Виртуальная экскурсия на тему "Край, которым горжусь". 7–8-е классы

Разделы: Внеклассная работа


Цель: создать условия для развития способности видеть прекрасное в обыденной жизни.

Планируемый результат:

Познавательные УУД:

  • развитие навыков работы с различными источниками информации, умение анализировать и передавать информацию, умение интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии;
  • делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

  • формирование культуры чтения в условиях современной информационной среды (информационно-компьютерной грамотности, обеспечивающей необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления значимой информации);
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • осуществлять совместную деятельность в рабочих группах, парах.

Личностные УУД:

  • воспитание любви к родному краю, стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками работу, решения, действовать по плану;
  • контролировать процесс и результаты деятельности.

Межпредметные связи: литература, история, искусство

Ресурсы:

  1. С.А.Фёдоров Марьино князей Барятинских // Курск, «Крона», 1994
  2. http://hist-usadba.narod.ru/links11-0.html
  3. http://region-center.ru/Фотоальбом/ФотографииКурскаяобластьЖивописныевиды/tabid/253/phpage/3/Default.aspx
  4. http://www.liveinternet.ru/users/4024707/post146580227/
  5. http://dickhunter.narod.ru/photoalbum_maryino.html
  6. http://fotki.yandex.ru/users/olga-oralova/album/118759/slideshow/
  7. http://tourout.ru/travels/1460/images/11.html
  8. http://marino-kursk.ru/
  9. http://www.playcast.ru/view/1701246/ac1c1b1d7aed4aeca5c0818391960d860b412274pl
  10. http://fototerra.ru/Russia/Kurskaja-oblast/Turkuazik-10368.html

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, отрывки из стихов рыльских поэтов, фотографии природы Марьино, компьютерный класс.

Ход занятия

I. Подготовительный этап (за несколько дней)

Заранее обучающие по группам готовили следующие задания:

  • разработать маршрут, по которому будет проходить экскурсия;
  • сообщение о Марьино;
  • интересные факты о Марьино.

II. Организационный момент.

III. Целеполагание и мотивация.

– Какие достопримечательности нашей местности вы поместили бы на этот сайт: http://gk46.ru/

IV. Актуализация опорных знаний.

Сообщение учеников о Марьино. (Проверка домашнего задания)

В Рыльском районе Курской области находится дворцово-парковый ансамбль, усадьба «Марьино», родовое поместье князей Барятинских. Князь Иван Барятинский – представитель одной из самых древних и родовитых русских фамилий. Дворец возводился, как основное местопребывание княжеской семьи и был задуман как символ достоинства и величия княжеского рода.

Барятинский – военный дипломат, ученый – агроном, изучавший способы ведения усадебного хозяйства в Англии, знаток и покровитель изящных искусств. "Извицкий дом в селе Ивановском" (первоначальное название марьинской усадьбы) был построен для жизни большой княжеской семьи – у Барятинского было семеро детей. А также для удовлетворения хозяйственных, научных и культурных интересов самого Ивана Барятинского после того, как он удалился от государственной службы.

Трехэтажный дворец был сооружен в начале XIX века в уникальном уголке природы. На речке Избице устроен Большой марьинский пруд. На овальном острове пруда выстроена кирпичная псевдоготическая кирха для княгини Марии Федоровны. Построена специальная флотилия, отлиты медные пушки. В усадьбе действовал один из лучших в губернии театр. В оркестре состояли 40-60 отличных музыкантов. В 1869-1873 годах дворец был кардинально перестроен по проекту известного петербургского архитектора И.А. Монигетти (1819-1878 гг.). Перестройку производил курский архитектор К.Ф. Штольц. Проект реконструкции был выполнен под влиянием новых художественных вкусов в неоклассическом стиле, очень популярном в 70-х годах XIX в. Имение до 1917 года не уходило из рода Барятинских, сохраняя семейные реликвии. В 1918-1919 годах дворец был разграблен окрестными крестьянами. В 1919-1922 годах в Марьино находился сельхозтехникум. Богатейшая библиотека редких книг из дворца была передана в Исторический музей в Москве. В настоящее время эти книги хранятся в Российской государственной публичной исторической библиотеке в Москве. Убранство комнат дворца составили экспозиции Эрмитажа.

С декабря 1922 года в усадьбе расположился дом отдыха, а затем санаторий ЦИК СССР. До сей поры здесь сохранилась великолепная лепнина потолка, мраморные камины, первозданный паркет, предметы старинной мебели. В ландшафтном парке – круглый и овальный пруды с двумя островками, соединенными тремя мостиками. На одном острове – 16-колонная ротонда (княжеская купальня), на втором – лютеранская кирха. Сейчас в усадьбе находится санаторий Управления делами Президента России.

V. Определение маршрута. (Проверка домашнего задания, совещаются, приходят к общему решению)

  1. По пути во дворец.
  2. Территория дворца.
  3. Живописный пруд.
  4. Обширный парк.

