Начало Великой Отечественной войны

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Программно-методическое обеспечение: рабочая программа основного общего образования по истории; учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулин “История России ХХ век” 9 класс 2 часть, мультимедийный учебник “История России ХХ век” часть 3 (1941-1964 г.г), Клио Софт (автор Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г.). Урок истории с применением ИКТ.

Цели и задачи урока.

Обучающая:

  • дать учащимся представление о начальном этапе Великой Отечественной войны;
  • выяснить цели и планы сторон;
  • проанализировать причины поражения Красной Армии в первые дни войны;
  • дать характеристику деятельности И.В. Сталина и правительства СССР на начальном этапе войны;
  • рассмотреть события, связанные с обороной Москвы и сделать вывод об историческом значении битвы под Москвой;
  • охарактеризовать роль обороны Ленинграда в первые дни войны;
  • формировать у учащихся навык ведения школьной дискуссии;
  • формировать у учащихся умение критически осмысливать информацию, анализировать её, находить ответы на вопросы, опираясь на различные исторические источники.

Развивающая:

  • развивать у учащихся навыки публичного выступления, умение отстаивать свое мнение, пользуясь аргументами и фактами, слышать собеседника и уважать мнение оппонента;
  • развивать навыки самостоятельного поиска и обработки информации с помощью компьютера;

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к истории России, к предмету (история);
  • воспитывать чувство патриотизма, сопричастности к событиям времён Великой Отечественной войны;
  • приобщать к героическим подвигам советского народа в годы войны.

Оборудование:

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная

Данные, необходимые в ходе урока.

Основные понятия: Великая Отечественная война, план “Барбаросса”, операция “Тайфун”.

Исторические даты: 22 июня 1941 года - начало Великой Отечественной войны. 5 декабря 1941 года - начало контрнаступления Красной Армии под Москвой.

Исторические личности: И.В. Сталин, А. Гитлер, Р. Зорге, В. М. Молотов, С. К. Тимошенко, С. М. Будённый, К. Е. Ворошилов, Б.М. Шапошников, Г.К. Жуков, И. В. Панфилов, В. Г. Клочков, 3. Космодемьянская, Водопьянов, Катуков, Флёров.

Ход урока

Содержание школьной лекции

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Слайд 1

Сегодняшний урок посвящен важным событиям в истории не только мировой цивилизации, т.к. связан с событиями второй мировой войны, но и с историей России, а именно: с героическими и одновременно драматическими страницами нашей Родины.

Вопрос классу:

Как вы считаете, нужно ли современному человеку, живущему в XXI веке, изучать историю второй мировой войны?

Сравним ваши ответы с данными социологического опроса в Интернете.

Данные соцопроса в Интернете:

  • Да – 80%.
  • Нет - 5%.
  • Затрудняюсь ответить - 15%.

Ваша точка зрения совпала с данными социологического опроса в Интернете, что подтверждает значимость тех исторических событиях, о которых пойдёт сегодня речь на уроке.

Вопрос классу:

Ребята, скажите, пожалуйста, а с чем у вас ассоциируется слово война? Если я добавлю слово Отечественная война? Вспомните, где и когда вы встречались с событиями Отечественной войны в истории государства Российского? Если я добавлю термин Великая Отечественная война, что меняется?

“...За великое общее дело в полный рост ополчился народ”. Слайд 2

Николай Асеев

Так русский поэт Николай Асеев сказал о Великой Отечественной войне.

Голос Левитана (выступление по радио 22 июня 1941 г.) Слайд 3

Вопрос классу:

О каком периоде Великой Отечественной войны пойдёт речь?

Тема урока: “Начало Великой Отечественной войны”.  Слайд 4

У каждого из вас имеется рабочий лист. Внимательно ознакомьтесь с содержанием рабочего листа, так как вы будете работать с ним на протяжении всего урока.

Запишите тему урока в рабочих листах.

Вопрос классу: Исходя из темы, сформулируйте цели сегодняшнего урока?

Прогнозируемые ответы:

  • Иметь представление о начальном этапе Великой Отечественной войны.
  • Рассмотреть события, связанные с войной.
  • Выяснить цели и планы сторон.

