Итоговое занятие.
Тема: Узнай и покажи лесных животных (на основе русской народной сказки «Колобок»).
Цель: Закрепление знаний о лесных животных на основе русской народной сказки «Колобок» с элементами ТРИЗ.
Задачи:
- Знакомство с лесным зверьком – еж.
- Закрепление знаний детей о лесных животных (заяц, волк, медведь, лиса).
- Обеспечить развитие навыков детей узнавать и показывать диких животных.
- Формирование навыков слышать и выполнять просьбу воспитателя.
- Обеспечить развитие умений выполнять движения, соответствующие тексту.
- Закрепление у детей таких нравственно-этических качеств, как сочувствие и доброе отношение к сказочным героям.
Форма проведения: кукольный спектакль.
Тип: интегрированное.
Применяемые технологии: игровые, здоровьесберегающие.
Методы: словесные, демонстрации.
Приемы: показ, драматизация, просьба.
Оборудование и материалы: ширма; 4 ели, прикрепленные к ширме; игрушки: заяц, волк, медведь, лиса, еж; картинки с изображением зайца, волка, медведя, лисы, ежа; дидактическая игрушка «Колобок».
Предварительная работа:
- Несколько раз рассказать детям русскую народную сказку «Колобок» с использованием наглядных пособий и без них.
- Изучение названий и внешнего вида лесных животных с использованием наглядных пособий.
- Разучивание движений к стихам о зайце, волке, медведе, лисе и еже.
- Прослушивание аудиозаписи детской песни о лесных животных из музыкального альбома «Ладушки» «Тень-тень-потетень».
Интеграция образовательных областей:
- «Безопасность»: соблюдение элементарных правил поведения в группе детского сада [1].
- «Физическая культура»: умение передвигаться по группе, не наталкиваясь на других детей; умение прыгать на двух ногах [1].
- «Социализация»: эмоциональный отклик на деятельность, предложенную взрослым, подражание его действиям [1].
- «Чтение художественной литературы»: пересказ русской народной сказки «Колобок» [1].
Содержание организованной деятельности детей
Во время проведения мероприятия, дети сидят или стоят возле ширмы.
1. Игровая мотивация
Ребята, вы помните, мы с вами читали про Колобка? Хотите посмотреть сказку про него? (Ответы детей).
2. Основная часть [2]
На лесной полянке появляется Колобок (Рисунок 1).
Воспитатель. Дети, кто это?
(Ответы детей.)
Рисунок 1
Воспитатель. Правильно, Колобок. Колобок ушел от бабушки и дедушки, и покатился в лес. Вот катится, катится Колобок и видит елочку. А за елочкой спрятался (показывает игрушку зайца)… (Рисунок 2). Кто это?
(Ответы детей.)
Рисунок 2
Воспитатель. Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением зайца (Рисунок 3).
Рисунок 3
Вызванный ребенок выполняет задание (Рисунок 4).
Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания. Поощрение.
Рисунок 4
Стих с движениями:
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так, он ушами шевелит.
(Дети сидят на корточках и двигают кистями рук возле головы.)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Вот так, вот так, надо лапочки погреть.
(Дети сидят на корточках и хлопают в ладоши.)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так, надо зайке поскакать.
(Дети прыгают на месте.)
(Рисунок 5).
Рисунок 5
Воспитатель. Ускакал зайчик, Колобок покатился дальше. Ой, детки, смотрите, кто это за елочкой сидит такой серый, зубастый?
Показ игрушки волка (Рисунок 6).
(Ответы детей.)
Рисунок 6
Воспитатель. Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением волка.
Вызванный ребенок выполняет задание (Рисунок 7).
Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания. Поощрение.
Рисунок 7
Стих с движениями:
Волчек
Бежал по лесу волчок,
(Бег на месте.)
Завалился на бочок.
(Остановились, присели на корточки, ладошки вместе под щечку.)
Он поспал, полежал
И опять побежал.
(Бег на месте.)
(Рисунок 8).
Рисунок 8
Убежал Колобок от волка. А, смотрите-ка, кто это под деревцем спрятался, такой большой, косолапый. Показ игрушки медведя (Рисунок 9).
(Ответы детей.)
Рисунок 9
Воспитатель. Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением медведя.
Вызванный ребенок выполняет задание (Рисунок 10).
Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания. Поощрение.
Рисунок 10
Ребята, а как медведь рычит?
(Дети имитируют рев медведя.)
Стих с движениями:
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
(Ходьба на месте.)
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
(Бью ладошкой по лбу.)
Мишка рассердился и ногою – топ.
(Топают ножкой.)
(Рисунок 11).
Рисунок 11
Воспитатель. Ушел мишка мед собирать, а колобок покатился дальше. Ой, смотрите, рыжая плутовка. Показ игрушки лисы (Рисунок 12). Кто это?
(Ответы детей.)
Рисунок 12
Воспитатель. Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением лисы.
Вызванный ребенок выполняет задание (Рисунок 13).
Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания. Поощрение.
Рисунок 13
Стих с движениями:
Лисичка
Лисичка – сестричка по лесу бежала,
(Бег на месте.)
Мышку увидала.
(Остановились, посмотрели на ножки.)
Мышка испугалась
И в норку – юрк.
(Присели и закрыли ладошками глазки.)
(Рисунок 14).
Рисунок 14
В этот раз лиса не съела Колобка, он от нее укатился. Но, вот беда, Колобок заблудился в лесу. Кто ж ему поможет? Смотрите-ка, кто это сидит под елочкой такой колючий. Показ игрушки ежа (Рисунок 15).
- Ребята – это еж, он колючий, серый, маленький, его мордочка похожа на мордочку мышки, лапки маленькие и юркие.
(Дети рассматривают игрушку ежа, изучают ее.)
Рисунок 15
Воспитатель. Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением ежа.
Вызванный ребенок выполняет задание (Рисунок 16).
Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания. Поощрение.
Рисунок 16
Стих с движениями:
Ежик
Под березой на пригорке
Старый еж устроил норку,
(«Роют» сидя на корточках ручками.)
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат.
(Встают, показывают какие ежата маленькие.)
(Рисунок 17).
Рисунок 17
Ежик пожалел Колобка и проводил его домой к бабушке, к дедушке. Вот какой добрый ежик!
3. Итог занятия:
- Дети, кого Колобок повстречал в лесу?
Демонстрация картинок или игрушек животных. (Индивидуальные (3-4) и хоровые ответы детей).
- А кто помог Колобку добраться домой к бабушке, к дедушке?
(Индивидуальные (3-4) и хоровые ответы детей).
4. Рефлексия:
- Понравилось вам приключение Колобка?
(Ответы детей.)
- Будем еще с Колобком гулять?
(Ответы детей.)
Список литературы
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Русская народная сказка «Колобок».