Урок по теме "Профессиональное самоопределение"

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Урок по профориентации подготовлен для учащихся при изучении темы “Профессиональное самоопределение”.

Урок проходит в виде игровой программы “Проф-шоу” состоящей из нескольких туров. Основной метод обучения на данном уроке – частично-поисковый или коллективный метод поиска решений: информацию учащиеся вспоминают, обмениваются друг с другом. По способу передачи информации используются словесные методы - устное изложение; наглядные – презентация; практические – составление пословиц, решение ситуаций.

Цель урока для учителя: углубить знания учащихся о профессиях,

Цель урока для учащихся: проявить себя при решении ситуаций.

Комментарий: класс делится на две команды, которые выбирают себе название.

Материалы для урока: презентация, жетоны с баллами, разрезанные полоски бумаги с пословицами.

Ход мероприятия

1ю Вступительное слово учителя

(Слайд 1. Тема)

Здравствуйте дорогие друзья, уважаемые гости! С вашего позволения начнем урок.

Наша сегодняшняя встреча посвящена миру профессий.

(Слайд 2)

Мир профессий велик. Он включает тысячи разных интересных специальностей. Выбор профессии – дело серьезное. Ведь на работе человек проводит 8-9 часов в день. А это почти треть жизни. И какой будет эта треть – скучной и тоскливой “от звонка до звонка” или яркой и интересной зависит от вас.

А сейчас вам предоставляется возможность показать свои знания о мире профессий и проявить себя при решении ситуаций. Давайте поиграем. Итак, начинаем проф - шоу “Мир профессий”.

2. Представление команд.

У нас представлены две команды. Команда – “...” и команда – “...”.

3. Слово учителя.

Сегодня вам предоставляется возможность показать как хорошо вы знакомы с миром профессий. Давайте начнем с разминки.

Назовите профессии или специальности на букву “М”, “К”.

Комментарий: если нужно показать для примера названия профессий, то в презентации это слайды 39-41, а на слайде 2 есть гиперссылка. Разминка не оценивается.

4. Работа учащихся.

5. Слово учителя.

Молодцы!

А теперь начинаем первый тур.

(Слайд 3. Флоротабло)

Итак, перед вами флоротабло. Каждая из команд делает выбор: назовите растение, которое вам больше нравится, а я зачитаю профессиограмму, которая закодирована этим растением. В каждой профессиограмме 5 блоков информации. Вы отвечаете тогда, когда будете уверены в ответе. Отвечаете на первый блок – получаете 5 баллов, на второй – 4 балла, На третий – 3 балла и т.д. Если ошибаетесь, то получаете 0 баллов, а право ответа переходит к другой команде. В игре остаетесь, получаете ситуацию по своей профессии. За правильное решение вопроса получаете 3 балла. Выбор делаете по очереди. Первой начинает команда “...”.

Комментарий: на всех слайдах с описанием профессий есть гиперссылки, если команда отвечает раньше, чем закончатся все подсказки, то по гиперссылке переход к флоротабло. С описания ситуации также переход на флоротабло по гиперссылке.

6. Работа учащихся.

(Слайды 4 – 15. Информация + ситуации)

Комментарий: картинки на слайдах с ситуациями являются гиперссылками для перехода на флоротабло.

Лилия - офицер

Для них характерны физическая выносливость, патриотизм, здравый смысл, качества лидера, базовые знания психологии, истории, экономики.– 5 баллов.

Несколько раз за время службы меняет место жительства и работу. Трудоустройство определяется условиями контракта. – 4 балла.

Зарплата определяется званием, должностью, выслугой лет. – 3 балла.

Может работать в экстремальных ситуациях. Занимается подготовкой молодых солдат, анализирует военные акции, разрабатывает военные планы, документы, организует военную службу и быт солдат. – 2 балла

Олег Газманов поет, что их сердце под прицелом, а карьера их начинается с военного училища. – 1 балл

Ситуация для офицера

Почти 300 лет назад шведская армия вторглась в Россию. Русское войско выступило под командованием Петра I. Решающее сражение произошло под Полтавой. В ночь накануне битвы Петр не спал – одолевали заботы. Под утро вбежал граф Шереметьев и сказал, что на сторону шведов переметнулся унтер-офицер Семеновского полка. Петр задумался. Если перебежчик расскажет о русском лагере, то не миновать поражения. Особенно Петра беспокоил отряд новобранцев. Солдаты необстрелянные, могут сплоховать в бою. Шведы, узнав об этом, постараются направить удар по слабому месту.