Задание классу:

Я предлагаю вашему вниманию главный вопрос, ответ на который мы найдём в ходе урока.

В чем вы видите особенности начального этапа Великой Отечественной войны? Слайд 5

Для более эффективной работы по изучению темы предлагаю следующий план:

План урока. Слайд 6

  1. Накануне войны.
  2. Вероломное нападение.
  3. Битва за Москву.
  4. Оборона Ленинграда.

Великая Отечественная война (1941—1945) — война Советского Союза против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии); важнейшая и решающая часть второй мировой войны.

А знаете ли вы, что название “Великая Отечественная война” стало использоваться после радиообращения Сталина 3 июля 1941 года?

Термин “Отечественная война” был закреплён введением военного ордена Отечественной войны, учреждённого Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1942 года.

За пределами советской зоны влияния иноязычные соответствия этого термина практически не используются. Используется, главным образом, термин “Восточный фронт второй мировой войны”, в немецкой историографии применяются также термины “русская кампания”.

II. Изучение нового материала

Задание классу:

  • В ходе изучения новой темы и просмотра видеоряда выполните задания, предложенные в рабочих листах:
  • Заполните схему “Итоги первых дней войны”.
  • Ответьте на вопрос: “В чем вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?”

Внимание на экран. Показ презентации (слайды с 7-8) идет с параллельным объяснением материала урока.

Накануне войны. Слайд 7–8

Планы Германии не остались тайной для Советского руководства. Тревожные сообщения ежедневно поступали в Кремль по самым различным каналам. Советская разведка почти ежедневно докладывала Сталину о планах Гитлера.

Рихард Зорге, работающий в качестве немецкого журналиста в Японии, докладывал не только о переброске немецких войск, но и о сроках нападения Германии.

О концентрации немецких войск вблизи границ СССР докладывала полковая разведка приграничных округов, а также просоветски настроенные граждане Польши, Словакии, Венгрии, Румынии.

Однако Сталин упрямо игнорировал эти предостережения. Он не верил этим донесениям, т.к. был уверен в том, что Гитлер не начнёт войну с СССР до тех пор, пока сопротивляется Англия. Он считал, что столкновение с Германией может произойти не раньше лета 1942 г. Поэтому оставшееся время Сталин стремился использовать для подготовки к войне с максимальной выгодой для СССР.

5 мая 1941 года он принял на себя полномочия Председателя Совнаркома. Шло сосредоточение огромного количества войск на границе с Германией.

В то же время он боялся дать повод немцам для обвинения в нарушении пакта о ненападении.

За несколько часов до начала войны Сталин по настоянию наркома обороны Тимошенко и начальника генерального штаба Жукова разрешил отдать приказ о приведении войск приграничных округов в боевое положение. Но во многих дивизиях и полках этот приказ поступил уже после начала военных действий.

Вероломное нападение.

Показ презентации идёт с параллельным объяснением нового материала

(9-13 слайды).

Руководство страны не сразу поняло, что именно произошло. Сталин даже в условиях начавшейся войны не хотел верить в случившееся. В новой директиве войскам он предписывал “разгромить врага”, но не переходить государственной границы” с Германией.

В полдень 22 июня 1941 года с обращением к народу выступил первый заместитель Председателя СНК, нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов.

Призвав советских людей дать решительный отпор врагу, он выразил уверенность в том, что страна отстоит свою свободу и независимость. Своё выступление Молотов закончил словами, ставшими программной установкой на все годы войны:

“Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами”.

В тот же день было объявлено о всеобщей мобилизации военнообязанных, введено военное положение в западных районах страны.

Анимационная схема. Слайд 14–15

Были образованы Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный фронты. Для руководства ими 23 июля была создана Ставка Главного командования (позднее Ставка Верховного Главнокомандования), в состав которого вошли Сталин, Молотов, Тимошенко, Будённый, Ворошилов, Шапошников, Жуков. Верховным Главнокомандующим был назначен Сталин.

