Пояснительная записка: В настоящее время всё больше говорится о необходимости воспитания у детей патриотических чувств, гордости за свою Родину, уважения к Отчизне, воспитания чувств собственного достоинства, уверенности в себе, своей причастности к судьбе Родины.
Приобщение детей к Государственной символике РФ – одна из приоритетных задач. Не зависимо от программы развития детского учреждения, от его профиля, патриотическое воспитание детей является одной из главных задач.
Патриотические чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его жизни. Это чувства любви к семье, родному городу, родной природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике – флагу, гимну, гербу. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции.
В ходе работы был создан уголок патриотического воспитания, где представлены Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, Президент России, флаги округа и герб города, определено место и значимость нашего города на карте России.
Цель: формировать чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам.
Оформление: герб Российской Федерации, гербы других стран, гимн России.
Ход мероприятия
В XI веке начались первые крестовые походы на Восток.
С криками «Бог того хочет!» рыцари, собирая отряды верующих во Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в железо с ног до головы рыцарям порой трудно было отличить в бою. Кто есть кто. И тогда каждый стал себе придумывать какой-либо знак, который мог нести в себе самую главную информацию о его владельце. Именно крестовые походы положили начало созданию гербовой символики.
Вначале гербы были простыми, но с течением времени они стали затейливее. Нужен был особый талант, чтобы составить толковый, красивый и умный герб. Появились специальные люди – герольды, которые этим занимались. Короли, герцоги поручали им изготовление родовых гербов, чтобы даровать их своим подданным. Эти гербы переходили от отца к сыну из рода в род.
Гербами стали обзаводиться города и целые государства. Хороший герб мог о многом рассказать.
Вот, например, как выглядел герб Парижа. В нем каменные башни, окаймленные зубцами, соседствую с нежными лилиями – символом французских королей, и чуть ниже качающийся на волнах корабль с гордой надписью: «Его качает, а он не тонет ».
А теперь перейдем к истории Государственного герба России.
Первый герб появился в конце 14 века. На нем изображался всадник с копьем, поражающий змея.
А теперь давайте мысленно переместимся в XV век. Великие битвы до события, которое нас с вами интересует (битва Куликовская, 1380 года, и битва при Угре, 1480 года) показали, что великое Московское княжество способно отстоять свою независимость. Наступает царствование Ивана III. Брак Ивана III с византийской царевной Софьей-Зоей Палеолог принес на Русь герб – двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого герба на Руси просто не существовало, а византийский герб, с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад, и на восток, понравился Ивану III. Когда пала Византия, Русь осталась единственной, которая владела таким гербом.
Двуглавый орел – один из древнейших в истории человечества символов власти, верховенства, силы и мудрости.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орел увенчан двумя малыми и над ними одной большой короной. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите серебряный всадник, в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гербе Российской Федерации» допускается воспроизведение Герба России без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.
Теперь подскажите мне, пожалуйста, где может изображаться герб?
Участник. Герб изображается на официальных документах России. Гербы есть в кабинетах директоров и руководящих лиц. На знаменах и печатях. А еще он есть в паспорте.
Учитель. Верно. Государственный герб Российской Федерации отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах).
Уже не одно столетие на гербе Российского государства красуется двуглавый орел.
Есть у каждого государства и гимн.
Гимн – это официально принятая торжественная песнь в честь государства.
Мы слышим его множество раз за свою жизнь, всегда, когда есть торжественный повод.
Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными редакцией текстом и музыкой.
Кто-нибудь из вас, ребята, знает гимн наизусть?
Если кто-то знает, его просят рассказать, если нет, учитель просит послушать внимательно и читает гимн сам.
Государственный гимн Российской Федерации
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкальное ионическое произведение, которое исполняется в случаях, предусмотренных законом.
Гимн, который мы с вами слушаем сейчас, имеет своих авторов, которых мы должны знать.
Может, кто-то из вас назовет их имена?
Гимн Российской Федерации написали два человека: Сергей Михалков слова и А. Александров – музыку.
Викторина
- Где изображается Государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках.)
- В каком веке появился первый герб нашего государства? (В конце XIV века.)
- Двуглавый орел на гербе появился во время царствования какого царя? (Ивана Третьего)
- Что такое герб? {Символ государства, города, рода.)
- Когда исполняется гимн России? (В торжественных случаях, предусмотренных законом.)
- Кто авторы гимна России? (С. Михалков, А. Александров.)
- Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное.)
- Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии.)
Учитель. Ребята, как вы думаете, зачем государству эта символика?
Участник. Прежде всего государственные символы вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов во время Олимпийских игр, например, чемпионатов, и перед началом состязаний слушаем гимн, то все испытываем большое чувство гордости за свою страну. Думаю, что в этом есть и преемственность поколений, ведь герб уже сколько столетий существует на Руси и несет тот же смысл.
Учитель. Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится своей символикой, видит в ней глубокий смысл и верит в ее предназначение.
Наша символика дорога каждому русскому человеку.
Наша страна гордится историей, наша страна гордится своим гербом, гимном и флагом.