Что бы вы сделали на месте Петра? (изменить план сражения, переодеть новобранцев в форму другого полка, закаленного в боях, а их – в форму новобранцев)

Одуванчик – врач-психотерапевт

Должен уметь слушать других, иметь здравый смысл, аналитические способности, логическое мышление, сочувствие людям. – 5 баллов

Эта профессия процветает во всем мире. Это врач, который должен найти причину душевного дискомфорта у больного. – 4 балла

Цена одного часа консультации у этого специалиста стоит до 500 рублей. Во многих странах он – друг и советчик у 50-80% населения. – 3 балла

Не жалейте денег на здоровье!
В жизни это главное условие.
Почему? Да просто потому,
Что без душевного здоровья
Деньги нам уж ни к чему!

Он изучает причины душевных расстройств. – 2 балла

Психотерапия существует с незапамятных времен. В XIX веке прославил ее врач Зигмунд Фрейд. – 1 балл

Ситуация для психотерапевта

Больница, которая специализируется на пересадке донорского сердца. Поступает донорское сердце. Пересадка нужна двум больным – это пожилой профессор, страдающий головными болями, так как без сна и отдыха занимался разработкой вакцины против рака; 16-летняя беременная девушка, сирота. У обоих ситуация критическая, жить обоим не больше месяца. Кому отдать предпочтение при пересадке сердца? (В порядке очереди, то есть тому, кто поступил первым в больницу).

Сирень – менеджер по рекламе

Цель данного специалиста – продать товар или услугу. Эта работа привлекает молодежь. – 5 баллов

Опытные специалисты утверждают, что в их работе 5% творчества и 95% потения. Малейшая ошибка в их работе чревата убытками для компании, а для них потерей работы. – 4 балла

Занимается оформлением логотипов, плакатов, работает на компьютере, ведет финансовые дела, изучает особенности продукта, услуги, способы распространения и потребления, представляет новые услуги. – 3 балла

Доброжелателен, терпелив, общителен, инициативен, имеет творческий подход к делу. – 2 балла

Посещает клиентов, разрабатывает рекламные проспекты, продвигает рекламные услуги. – 1 балл

Ситуация для менеджера

Вам необходимо дать рекламу нового товара, например, игрушки. Ваши шаги как менеджера по рекламе. Где разместить рекламу? В виде чего? (учесть на какой возраст рассчитана игрушка. Можно увеличенные игрушки разместить возле тех мест, где более всего детей, в витринах, на телевидении перед детской передачей и т.д.)

Ромашка - юрист

Умеют убеждать, ставить и решать проблемы, вести переговоры, имеют качества исследователя, навыки практической психологии, владеют техническими средствами. – 5 баллов

Их иногда называет буквоедами и педантами, им приходится интерпретировать конкретные статьи кодексов, законов, документов. – 4 балла

Прогнозирует последствия применения правовых норм, осуществляют подготовку контрактов, завещаний, судебных исков, общаются с клиентами. – 3 балла

Как известно, правда в огне не горит, и в воде не тонет. Специалисту приходится отстаивать истину, быть аккуратным, гибким. – 2 балла

Сегодня все большее внимание уделяют вопросам правового регулирования бизнеса. Работают индивидуально или в юридических фирмах. – 1 балл

Ситуация для юриста

В школе г. Энска ученик 6а класса Сидоров Олег разбил стекло во время игры. Директор школы заставил родителей ученика вставить разбитое стекло, а кроме того, запретил ученику посещать спортивную секцию, что было записано в приказе по школе совместно с вынесенным выговором. Прав ли директор в своих действиях? (Не прав. Достаточно было одного наказания. Согласно ст.50 никто не может быть повторно осужден за одно и то же деяние).

