Программа по физике для профессий НПО технического профиля

Разделы: Физика


Рабочая программа предмета «Физика» предназначена  для  изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Учебный  предмет «Физика» базируется на знаниях, полученных обучающимися  при изучении физики в основной школе, и является фундаментом для последующей профессиональной деятельности.

Задачи обучения физике: формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, имеющих не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение; развитие умений наблюдать и объяснять физические явления; соблюдение правил техники безопасности при работе в лаборатории физики; необходимость охраны окружающей среды; развитие интереса к физике как возможной области будущей практической деятельности; формирование диалектико-материалистического понимания окружающего мира.

Основу   данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую  входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся  профессиональных компетенций.

В программе  по физике, реализуемой при  подготовке обучающихся по  профессиям технического профиля,  профильной составляющей является  раздел «Электродинамика», так как  большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой. 

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

В результате изучения учебного предмета «Физика»  учащийся должен:

знать:

  • основы теории курса физики; обозначения и единицы физических величин в СИ;
  • теоретические и экспериментальные методы   физического исследования;
  • физический смысл универсальных физических констант;
  • о физических явлениях:

а) признаки явления, по которым оно обнаруживается;
б) условия, при которых протекает или фиксируется явление;
в) примеры использования явления на практике;

  • о физических опытах:

а) цель, схему, ход и результат опыта;

  • о физических понятиях, физических величинах:

а) определение понятия, величины;
б) формулы, связывающие данную величину с другими;
в) единицы измерения;
г) способы измерения;

  •  о физических законах:

а) формулировку и математическое выражение закона;
б) опыты, подтверждающие его справедливость;
в) примеры применения;
г) условия применимости (если границы применимости рассматриваются в курсе физики);

  • о физических теориях:

а) опытное обоснование теории;
б) основные формулы, положения;
в) законы, принципы;
г) основные следствия;
д) условия применимости (если границы применимости рассматриваются в курсе физики);

  • о приборах, механизмах:

а) схему устройства и принцип действия;
б) назначение, примеры применения;

уметь:

  • пользоваться необходимой учебной и справочной литературой;
  • использовать законы физики при объяснении различных явлений в природе и технике;
  • решать задачи на основе изученных законов и с применением известных формул;
  • пользоваться Международной системой единиц при решении задач;
  • переводить единицы физических величин в единицы СИ в ходе

    лабораторных занятий:

а) применять правила техники безопасности при обращении с физическими приборами и оборудованием;
б) планировать проведение опыта;
в) собирать установку по схеме;
г) проводить наблюдения;
д) снимать показания с физических приборов;
е) составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
ж) оценивать и вычислять погрешности измерений;
з) составлять отчет и делать выводы по проделанной работе

Содержание рабочей программы рассчитано на 192 аудиторных часа для технического профиля. Внеаудиторная самостоятельная работа составляет 96 часов.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений программой учебной дисциплины предусмотрено проведение  10 часов лабораторных занятий и 25 часов практических занятий.

В содержании учебной дисциплины в каждой теме приведены требования к формируемым знаниям умениям.

Для улучшения усвоения учебного материала необходимо применять традиционные и современные средства обучения; различные методы обучения – проблемные, частично-поисковые и творческие, а также использовать различные формы обучения – индивидуальную, парную, групповую, коллективную.

При изложении материала необходимо соблюдать единство терминологии обозначений в соответствии с действующими стандартами.

Для проверки знаний учащихся в рабочей программе предусмотрено проведение входной диагностической контрольной работы,  самостоятельных работ по отдельным темам, контрольных работ в конце изучения каждого раздела и/или темы.

Заканчивается изучение предмета физика для технических специальностей экзаменом.

Приложение 1. Тематический план

Приложение 2. Содержание программы