление ребят общаться на английском языке. Для того, чтобы поддерживать постоянный интерес к предмету целесообразнее использовать необычные формы уроков, методы и приёмы, заставляющие ребят активизировать свои знания в различных ситуациях, и дидактические игры в этом очень помогают.
Можно практиковать игры с мячом, когда студент, поймавший мяч, не только должен подобрать соответствующее заданию слово (на русском или английском языке), но и сделать это максимально быстро. Игры с мячом можно проводить, сидя за партой, а для смены динамических поз можно всем встать, подойти к доске, встать в круг и работать таким образом. Так, в игре, с радостью и весельем отрабатывается лексика и грамматика.
Например, следующая игра, направлена на запоминание предлогов. На карточках пишутся изучаемые предлоги месторасположенияи располагаются на стуле, под стулом, рядом со тулом и т.д. в соответствии с их значением. Учитель говорит, что спрячется где-то в районе стула, а студенты должны отгадать с помощью общих вопросов его расположение, используя предлоги: “Are you on the chair?”, “Are you under the chair?” и т.д. Угадавший становится ведущим. Затем студентам раздаются картинки с изображением гостиной комнаты и им предлагается таким же образом «спрятаться» в ней. Сначала они работают в парах, затем желающий стать ведущим «прячется» и группа отгадывает где он находится.
Применяя игру как форму обучения, учитель должен быть уверен в целесообразности её использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определённую последовательность и постепенное усложнение. Участники игры должны быть обеспечены методическими материалами, игровыми заданиями, инструкциями, учебными материалами и т. п. Используя в своей работе дидактические игры, каждый учитель должен помнить об этих требованиях. Учитель должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий студентам эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроке. Ведь применение игр компенсирует информационную перегрузку и организует психологический и физический отдых.
Если найти правильный подход, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир незнакомого языка. Одним из этих подходов является игра, сильнейший фактор психологической адаптации студента в новом языковом пространстве, который может решить проблему естественного внедрения молодого человека в увлекательный мир языка. Ведь достаточно посмотреть в счастливые глаза своих учеников, выходящих с урока, чтобы понять, что ты на правильном пути и надо идти дальше, чтобы не пропала радость в глазах, и не исчез интерес учеников к изучаемому предмету.
Список используемой литературы:
- Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учебное пособие для студ. Педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 96 с. (с.3)
- Там же, с.7.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 1988. – с. 74.