Роза - пилот

Эти специалисты внешне выглядят всегда элегантно, имеют свою форму, им вверяют свою жизнь многие люди. – 5 баллов

Специальность требует отличного здоровья. Эти специалисты несут ответственность за изучение оптимального маршрута, за контроль всех приборов, за общение с диспетчерами и другими службами. – 4 балла

У работника должно быть острое зрение, хороший слух, развитая двигательная память, высокая работоспособность. – 3 балла

Должен осуществлять подготовку всей полетной документации, быть готов работать в экстремальных ситуациях, иметь чувство безопасности и сочувствие людям. – 2 балла

Они могут петь: Первым делом, первым делом самолеты,

Ну а девушки, а девушки потом. – 1 балл

Ситуация для пилота

Полет воздушного судна делится на несколько этапов: взлет, набор высоты, горизонтальный полет по маршруту, снижение и посадка. Два этапа требуют от пилота переключения внимания с прибора на прибор 300 раз, являясь самыми напряженными. Как вы думаете, какие и почему? (Взлет и посадка. Необходимо запустить все механизмы и учесть все земные факторы)

Ландыш - учитель

Имеет качества исследователя, организационные способности, умение убеждать, социальную ответственность, здравый смысл, умение ладить с людьми. – 5 баллов

Специалист разрабатывает содержание занятия и создает творческую атмосферу на них, внедряет новые методы и средства получения знаний. – 4 балла

Специалист умеет ставить и решать проблемы, обладает знаниями по своему предмету. – 3 балла

Двадцать пар за указкой следят.

Куда же это Волга впадает?

Что жители делают и что там растят,

Лилия Александровна всем объясняет. – 2 балла

Дает адекватную оценку успехам учащихся, способствует развитию индивидуальных способностей, имеет педагогическое образование, работает в государственных и частных школах. – 1 балл

Ситуация для учителя

Перед 8 марта учительница приходит на урок и чувствует, что дети готовятся ее поздравить: они суетятся, переглядываются, шепчутся. Что делать?

а) Спокойно подождать, пока дети вас поздравят, а затем начать урок.

б) Сгладить неловкость и первой поздравить девочек с праздником.

в) Ободряюще сказать: “Я жду, торопитесь, а то мы никогда не начнем работать!”

7. Слово учителя.

(Слайд 16 “Толи птица, то ли зверь”)

С этими профессиями вы хорошо знакомы и быстро справились с заданием. Но появляются и новые профессии или старые, но с новыми названиями. И сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы их знаете. Итак, второй тур. За правильный и более полный ответ – 5 баллов. Работают обе команды одновременно.

Комментарий: команды совещаются и дают свой ответ. Какая команда дала более полный ответ, та получает больше баллов.

8. Работа учащихся

Профессии

(Слайд 17,18 “Логистик”)

Логистик – специалист, отвечающий за транспортировку грузов и их хранение на складе. В обязанности логистика входят организация, контроль и оптимизация перевозок железнодорожным или морским транспортом. Высококлассный логистик разрабатывает схемы товародвижения, в которые входит поставка сырья, производство, транспортировка и продажа продукции. Основная задача специалиста – экономия и оптимизация затрат. Высококлассными логистиками становятся те, кто имеет хорошую подготовку в области математики, экономики, юриспруденции. Начинающий специалист – это вчерашний сотрудник таможни, транспортного предприятия.

(Слайды 19,20 “Фандрайзер”)

Фандрайзер – тот, кто ищет деньги и возможности для организаций. Курсы по фандрайзенгу проходят при крупных научных центрах. Спрос на профессию постоянно растет, требуется целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические способности, интуиция.

(Слайды 21,22 “Промоутер”)

Промоутер – рекламирует товар. В обязанности такого специалиста входит работа с прохожими и посетителями магазинов: он предлагает им определенный товар. Труд промоутера оплачивается по завершении рекламной компании из расчета фиксированной суммы каждый день.