30 июля вся полнота власти была сосредоточена в руках Государственного Комитета Обороны, председателем которого стал Сталин.

Анимационная карта. Слайд 16

Осуществление плана “Барбаросса” началось по основным стратегическим направлениям: на Москву, Ленинград, Киев. На каждом из них сосредотачивались усилия одной из групп немецких армий: Север, Центр, Юг.

По плану “Барбаросса” предполагалось создать заградительный барьер против азиатской России по общей линии Архангельск – Волга.

В своем дневнике начальник генштаба Гальдер запишет: “Не будет преувеличения, если я скажу, что поход против России был выигран в течение 14 дней”.

Показ видеоряда. Слайд 17

С первых дней войны враг встретил упорное и ожесточённое сопротивление. Первыми удар приняли на себя пограничники.

Более 11 дней держалась 13 погранзастава лейтенанта Лопатина Владимир-Волынского погранотряда.

В течение месяца сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости под командованием майора Гаврилова и полкового комиссара Фомина.

Героизм и мужество защитников Отечества сдерживал быстрое продвижение немецких войск вглубь территории.

Так, например, 22 июня звено 46 истребительного полка, ведомое старшим лейтенантом Ивановым, перехватило фашистский бомбардировщик, израсходовав боеприпасы, Иванов винтом своей машины срезал хвост у вражеского самолёта.

Это был первый воздушный таран в истории Великой Отечественной войны.

Ради нанесения наибольшего урона врагу советские лётчики сознательно направляли свои подбитые и горящие самолёты на скопление живой силы и техники противника.

То, что бойцы Красной Армии будут ожесточённо сражаться до последней капли крови за каждую пядь своей земли, немцы осознали в первые дни войны.

Анимационная статистика. Слайд 18

Итоги первых дней войны были ошеломляющими. Немецкие войска захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины. Советские войска потеряли 3500 самолётов, 6000 танков, более 20000 орудий и миномётов, более 100 дивизий понесли тяжёлые потери.

За первые ошеломляющие неудачи Красной Армии ответственность лежит на политическом руководстве страны и, прежде всего, лично на Сталине, переоценившем значение советско-германского договора, обезглавившем верхушку командования Красной Армии необоснованными репрессиями 1936-1939 г.г., отучившем оставшихся в живых от принятия самостоятельных, в том числе, оперативных решений. Виновников неудач Сталин находил среди высших офицеров Красной Армии.

16 августа Ставкой был подписан Приказ за № 270 с целью ужесточения мер по предупреждению сдачи в плен бойцов Красной Армии. С помощью этих мер Ставка пыталась обеспечить приостановление продвижения противника в глубь территории СССР. Однако враг рвался к Москве …

Работа с классом: Слайд 19

Вы просмотрели презентацию, и я прошу Вас дать ответ на задание и вопрос, представленные в вашем рабочем листе. В ходе ответов мы услышим мнение экспертов, которые получили опережающее задание по анализу исторических документов.

Заполните схему “Итоги первых дней войны”.

Ответьте на вопрос: “В чем вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?”

Проверка выполнения заданий.

Битва за Москву. Битва за Ленинград. Слайд 20

На начальном этапе войны Гитлер придавал особое значение захвату Москвы и Ленинграда.

Задание классу:

Для более детального рассмотрения событий я предлагаю вам самостоятельную работу с разными источниками информации.

Класс разбивается на группы.

1 - 2 группа – работают с учебником.

Группа №1

Ваша задача выяснить, почему Гитлер придавал особое значение взятию Ленинграда?

Группа №2

Ваша задача выяснить, в чем историческое значение битвы за Москву?

Для этого вам потребуется работа с учебником (стр. 10-12 №2).

3 - 4 группа работают с заранее созданными сайтами “Битва за Москву”, “Оборона Ленинграда”.

Группа №3

Используя материалы сайта “Оборона Ленинграда” необходимо высказать своё отношение к точке зрения о том, что более гуманным со стороны советского руководства было бы решение о сдаче Ленинграда немцам, нежели его оборона ценой неисчислимых жертв.

