Урок по теме "Тундра". 8-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (60 МБ)


Цель урока: организация работы по усвоению суворовцами понятий, научных фактов в рамках данной темы.

Задачи:

  • обучающие: знакомство с особенностями тундры, углубление знаний о взаимосвязях в природных комплексах, формирование представлений о хозяйственном использовании ресурсов природной зоны и проблемах нарушения целостности природных комплексов;
  • развивающие: совершенствовать умения работать с атласом, умение работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать её;
  • воспитательные: формирование целостной картины мира, культуры общения.

Планируемые результаты:

Личностные:осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

Метапредметные:умение работать с картами, высказывать суждения, подтверждая их фактами;

Предметные:определять географическое положение зоны тундры, называть и показывать на карте географические объекты в пределах зоны (острова, полуострова), характеризовать климат зоны тундры, приводить примеры растений и животных зоны, объяснять, как они приспособились к суровым условиям, называть виды хозяйственной деятельности в тундре, формулировать определение понятия “природно-хозяйственная зона”.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы учащихся: групповая.

Структура и ход урока

1. Оргмомент.

2. Постановка целей урока.

Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в одну из природных зон нашей страны. А вот в какую мне бы хотелось, чтобы вы догадались сами после просмотра видеофрагмента. А я вам немножко помогу.

Видеофрагмент (включается без звука, его сопровождает речь учителя)

Учитель: Название зоны произошло из языка народа саами и означает “сопки” - невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Эта природная зона занимает 1/6 часть территории России. Здесь лес высотой по колено и даже по щиколотку. Граница зоны местами доходит до полярного круга. Большую часть года здесь лежит снег и даже поздней весной температура - 40°С – не редкость.

Кто догадался, о какой природной зоне идет речь?

Предполагаемые ответы: тундра.Слайд 1 (Презентация 1)

Учитель: Верно. Как вы думаете, какие вопросы мы с вами сегодня будем рассматривать?

Предполагаемые ответы: географическое положение зоны тундры, рельеф, климат, растительный и животный мир, почвы, хозяйственная деятельность людей в этой зоне.

Учитель: В какой последовательности мы будем рассматривать эти вопросы?

Предполагаемые ответы: географическое положение зоны тундры, рельеф, климат, растительный и животный мир, почвы, хозяйственная деятельность людей в этой зоне(размещают на доске листы с соответствующими надписями).

Учитель: Как вы думаете, в будущем вам могут пригодиться эти знания?

Предполагаемые ответы: да, если мы поедем в тундру.

Учитель: Хорошо. Сегодня нам нужно хорошо поработать, чтобы пополнить вашу копилку столь необходимыми вам в будущем знаниями.

Изучение нового материала.

Сегодня вы будете работать в группах. Итак, приступим.

У каждой группы на столе есть лист, на котором написан номер группы.(Приложение 2) Переверните этот лист. Вы видите задания. Внимательно прочитайте их. На выполнение заданий у вас 3 минуты, поэтому нужно разделиться, кто какую часть задания выполняет. Географические объекты перечислите с запада на восток. Через 3 минуты каждая команда представит результаты работы. Приступаем.

Итак, команды готовы. У вас на столах лежат оценочные листы. (Приложение 3) В них вы оцениваете ответы других групп. Если ответ полный, ставите галочку, там где 2 балла, если ответ неполный – 1 балл, если ответа нет – 0 баллов.

Предполагаемые ответы группы 1:

- Карта животного мира России, физическая карта России.

- Зона тундры расположена на побережье морей Северного Ледовитого океана от западной границы страны до Берингова пролива.

- Полуострова: Острова:
Кольский 1- Колгуев
Канин 2- Белый
Ямал 3- Вайгач
Гыданский 4- Большой Бегичев
Таймыр
Чукотский

Слайды 2, 3 (Презентация)

Предполагаемые ответы группы 2:

- Карта животного мира России, физическая карта России.

Равнины: Горы:
1- Северо-Сибирская низменность 1- Хибины
2-Индигирская низменность 2- Уральские
3-Колымская низменность 3- горы Бырранга

- В рельефе тундры преобладают равнины.

Слайды 4, 5 (Презентация)

Предполагаемые ответы группы 3:

- Карта животного мира России, климатическая карта России.

- Температура января - - 32°С, -40°ССлайд 6 (Презентация), температура июля - + 8°С,+16°ССлайд 7 (Презентация).

- В тундре за год выпадает 200 - 400 мм осадков.Слайды 8 (Презентация)

Посмотрите на слайд. Слайд 9 (Презентация) В тундре за год выпадает 400 мм осадков, испаряется 200 мм. А что происходит с разницей?

Предполагаемые ответы: впитывается в землю, образует подземные воды.

Учитель: Да, такое возможно, но в тундре из-за низких температур распространена многолетняя мерзлота, оттаивают только верхние слои. Мерзлота не пропускает воду, и тогда на поверхности тундры образуются ... Что?

Предполагаемые ответы: озера, болота.

Предполагаемые ответы группы 4:

- Карта животного мира России, физическая карта России.

Виды внутренних вод в зоне тундры: реки, озера, болота.

Озеро: Таймыр.

Реки: Печора, Обь, Пур, Таз, Хатанга, Анабар, Оленёк, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь.

Учитель: Молодцы. Сложите атласы на краю стола, чтобы они вам не мешали.