VI. Работа с интернет ресурсами. (На партах перечень рекомендуемых сайтов)

  1. Знакомство с материалами на сайтах, отбор материала.
  2. Сообщения «Интересные факты о Марьино» (проверка домашнего задания).
  3. Пометки в тетрадях.

– Что поразило или удивило?

VII. Первичное осознание материала.

– Поделитесь впечатлениями.

– Есть ли у вас любимые уголки природы, которые не запечатлели фотографы?

VIII. Просмотр фильма.

– Сравните кадры из фильма с увиденным на интернет-сайтах.

– Какие уголки природы вызвали наиболее яркое впечатление?

Приложение 1 (По вопросу приложения обращайтесь, пожалуйста, к автору статьи.)

IX. Рефлексия.

– Чем полезен был сегодняшний урок?

– Оцените работу класса, групп, свою.

X. Домашнее задание.

– Подготовить рекламу на сайт для турбюро, чтобы туристам захотелось побывать в Марьино.

– Придумать 5 аргументов, почему стоит побывать в Марьино.

Интересные факты о «Марьино»

Монумент «Орёл»

Достопримечательностью Марьинского парка является чугунный монумент «Орел», символ русской воинской славы, воздвигнутый в1903 году в память о подвигах А.И. Барятинского и победоносного окончания Кавказской войны. До сих пор у воды как бы парит эта могучая птица.

Вдохновитель строительства

Дворцово-парковый ансамбль создан как памятник любви князя И.И. Барятинского к немецкой графине Марии фон Келлер. Усадьба была названа в честь её имени. Вековые деревья в огромном Марьинском парке, с высоты птичьего полёта высажены в форме имени княгини Барятинской.

Кирха

На овальном острове пруда была выстроена кирпичная псевдоготическая кирха для княгини Марии Федоровны, жены князя И.И. Барятинского. 

Ротонда

На речке Избице был устроен Большой Марьинский пруд, на круглом острове которого в 1817 году была построена шестнадцатиколонная ротонда под сферическим куполом.  В ее центре стояла беломраморная статуя "Рождение Венеры" – работа итальянского скульптора К. Фенелли (в экспозиции КОКМ).

Флотилия

Выписанные из Петербурга корабельные мастера построили для пруда специальную флотилию. Были закуплены флаги, паруса, такелаж, выкованы якоря и отлиты медные пушки.

Мосты

Позднее, в восточной и южной частях парка, через каналы были перекинуты мосты. Наиболее живописен, так называемый Горбатый мост, построенный из кирпича и камня.

Дворец

Центром композиции ансамбля является трехэтажное здание дворца с боковыми одноэтажными флигелями.

Первоначально дворец назывался Избицким домом, так как он строился на берегу речки Избицы, но позднее его стали называть Марьиным, как и всю усадьбу.

Пруд

На речке Избице устроен Большой марьинский пруд. Все работы выполнялись местными крестьянами и наемными грабарями из Белоруссии. Сначала на месте будущего пруда были проложены дороги, по обеим сторонам которых расставлялись крестьяне с лопатами. Одна за другой шли по дороге непрерывной цепью сотни подвод. Крестьяне на каждую из них должны были бросить по лопате земли.

Парк

В парке было множество оранжерей, зверинец, поэтические "кошары" (в западной части парка) для игр детей князя и другие садовые затеи. Растительность парка разнообразна: лиственница, дуб, каштан, туя, серебристая ель, клен, сосна, смолистые канадские и пирамидальные тополя и многочисленные породы кустарников. Он сочетает регулярную (правильную) планировку и ландшафтную или пейзажную. Каждый крепостной должен был выкопать в лесу указанные ему 30 деревьев, привезти их в «Марьино», посадить и ухаживать за ними.

Центр культуры

"Марьино" славилось не только великолепным художественным собранием. В усадьбе действовал один из лучших в губернии театр. В оркестре состояли сорок-шестьдесят отличных музыкантов. Здесь ставились драматические музыкальные пьесы, исполнялись произведения всех известных музыкальных композиторов того времени, а также сочинения самого Ивана Ивановича, который страстно любил музыку и даже сам пробовал её сочинять.

Конкурс красоты

Собирали всех вместе крепостных девушек. И они должны проголосовать белыми и чёрными шарами за наиболее достойную из них. Потом избранную оденут в белое шёлковое платье, голову увенчают венком из цветов и наградят 50 рублями. Если и на второй год она удостоится такого же звания, церемония награждения повторяется. В её честь будет устроен бал и выдано 100 рублей. Если и на третий год отличится, то получит в приданое 300 рублей и может выйти замуж.

Две книги

Имелось две книги: Красная или бархатная и Чёрная. В первую писали имена тех, кто отличился хорошей службой князю. Во вторую заносили имена преступников  и лентяев, даже среди приказчиков.

Вторая Сибирь

Существовало херсонское имение площадью 23 тысяч десятин земли, куда ссылались неугодные. Называлось оно Сибирью.