(Слайды 23,24 “Девелопер”)

Девелопер – одна из специализаций профессионала по операциям с недвижимостью (риэлтора). Деятельность девелопера заключается в следующем: он заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, “привязывает” проект к участку, согласовывает подведение всех коммуникаций, строит объект. Затем он может сдать в аренду или отдельные офисы, или здание целиком. Девелопер – работодатель, он сам нанимает персонал для работы над своей идеей.

9. Слово учителя

(Слайд 25 “Знак равенства”)

Хорошо справились с заданием, познакомились с новыми названиями профессий.

А мы переходим к третьему туру, который называется “Знак равенства”.

Многие профессий имеют несколько названий. И сейчас я попрошу вас иначе назвать представителей предложенных профессий. За правильный ответ – 1 балл. Если вы знаете ответ, то поднимаете руку.

(Слайд 26)

10. Работа учащихся

Педагог Учитель, преподаватель
Врач Доктор, лекарь
Сторож Охранник, секьюрити
Голкипер Вратарь
Парикмахер Цирюльник
Рудокоп Шахтер
Дрессировщик Дрессировщик
Фокусник Иллюзионист, факир
Стюардесса Бортпроводница
Экскурсовод Гид

11. Слово учителя.

(Слайд 27)

И впереди у нас еще один тур, который называется “Два значения”. Существует много профессий, которые имеют двойное значение. И сейчас вам нужно отгадать, что это за профессия. За каждый правильный ответ – 1 балл. Команды работают по очереди. Начинает команда “Вишенки”.

12. Работа учащихся.

(Слайд 28)

Не только вещество, хорошо проводящее электрический ток, пропускающее через себя звук и теплоту, но и железнодорожный служащий. (Проводник)

(Слайд 29)

Не только передовой работник, добивающийся высоких результатов в труде, но и музыкант. (Ударник).

(Слайд 30)

Не только плоский чемоданчик для бумаг и книг, но и специалист в области внешних отношений. (Дипломат).

(Слайд 31)

Не только детская игра, включающая в себя набор деталей, но и работник, занимающийся разработкой новых устройств и изделий. (Конструктор).

(Слайд 32)

Не только консервирование в соленом растворе, но и дипломатический представитель высшего ранга. (Посол).

(Слайд 33)

Не только литературное произведение или фильм, но и специалист по раскрытию уголовных преступлений. (Детектив).

13. Слово учителя.

(Слайд 34)

Молодцы! Хорошо поработали. А впереди у нас последний конкурс “Собери пословицу”.

На полосках бумаги написаны пословицы, разрезаны пополам и перепутаны. Ваша задача собрать пословицы.

Комментарий: учащимся выдаются разрезанные полоски бумаги с пословицами.

14. Работа учащихся.

1 команда

1. Была бы охота, а работа найдется

2. Взялся за гуж, не говори, что не дюж

3. Глаза боятся, а руки делают

4. Не боги горшки обжигают

2 команда

1. Есть терпенье – будет и уменье

2. Кто не работает, тот не ест

3. Где труд, там и правда

4. Без охоты нет работы.

15. Слово учителя.

А теперь проверим, правильно ли наши команды собрали пословицы.

(Слайды 35-36)

16. Итоги. Рефлексия.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. На уроке я работал активно / пассивно
  2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
  3. Урок для меня показался коротким / длинным
  4. За урок я не устал / устал
  5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
  6. Материал урока мне был интересен / скучен

17. Слово учителя.

(Слайд 37)

У каждого из вас характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать на себя ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы “застенчив”. Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное — интерес. Запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ведь в школе ты не изучал ничего подобного... Для того чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессии. Задавай взрослым вопросы об их профессиональной деятельности, как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная профессия, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы, — это лишь ее название...

(Слайд 38)

Удачи, и спасибо всем за работу.

Использованная литература.

  1. Егорова Л.А. Родительские собрания: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 224с.
  2. Маслакова М.Н. На пороге взрослой жизни // Читаем, учимся, играем. – 2005. - №1, с.89-95
  3. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. 9-11 класс. – М.:ВАКО, 2006. – 204с.