"Сложение и вычитание обыкновенных дробей". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

академические:

  • Провести промежуточный контроль  по теме и продолжить формирование умений и навыков выполнения действий с дробями;
  • Создать условия для индивидуальной работы с учащимися.

развивающие:

  • Способствовать развитию скорости вычислений, математической речи учащихся и мыслительной деятельности в ходе решения необычных примеров.

воспитательные:

  • Способствовать воспитанию самостоятельности, чувства ответственности;
  • Подчеркнуть важность таких качеств, как трудолюбие, самостоятельность и правильная самооценка.

Задачи урока:

перед учителем:

  • В ходе работы постараться выявить и  ликвидировать пробелы в знаниях и умениях каждого учащегося.
  • Способствовать раскрытию учащимися личного потенциала.
  • Способствовать повышению интереса учащихся к предмету.

перед учащимися:

  • Продемонстрировать степень усвоения темы, навыки работы с обыкновенными дробями, умение сосредоточиться.

Используемые технологии: беседа (технология общения), презентация (ИКТ), элементы индивидуальной работы, элементы здоровьесберегающих технологий.

Оборудование: Класс с мультимедийным оборудованием;

  • Презентация (Приложение 1),
  • Цветные маркеры (красный, синий, зелёный),
  • Цветные карточки с текстами самостоятельной работы,
  • Треугольники из картона трёх цветов и скрепки,
  • Наборы чистых листочков.
  • Стенд для учёта выполненных заданий.
  • Ролик «Урок бабочки, пример успеха» (Приложение 2).

Этапы урока:

  1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.
  2. Активизация знаний учащихся
  3. Самостоятельная работа
  4. Подведение итогов
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

1. Оргмомент.

Вступление в форме непринуждённой беседы. (Приложение 1, слайд1)

Здравтвуйте,  ребята! Наш сегодняшний урок теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» будет немного необычным. Он называется урок-улей и неслучайно…

(Приложение 1, слайд 2)

Ребята, скажите мне, что такое улей? (это домик, где живут пчёлы)

А что делают пчёлы? (собирают нектар, делают мёд) (Приложение 1, слайд 3)

Как в народе называют пчёл? (труженицы, говорят ещё «тружусь, как пчёлка»)

А тех, кто в улье живёт и не работает? (трутни/

А как называют всё множество пчёл, живущих в одном домике? (рой, или мне больше нравится название семья/.

Давайте теперь представим, что наш класс – это улей, а мы – дружная пчелиная семья, в которой нет трутней.

2. Активизация знаний учащихся

Начнём урок с устного счёта. Задания по теме взяты из обязательных результатов обучения

(Приложение 1, слайд 4)

Ученик, называющий ответ, проговаривает правило, которым пользовался для подсчёта.

1/2 + 1/3

1(1/2) + 1/4

3(2/3) - 2

0 + 2/3

0,1 + 1/3

3(5/6) - 1/3

4/9 + 5/9

0,4 + 1/2

1 - 7/12

2 + 2/3

1/3 - 1/4

4 - 5/8

1(1/5) + 4

5/8 - 1/4

3. Самостоятельная работа.

Данный урок – особая форма разноуровневой самостоятельной работы. Пользоваться тетрадью или учебником нельзя, у учащихся только ручки и чистые листочки в половину тетрадного листа, которые не подписываются.

Учитель раздаёт на каждую парту разноцветные карточки с заданиями (цвет означает уровень сложности: зелёный – на «3», синий – на «4», красный – на «5».

«3» (зеленый)

«4» (синий)

«5» (красный)

7/20 + 2/5

3(3/5) + 1(1/10)

3(3/5) + 3 (11/15)

1 - 12/15

3(5/6) - 2(2/3)

11(1/3) - 7(3/4)

(0,9 - 1/2) + 3/5

(0,5 - 1/3) - 1(1/6)

1 - (1/8 - 0,125) - 1(3/17)

17/20 - (1/4 + 2/5)

3/17 - (5/8 - 14/17) - 3/8

(13/27 + 7/15) - (4/27 + 2/15)

(2/7 + 3(1/4)) - (11/14 + 13/28)

(8/12 + 2(3/8)) - (3(7/12) - 1(1/3))

(42 - 39(24/25)) - (7 - 1(1/25))

Учащимся даётся 1-3 минуты для свободного выбора варианта, затем каждый прикалывает себе цветной треугольник, который соответствует выбранному варианту. Это поможет учителю видеть работу и трудности каждого ученика. После подготовки класса учитель объявляет о начале самостоятельной работы.

Предполагается, что учитель знает ответы всех заданий, чтобы проверка была очень быстрой. Пока идёт работа, на экране картинка (Приложение 1, слайд 5)

Зелёный: 3/4; 1/5; 1; 1/5; 2(2/7)    Синий: 4(7/10); 1(1/6); -1; 0; 19/24    Красный: 7(1/3); 3(7/12); -3/17; 2/3; -3(23/25)

Как только один пример решён, ученик с листочком подходит к учителю, который проверяет решение.

Если ответ неправильный, то учитель не берёт листочек, а отправляет искать ошибку. С одним примером можно подойти не более трёх раз. Если такое случается, то учитель отправляет ученика решать задачи более лёгкого варианта.

Если ответ правильный, то ученик ищет на стенде ту клеточку, которая соответствует его фамилии, номеру и варианту задания и закрашивает в нужный цвет.

Листочек с решением остаётся у учителя и т.д. Необходимо обратить внимание на то, чтобы ребята не создавали толпу около учителя, сильные ученики могут сдавать несколько примеров сразу.

Фамилия и имя ученика

Вариант «3»

Вариант«4»

Вариант «5»

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решённые примеры и являются тем ценным «нектаром», который собирают «ребята-пчёлы», а стенд играет роль решётки, в которой собирается мёд.

Каждый ученик и все присутствующие на уроке могут в любой момент видеть с какой частью работы справились дети, а что ещё предстоит сделать.

Если ученик справился с одним вариантом и позволяет время, можно предложить ему решить задания из более сложного варианта, а кто одолел самый сложный – становится помощником учителя.

4. Подведение итогов

Работа прекращается через 25 минут после её начала.

Далее учащиеся знакомятся с ответами всех вариантов. (Приложение 1, слайд 6)

Учитель даёт оценку каждому ученику (пишет на стенде) и оценку подготовке всего класса. Если вариант решён полностью – оценка известна, если не решён один пример из варианта – на балл ниже. Если же ученик решил, например, вариант на «3» и половину на «4», он получает оценку «4». (Приложение 1, слайд 7, часть 1)

5. Рефлексия.

Если позволяет время, желательно посмотреть очень поучительный ролик «Урок бабочки, пример успеха» (около 3 минут). Он снимет напряжение и поможет учащимся сделать правильный вывод. (Приложение 2) Открыть с помощью The KMPlayer.

Ссылка на ролик «Урок бабочки» http://www.youtube.com/watch?v=vxqSODVfu8s

Ребятам предлагается оценить своё настроение и раскрасить соответствующую физиономию на картинке, которая называется «лист настроения» и позволяет учителю увидеть эффект от урока (Приложение 1, слайд 7, часть 2)

рис.1

6. Домашнее задание

В качестве домашнего задания можно предложить:

  • решить вариант на балл сложнее того, за который получили оценку,
  • получившим «5» – составить свой вариант  и сдать его с решением. (Приложение 1, слайд 8)

И не забывайте благодарить детей за урок!