Цель.
- Коррекционная. Совершенствование коммуникативной функции речи (как средство общения).
- Развитие зрительного и слухового гнозиса.
- Обучающая. Обобщение знаний о пройденных звуках и буквах.
- Воспитательная. Воспитание внимания, доброжелательного отношения друг к другу, эстетических чувств, нравственности.
Задачи.
- Развитие фонематического слуха, буквенного гнозиса.
- Совершенствование навыков выделения первого, последнего звука в слове, из середины слова, твердых - мягких согласных, деления слов на слоги.
- Развитие воображения и способности определять эмоциональное состояние описываемого предмета, снятие напряжения.
- Дифференциация понятий «живой – неживой».
- Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.
- Активизация словаря.
- Закрепление согласования существительных с прилагательными.
- Развитие полноценной развернутой связной речи.
Оборудование. Портрет Г.Тукая; иллюстрации к сказкам Г.Тукая «Водяная», «Шурале», «Сказка про Козу и Барана»; листья деревьев осины, дуба, березы, липы, клена, рябины, ветки ели; игра «Запутанные буквы»; слоги: -ан, -ра-, во-, -он-, год-, ко-, -ма; конверты с индивидуальным заданием.
Предварительная работа. Чтение сказок Г.Тукая «Шурале», «Водяная», «Сказка про Козу и Барана».
Ход занятия
1.Организационный момент.
Дети входят в музыкальный зал под музыку одной из сказок Г.Тукая.
Логопед. Сегодня у нас необычное занятие, у нас гости. Подойдите к гостям, поздоровайтесь и назовите свое имя.
Дети. Здравствуйте, меня зовут Айгуль. Исянмесез (на татарском языке), меня зовут Амир.
2. