Рабочая программа предмета «Физика» предназначена для изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Учебный предмет «Физика» базируется на знаниях, полученных обучающимися при изучении физики в основной школе, и является фундаментом для последующей профессиональной деятельности.
Задачи обучения физике: формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, имеющих не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение; развитие умений наблюдать и объяснять физические явления; соблюдение правил техники безопасности при работе в лаборатории физики; необходимость охраны окружающей среды; развитие интереса к физике как возможной области будущей практической деятельности; формирование диалектико-материалистического понимания окружающего мира.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
В программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по профессиям технического профиля, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
В результате изучения учебного предмета «Физика» учащийся должен:
знать:
- основы теории курса физики; обозначения и единицы физических величин в СИ;
- теоретические и экспериментальные методы физического исследования;
- физический смысл универсальных физических констант;
- о физических явлениях:
а) признаки явления, по которым оно обнаруживается;
б) условия, при которых протекает или фиксируется явление;
в) примеры использования явления на практике;
- о физических опытах:
а) цель, схему, ход и результат опыта;
- о физических понятиях, физических величинах:
а) определение понятия, величины;
б) формулы, связывающие данную величину с другими;
в) единицы измерения;
г) способы измерения;
- о физических законах:
а) формулировку и математическое выражение закона;
б) опыты, подтверждающие его справедливость;
в) примеры применения;
г) условия применимости (если границы применимости рассматриваются в курсе физики);
- о физических теориях:
а) опытное обоснование теории;
б) основные формулы, положения;
в) законы, принципы;
г) основные следствия;
д) условия применимости (если границы применимости рассматриваются в курсе физики);
- о приборах, механизмах:
а) схему устройства и принцип действия;
б) назначение, примеры применения;
уметь:
- пользоваться необходимой учебной и справочной литературой;
- использовать законы физики при объяснении различных явлений в природе и технике;
- решать задачи на основе изученных законов и с применением известных формул;
- пользоваться Международной системой единиц при решении задач;
- переводить единицы физических величин в единицы СИ в ходе лабораторных занятий:
а) применять правила техники безопасности при обращении с физическими приборами и оборудованием;
б) планировать проведение опыта;
в) собирать установку по схеме;
г) проводить наблюдения;
д) снимать показания с физических приборов;
е) составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
ж) оценивать и вычислять погрешности измерений;
з) составлять отчет и делать выводы по проделанной работе
Содержание рабочей программы рассчитано на 192 аудиторных часа для технического профиля. Внеаудиторная самостоятельная работа составляет 96 часов.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений программой учебной дисциплины предусмотрено проведение 10 часов лабораторных занятий и 25 часов практических занятий.
В содержании учебной дисциплины в каждой теме приведены требования к формируемым знаниям умениям.
Для улучшения усвоения учебного материала необходимо применять традиционные и современные средства обучения; различные методы обучения – проблемные, частично-поисковые и творческие, а также использовать различные формы обучения – индивидуальную, парную, групповую, коллективную.
При изложении материала необходимо соблюдать единство терминологии обозначений в соответствии с действующими стандартами.
Для проверки знаний учащихся в рабочей программе предусмотрено проведение входной диагностической контрольной работы, самостоятельных работ по отдельным темам, контрольных работ в конце изучения каждого раздела и/или темы.
Заканчивается изучение предмета физика для технических специальностей экзаменом.
Приложение 1. Тематический план
Приложение 2. Содержание программы