Информационные и коммуникативные технологии в начальном образовании

Разделы: Начальная школа


Современный ребёнок живёт в мире компьютерных технологий. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ним на одном языке. Задачи, стоящие перед современной начальной школой требуют внедрения новых образовательных технологий. Использование информационно коммуникативных технологий в обучении младших школьников даёт возможность внесения элемента занимательности, повышающего интерес к обучению, и создания условий для индивидуальной работы, формирования навыка самоконтроля и самооценки. Внедрение информационных технологий в учебный процесс ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов. Применение компьютера на уроках повышает интерес к изучаемому предмету, вносит новые элементы в процесс обучения, помогает сделать уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала. В итоге повышается мотивация обучения. Я убеждена, что разумное использование компьютера в учебном процессе продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, стремление к саморазвитию и творческому росту.

С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: “Детская природа требует наглядности”. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально " заглатывают " все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому нам, учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.
Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время на уроке. Где же ИКТ могут помочь учителю в его работе? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта.
Одной и наиболее удачных форм подготовки учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедиа-презентаций, которые являются элементом новизны на уроках.

"Презентация” – переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Использование мультимедиа-презентаций целесообразно на любом этапе урока.

1) Для “открытия” новых знаний.
Особенно интересно использовать мультимедиа технологии для постановки учебной задачи и для “Открытия” новых знаний. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении. В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедиа-презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты.
2) Для закрепления изученного материала.
Формирование системы знаний предполагает системность повторения полученных знаний. Повторение в форме игры оживляет работу класса. Движущиеся изображения (анимация) не только удерживает неустойчивые внимания младших школьников, но и позволяют им проверить свои знания.
3) Для контроля знаний.
В современной практике постоянно растет роль тестирования, как одного из методов педагогических измерений. Основной функцией тестирования является функция контроля.

Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Презентация по теме урока в процессе работы над новым материалом позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остается больше времени на закрепление. Компьютерные технологии позволяют обучающимся с интересом усваивать большой объем информации, урок становится более наглядным, разнообразным и увлекательным.
Каковы же ожидаемые результаты применения мною в процессе преподавания ИКТ? Использование ИКТ в учебной деятельности позволяет не только расширить и закрепить полученные знания, но и повысить творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе позволяет:

1) развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
2) усилить мотивацию обучения;
3) сформировать у школьников умение работать с информацией;
4) развивать коммуникативную компетентность;
5) активно вовлекать обучающихся в образовательный процесс;
6) качественно использовать контроль за деятельностью учащихся;
7) создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Каковы преимущества использования мультимедиа-презентаций?

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самостоятельность.

В результате работы мною были выделены следующие особенности и преимущества использования ИКТ на уроках:

1) повышение эффективности учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока;
2) возможность показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация);
3) усиление наглядности;
4) осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
5) расширение объёма предъявляемой учебной информации;
6) улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
7) повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
8) включение учащихся в коллективную деятельность в парах;
9) повышение интереса ребенка к изучению предмета (и к учению в целом);
10) активизация творческого потенциала ученика, включение школьников в современное пространство информационного общества.

Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
Многие дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.). Многие учителя, работающие в начальных классах, сталкивается с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением. Я применяю разнообразные дидактические приёмы : интересные рисунки, грамматические сказки. И здесь мне опять пришла на помощь презентация. Очень удобно использовать презентации при работе над изложением: план, вопросы, трудные слова – всё это перед глазами детей.

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, скороговорки – всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д.
Использование ИКТ в учебном процессе ведет к повышению качества образования. Практика показывает, что дети с большим успехом осваивают компьютер и технологии. Мы, учителя, должны поощрять стремление детей использовать компьютер как средство самообучения, воспитывать ценностное, уважительное отношение к такой деятельности. Необходимо познакомить младших школьников с ценностями, позволяющими ориентироваться в информационном пространстве, это – достоверность, полезность, актуальность, полнота информации. Именно в начальной школе прививаются гигиенические нормы работы за компьютером, складывается отношение к компьютеру либо как к средству развлечения, либо как к средству творческого саморазвития. Задача учителя – помочь детям в осознании базовых общечеловеческих ценностей в контексте информационной культуры.

К.Д.Ушинский писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом, должны научить ребенка учиться. Но чтобы была достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, учитель должен увлечь детей, вести их за собой. Недаром пословица гласит: “Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я могу запомнить. Вовлеки меня – и это станет моим навсегда”.

Литература:

  1. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации/ Троицк: Фонд новых технологий в образовании “Байтик”. – 2003. – 68-70 С.
  2. Новые педагогические информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. – М., 2000
  3. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы./Знание – 2000
  4. Климова М.А. Компьютерные технологии на уроках //Начальная школа – 2008. №7.
  5. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – 7. Журнал “Начальная школа” №1, 2008.
  6. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал “Сеть творческих учителей”, 2008.
  7. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999.