Цели урока:
- закрепить и систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге;
- расширить знания учащихся о светофоре; познакомить с различными видами светофоров;
- воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью и уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- презентация «Город Дорожных знаков» (приложение);
- иллюстрации дорожных знаков;
- круги, обозначающие сигналы светофора;
- фуражка «милиционера», свисток, жезл;
- карточки с буквами алфавита.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!
2. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправимся в необычный город – город Дорожных знаков.
- Что же в том городе надо знать хорошо? (Правила дорожного движения).
- Что такое правила дорожного движения и для чего они нужны?
- А как вы думаете, все ли правила дорожного движения вы знаете?
- Кто же придумал эти правила, как вы думаете?
3. Постановка учебной задачи.
Учитель: Какую же учебную задачу мы поставим сегодня на уроке?
4. «Открытие» учащимися нового знания.
Учитель: 3 января 1693 года царь Пётр I издал указ о правилах дорожного движения. Они ограничивали скорость езды, указывали, где можно, а где нельзя останавливаться конным экипажам. Было введено правостороннее движение, и даже номерные знаки. А только в 1891 году в России появился первый автомобиль.
Учитель: Послушайте стихотворение «Скверная история» про мальчика, который не знает правил дорожного движения.
Движенья полон город –
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя –
Хвастун и озорник.
Волнуются шофёры,
Во все гудки гудят,
Колёса и моторы
Остановить хотят.
Свернул водитель круто
Вспотел как никогда.
Ещё одна минута –
Случилась бы беда.
Учитель: Почему стихотворения называется «Скверная история»? Можно ли так себя вести, как этот мальчик?
- А сейчас я проверю, какие вы знаете транспортные средства, и какие надо помнить и соблюдать правила при встрече с этими транспортными средствами. Для этого отгадайте загадки.
Не автобус, не трамвай
Не нуждается в бензине,
Хоть колёса на резине.
(Троллейбус.)
Сам не едет, не идёт
Не поддержишь - упадет,
А педали пустишь в ход.
Он помчит тебя вперёд.
(Велосипед.)
Что за чудо этот дом –
Окна светлые кругом,
Носит обувь на резине,
А питается бензином.
(Автобус.)
Многолюден, шумен, молод.
Под землёй грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
(Метро.)
Учитель: Ну а сейчас, ребята, начинаем разговор про трёхглазый… (светофор).
- Почему светофор называется светофором?
Учитель: Это слово составлено из двух частей «свет» и «фор». Ну «свет» всем понятно, а «фор»?
- Слово «фор» произошло от греческого «форос», что означает «несущий», или «носитель». А всё вместе – светофор – значит носитель света, несущий свет.
- Светофор и верно несёт свет, причём разных трёх цветов. Каких?
(Красный, жёлтый, зелёный.)
- Почему для светофора были выбраны три цвета: красный, жёлтый, зелёный?
- Для запрещающего сигнала красный цвет взяли потому, что он хорошо виден и днём и ночью. Такой сигнал не меняет цвета даже в тумане.
- Зелёный виден несколько хуже, но зато его нельзя спутать с красным.
- Какие вы знаете светофоры?
(На доске появляются светофоры.)
- Как называется I светофор?
(Транспортный.)
- Прочитайте сигналы светофора.
(Стойте. Внимание. Идите.)
- Как называется II светофор?
(Пешеходный.)
- Прочитайте сигналы.
(Идите. Стойте.)
Выступают дети:
- -Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,
Горит день и ночь – зелёный, жёлтый, красный. - -Наш домик – светофор, мы три родные брата,
Мы светим с давних пор в дороге всем ребятам. - -Мы три чудесных цвета, ты часто видишь нас,
Но нашего совета не слушаешь подчас. - -Самый строгий – красный свет, если он горит – стой!
Дороги дальше нет! Путь закрыт для всех! - -Чтоб спокойно перешёл ты, слушай наш совет: жди!
Увидишь скоро жёлтый в середине свет. - -А за ним зелёный свет вспыхнет впереди,
Скажет он: препятствий нет, смело в путь иди! - -Коли выполнить без спора все сигналы светофора,
Домой и в школу попадёшь, конечно очень скоро!
Учитель: А теперь пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете дорожные знаки.
- Вы должны назвать дорожный знак, объяснить, почему он так назван и где, его можно увидеть.
На доске знаки: «наземный переход»; «подземный переход»; «пешеходная дорожка»; «пешеходный переход».
- Что такое подземный переход?
- Почему пешеходный переход называют зеброй?
Учитель:
Если хочешь жить ты долго
Без проблем и без обид,
Изучай скорей дорожный
«ПДДшный» алфавит!
Выступают дети:
«А» - асфальт проезжей части
Для машин, не для игры!
«Б» - путь будет безопасен,
светофор, коль чтите вы!«В» - уменьши вероятность нарушений ПДД!
«Г» - геройствовать не надо на дорожном полотне!
«Е» - езда велосипеда, лишь с четырнадцати лет!
«Ж» - запомни с жёлтым светом все стоят, и ходу нет!
«З» - зелёный загорелся,
Впереди проход открыт.«И» - законов исключенья никогда не может быть!
«К» - опаснейшая буква.
Это значит красный свет!«Л» - коль летите безрассудно, то наделаете бед.
«М» - места для перехода
Чётко вам отведены.«О» - опасные участки
Все укажут знаки всем!
Громовая Лидия Владимировна 260-080-242«П» - правила дороги знайте
Чтобы жить вам без проблем.
Учитель:
Красный, жёлтый и зелёный
Очень важные цвета!
Их должны всю жизнь мы помнить!
С ними – просто красота!
Частушки
- На проезжей части, дети,
Не играйте, в самом деле.
Можно бегать без оглядки
Во дворе иль на площадке. - Из ворот на самокате
Глупый Мишка лихо катит
Есть на лбу у Мишки шишка
Самоката нет у Мишки. - Перебегала курица
Где попало улицу
А теперь ходить ей тяжко
Еле тащится бедняжка. - Мы ребята дружные
- Очень все послушные
Знаем правила на пять.
Их мы станем выполнять
Правила дорожные
Хоть они и сложные. - Да, сложнее правил нет.
Каждый знак даёт совет.
Где идти, где ехать, встать
Где автобус подождать. - Ты послушай нас дружок,
Будем осторожны!
Полосатый островок
Островок надёжный.
5. Итог. Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Список литературы:
- О.В.Казакова, Н.А. Сбоева Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс Издательство «ВАКО» Москва 2012.