Это внеклассное мероприятие можно провести с уч-ся 5, 6, 7-х классов с целью повышения интереса к предмету математики, расширения кругозора детей, а также развития внимания, памяти и мыслительных способностей.
“Величие человека – в его способности мыслить” Блез Паскаль. (Слайд 1)
На доске могут быть вывешены высказывания известных ученых, поэтов.
Математика есть лучшее, и даже единственное введение в изучение природы.
(Д.И. Писарев)
В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.
(Н.Е.Жуковский)
Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен вор всех науках о природе.
(Платон)
Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.
(А.С. Пушкин)
Все, что до этого было в науках: гидравлика, аэрометрия, оптика и других темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, верным и очевидным.
(М.В.Ломоносов)
Начало мероприятия.
Чтец:
О, математика, ты вечна!
Гордись, прекрасная, собой!
Твое величье бесконечно,
Так предначертано судьбой!
Всегда овеяна ты славой
О, святоч, всех земных светил!
Тебя царицей величавой,
Недаром Гаусс окрестил!
Учитель представляет жюри, затем представление команд: название, девиз. змблема.
1-й конкурс. Разминка. (Здесь и во всех других конкурсах за правильный ответ – 1 балл.)
- Какой ключ не отмыкает замок? (Музыкальный)
- 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина книги, если в ней 240 стр? (2 см)
- Сколько четверок встречается в записи натуральных чисел от 1 до 100? (20)
- Два товарища поделили между собой 11 яблок, причем один взял на 5 яблок больше другого. Сколько яблок взял каждый из них? (3 и 8)
- Кирпич весит 1кг и еще полкирпича. Сколько весят 5 кирпичей? (10 кг)
- Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
- С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту? (Собака должна стоять)
- У крышки стола 4 угла. Если одно отпилить, то сколько останется? (5 углов)
- Если дождь идет в 12 часов ночи, то будет ли ровно через 72 часов солнечная погода? (Нет, будет ночь)
- Еду с мамой в зоосад
Я считаю все подряд.
Пробегает дикобраз – это раз.
Чистит перышки сова – это два.
Третьей стала росомаха,
А четвертой черепаха.
Серый волк улегся спать – это пять.
Попугай в листве густой – он шестой.
Вот лисенок рядом с лосем,
Это будет семь и восемь.
Девять – это бегемот,
Рот, как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый,
Он последний, он десятый.
Кто в стихотворении был шестым?
2-й конкурс. Сложи квадрат. (Слайд 2 и 3).
3-й конкурс. Конкурс капитанов.
Капитанам раздаются карточки с заданиями.
Примерные задания:
- Расставьте знаки “+” и “-” в левой части так,
чтобы в итоге получилось 15:
738278
847354 - Бревно распилили на 4 части, расходуя каждый раз на отпиливание одной части 2 минуты. За сколько времени было распилено все бревно? (6 мин)
- Блокнот с обложкой стоит 11 рублей. Сколько стоит блокнот и обложка отдельно, если блокнот дороже обложки на 10 рублей? (50 коп. и 10 руб.50 коп.)
- Корабль стоит у причала. Вода покрывает 3 ступень снизу веревочной лестницы. Расстояние между ступеньками 30 см. Начался прилив, вода прибывает со скоростью 15 см в 10 мин. Какую ступень будет покрывать вода через 40 мин? (Никакую, корабль тоже поднимается)
- Половина от половины числа равна половине. Какое это число? (число 2)
- У Алисы двое часов: одни стоят, другие спешат. Какие часы лучше с точки зрения математики? (Те, которые стоят, так как два раза в сутки показывают точное время)
- К Айболиту пришли на прием животные: все, кроме двух собаки, все кроме двух кони, все кроме двух попугаи. Сколько всего животных? (1 собака, 1 конь, 1 попугай)
Пока капитаны заняты, идет конкурс болельщиков (Слайд 4)
Разгадать кроссворд:
- Вторая степень числа.
- Запись, содержащая числа и буквы.
- Арифметическое действие.
- Чертежный инструмент.
- Величина, характеризирующая быстроту движения.
- Геометрическая фигура.
- Современная шпаргалка.
- Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к противоположной стороне.
Также можно провести игру “Ловушка”.
Учитель быстро говорит любое число. Учащиеся должны назвать следующее за ним. Последним учитель должен назвать число 4099! Девять из десяти ребят говорят 5000!
4-й конкурс. Исторический. (Презентация "Великие ученые").
- Величайший ученый древности. Он открыл ряд важнейших законов природы, которые изучает физика. Его важнейшими вкладами в математику являются открытия числа , формул для вычисления площадей и периметра важнейших геометрических тел и фигур. (Архимед)
- Знаменитый ученый, который свел воедино все открытия греческих математиков в 15 книгах под общим названием “Начала”, которые служили учебниками на протяжении двух тысячелетий. (Евклид)
- В школьном курсе геометрии изучается ряд теорем открытые именно этим известным математиком. Теорема о сумме углов треугольника, теорема, названная в его честь. (Пифагор)
- Первый крупный российский ученый, основоположник русской науки, один из первых русских академиков. Обучался в славяно-греко-латинской академии. 13-летней программой овладел за 5 лет. (Ломоносов)
- Греческий ученый, ученик Платона (Аристотель)
- Великий узбекский ученый, основатель классической алгебры. (Мухаммед Аль-Хорезми)
- Один из величайших ученых средневековья. Философ и медик, математик и поэт. Он написал более 450 трудов: книги по логике, физике, философии, медицине. (Ибн Сина – Авиценна)
5-й конкурс. Самый внимательный (Слайд 5).
Кто быстрее сосчитает числа от 1 до 30 по порядку.
6-й конкурс. Лучший счетовод.
Примерные вопросы:
- Первая в России печатная книга вышла в свет в Москве в 1853 году. Сколько лет уже печатаются книги?
- Первый поезд пошел из Петербурга в Москву в 1846. Сколько лет ходят поезда?
- Сколько лет Санкт-Петербургу, если он основан Петром Великим в 1703 году?
- Сколько лет Москве, если ее основал Юрий Долгорукий в 1147 году?
7-й конкурс. Заключительный. (Слайд 6 и 7).
Записать старинные единицы измерения длины в порядке убывания.
В конце турнира жюри подводит итоги, выдаются призы.