Группа №4

Используя материалы сайта “Битва за Москву”, выскажите своё отношение к позиции о том, что сдача Москвы, как это было в период отечественной войны 1812 года, позволила бы избежать ненужных жертв и сохранить силы.

5 группа – эксперты, работают с историческими документами.

Группа №5 (эксперты)

Используя исторические документы и учебник по истории России, сделайте вывод: Какое значение для всего хода второй мировой войны имела битва под Москвой и оборона Ленинграда?

Ваша задача: ответить на вопросы, заявленные в рабочих листах.

Время работы – 5-7 минут.

III. Проверка и закрепление нового материала.

Устный опрос учащихся по группам.

Почему Гитлер придавал особое значение взятию Ленинграда? (1 группа)

В чем историческое значение битвы под Москвой? (2 группа)

В последнее время в СМИ и Интернете появилась точка зрения о том, что было бы более правильным Советскому руководству принять решение о сдаче Ленинграда и Москвы, нежели оборонять их ценой огромных усилий и потерь.

Вопрос к учащимся:

А как Вы считаете, было принято правильное решение? Свое мнение обосновать и аргументировать.

В 1812 году перед Кутузовым стоял выбор – отдать Москву Наполеону или оборонять её. Кутузов произнёс знаменитую речь и определил, как поступить: “С потерей Москвы не потеряна Россия, но когда уничтожится армия, то погибнут и Москва, и Россия”. Выбор был сделан.

Вопрос к учащимся (3-4 группа):

Почему в сентябре 1941 года было принято другое решение – защищать Москву?

За время обороны Ленинграда 3% жителей погибло от артобстрела, а 97% от голода.

Вопрос к учащимся (3-4 группа):

А может, было бы более гуманным отдать город немцам и спасти тем самым его жителей. Как вы думаете?

Есть мнение, что оборону Ленинграда и Москвы удалось обеспечить благодаря Приказу №270 от 16 августа 1941 года.

Обращение к экспертам:

В чём суть Приказа?

Поднимите руки, в чьих семьях родственники были участниками Великой Отечественной войны? Наверное, вы слышали от них рассказы о войне. Вспомните, что вы слышали, и ответьте: “Только ли Приказ №270 сыграл решающую роль в обороне Ленинграда и Москвы?”

И наконец, обратимся к нашим экспертам.

Какое же значение для всей второй мировой войны имела битва под Москвой и оборона Ленинграда? Сделайте вывод.

Итак, мы проследили основные события начального этапа Великой Отечественной войны, определили историческое значение битвы под Москвой и обороны Ленинграда.

Вернёмся к главному вопросу урока:

В чем Вы видите особенности начального этапа Великой Отечественной войны? Слайд 21

Задание классу:

Отметьте кружком эти особенности в ваших рабочих листах.

Ответ:

  1. Провал плана Гитлера “Барбаросса” и тактики “молниеносной войны”.
  2. Боеспособность Красной Армии была сохранена, несмотря на просчёты и неудачи в начальный период войны.
  3. Немцам удалось сломить сопротивление Красной Армии в первые дни войны.
  4. Развеян миф о непобедимости немецко-фашистских войск в битве под Москвой.
  5. Гитлеру удалось осуществить план “молниеносной войны” по захвату СССР.
  6. В ходе Великой Отечественной войны произошло единение и сплочение всех сил внутри страны для отпора врагу.
  7. Подъём антифашистского движения сопротивления в странах Европы и мире.

Сравните ваши ответы с правильным вариантом.

Подведение итогов урока.

Несмотря на силу и внезапность гитлеровского нападения на СССР, Красная Армия на начальном этапе войны смогла не только выстоять, но и собрать силы для перехода в контрнаступление на стратегически важном Московском направлении.

Когда страна узнала о войне,
В тот самый день, в сумятице и бреде,
Я помню, я подумала о дне,
Когда страна узнает о Победе.

V. Выставление отметок за урок. Домашнее задание.

Используя ресурсы Интернет, СМИ, исторической литературы подготовьте сообщения о наших земляках-участниках начального этапа Великой Отечественной войны.