Сдайте свои оценочные листы. Мы попросим наших гостей подвести итоги и огласить их в конце занятия.

Суровые климатические условия в зоне тундры способствуют формированию особого растительного и животного мира тундры.Переверните белый лист, под ним цветныестикеры. Возьмите желтые. Их у вас 3, наклейте их слева, справа и по центру. Получилось 3 группы. Теперь возьмите стикеры с названиями растений и животных. Расположите их по трем группам: 1 – зона тундры, 2- другая зона, 3- неизвестные для вас растения и животные.

- Сколько у вас растений и животных в зоне тундры? В другой зоне? Сколько неизвестных растений и животных? (опрос по группам, результаты записываются в таблицу на доске)

Хорошо. Теперь посмотрите,пожалуйста, на доску. Я приготовила для вас несколько слайдов.Слайды 11-26 (Презентация)

  1. Северные олени совершают самые длинные регулярные миграции среди сухопутных млекопитающих. Откочевывая осенью на юг, они проходят до 800 км.
  2. Наиболее крупные беляки живут в тундре Западной Сибири. Зайцы мигрируют с сентября на юг, собираясь по 15-20, а то и по70-80 особей.
  3. Лемминг на зиму строят гнезда из травы, набивают их припасами и проводят зиму под снегом, прокладывая там ходы.
  4. Песец – ценный пушной зверь. Песцы не живут стаями, это одиночные животные.
  5. Росомаха внешне напоминает медведя или барсука. На охоту выходит в сумерках.
  6. Белая сова охотится на леммингов, зайцев, птиц. Сова не охотится вблизи своего гнезда, поэтому птицы охотно селятся поблизости от сов, которые защищают свою территорию от других хищников.
  7. Сапсан - это самое быстрое живое существо в мире. В пикирующем полете достигает скорости 322 км/ч. Сапсан занесен в Красную книгу. Встречается на территории Таймырского заповедника.
  8. Поморник гнездится на скалистых островах. Этот морской разбойник частенько нападает на других птиц и отбирает у них добычу.
  9. Зимняк (канюк) – Численность этих птиц зависит от кормовых условий. Пары приступают к выведению потомства только в том случае, если в округемногогрызунов.
  10. Ростом карликовая берёзка иногда пониже грибов, а ее ствол не толще обыкновенного карандаша.
  11. Ягель – лишайник. Во влажном состоянии мягкий и упругий, после высыхания твердый и легко крошится. Мельчайшие его частицы разносятся ветром и дают начало новым растениям. Растет ягель очень медленно – по несколько мм за год. На его восстановление нужно 10-15 лет.
  12. Багульник издает резкий запах, который отпугивает кровососущих насекомых.
  13. Пушица неохотно поедается скотом и только ранней весной, когда после таяния снега она нередко является единственным кормом. Некоторые виды играют важную роль в образовании торфа.
  14. Морошку в древности называли “болотный янтарь”, “царская ягода”. Морошка — любимая ягода АлександраПушкина. Известно, что перед смертью он попросил мочёной морошки.
  15. Голубика похожа на чернику.Обе эти ягоды используется в медицине при болезнях глаз, сахарном диабете и др. заболеваниях.
  16. Княженика по величине и форме похожа на малину. Аромат спелых ягод напоминает ананас.

- Скажите, захотелось ли вам внестикакие-то изменения в расположении стикеров?

Предполагаемые ответы: да.

Учитель: Пожалуйста.

- Остались ли у вас теперь неизвестные животные и растения?

Предполагаемые ответы: нет.

- Сколько стикеров получилось в зоне тундры?

Предполагаемые ответы: 17.

Учитель: Молодцы, все справились с заданием.

Однако сегодня природные зоны называют природно-хозяйственными, так как человек стал уникальным компонентом природных систем, и имеет широкие возможности по их преобразованию.Сначала давайте вспомним о хозяйственной деятельности коренных жителей тундры.

Посмотрите видеофрагмент. Слайд 27 (Презентация)

Назовите основное занятие коренных жителей тундры.

Предполагаемые ответы: оленеводство, охота.

Но сегодня человек благодаря современным технологиям может преобразовывать самые, казалось бы, суровые территории. Вот и в зоне тундры появились крупные города. Найдите их в атласе на стр. 22.

Предполагаемые ответы: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Салехард, Диксон, Тикси, Уэлен. (по 1 городу от группы, пока не перечислят все)

Учитель: Молодцы. Салехард является столицей Ямала.

Посмотрите видеофрагмент. Слайд 28 (Презентация)

Как вы думаете, что привлекает людей в эти суровые края?

Предполагаемые ответы: рыба, полезные ископаемые, природа.

Учитель: какими полезными ископаемыми богата тундра? Давайте обратимся к атласу стр.10-11.

Предполагаемые ответы: Нефть, газ, каменный уголь, никелевые руды, медные руды, алюминиевые руды, железные руды, слюда, апатиты.

И конечно в завершении нашего урока нужно еще раз вспомнить, как долго в суровых условиях тундры восстанавливаются нарушенные человеком ландшафты. И никогда не забывать о том, что к природе нужно относится бережно.Слайд 29 (Презентация)

Рефлексия

Урок наш подходит к концу. Скажите выполнили мы план, который составили в начале урока?

  • Понравился ли вам урок?
  • Что вам больше всего запомнилось? Какие ведения были самыми интересными?

Жюри оглашает результаты по оценочным листам.