ЦЕЛИ:
- знать: об именах существительных, имеющих форму только единственного числа;
- уметь: употреблять указанные имена существительные в сочетании с именами прилагательными и глаголами прошедшего времени.
Ход урока
1. САМОДИКТАНТ.
2. Со.нце воздух и влага (по)вышают ур.жайность.
а) Списать предложение.
б) Вставить пропущенные буквы.
в) Раскрыть скобки.
г) Объяснить орфограммы.
3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
а) Выпишите имена существительные в столбик: солнце, воздух, влага, урожайность.
б) Определите род и число: единственное число.
в) Можно ли от этих имён существительных образовать форму множественного числа?
- С помощью каких окончаний это можно сделать? (- Ы, -И; -А,-Я ).
г) - Какой можно сделать вывод? (Есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.)
д) Дать характеристику предложения:
1) (Что?) «солнце, воздух, влага» – это подлежащие, выраженные именами существительными.
2) О них (что говорится?), что они «повышают». Это сказуемое, выраженное глаголом.
3) «Повышают» (что?) урожайность. Это дополнение, выраженное именем существительным.
4) «Солнце», « воздух», «влага» - однородные подлежащие, так как они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Первое и второе подлежащие соединяются интонацией перечисления, они разделяются запятой, Второе и третье – соединяются союзом «и», который является одиночным, в этом случае запятая не ставится.
5) Предложение по интонации - повествовательное, по цели высказывания – невосклицательное.
6) Распространенное.
4. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Тема сегодняшнего нашего урока, дружно читаем на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа». Будем учиться различать имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа от тех, которые имеют два числа. Стоят хорошие «погоды». Можно так сказать? Слово «погода» не имеет формы множественного числа. Могут быть и «затяжные дожди», проходить «сильные грозы», свирепствовать «сильные вьюги и метели», но «погода» - отличная, хорошая, переменная, плохая, отвратительная - все же останется «погодой», именем существительным в единственном числе.
5. РАБОТА С КНИГОЙ.
Стр.206, читаем правило.
На доске плакат, сделанный самостоятельно к этому уроку.
1. Вещественные: молоко, сметана, бензин, керосин, кефир.
2. Отвлеченные: любовь, дружба, краснота, доброта, строгость.
3. Собирательные: учительство , боярство, кулачество, листва.
4. Собственные: Кавказ, Урал, журнал «Крокодил», Электросталь.
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Я читаю текст, а вы выпишите имена существительные в два столбика: единственное число и множественное число.
Вы хотите испечь что- нибудь к ужину. Не у каждой хозяйки найдутся под рукой дрожжи. Испеките печенье. Сделайте это так. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте полстакана сметаны, чуть разбавленной кефиром. Добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавать надо к чаю, сливкам. Приятного аппетита!
В первый столбик выписать слова: печенье, сахар, сметана, кефир, сода, мука, тесто, шоколад, чай.
Во второй столбик - дрожжи, сливки.
– Какие ещё слова можно добавить в эти столбики?
7. НА ДОСКЕ слова. Выписать их в 3 столбика:
|
|
|
Ц.фра, заморо.ки, ш.пот, тьма, в.рота, будни, с.ребро, ш.рох, мрак, р.стение, ц.рк, т.мнота, праз.ник, (по)тёмки, злость.
– Каких слов в русском языке больше? (Те, которые имеют два числа).
– Каких грамматических признаков не имеют имена существительные, которые имеют форму только множественного числа? (Род, склонение).
– Что такое синонимы? Найди их в наших словах.
8. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА.
Подобрать к именам существительным антонимы. Они должны употребляться только в форме единственного числа.
– Что такое антонимы? На доске:
Сила-слабость Правда – ложь Богатство – бедность Слезы - смех |
|
Злость – доброта белизна – чернота беготня – ходьба свет – тьма |
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (устно подобрать антонимы к именам существительным).
Оттепель – заморозки; праздник – будни; рассвет – потемки.
Придумать предложение с одним из слов.
10. ВСТАВИТЬ имена существттельные, которые употребляются только в форме единственного числа.
У…(природы) нет плохой …(погоды) . Каждая …(погода) … (благодать). Шура …(сено) ворошил, …(грабли) в …(сене) позабыл.
Под снегами спит … .Пусть …(пурга) в полях прядёт. … (Февраль) седой по дороге бредет. Пусть опять похолодало, а …( весна) все же придет.
11. ИТОГ УРОКА.
- Что нового узнали на уроке?
12. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.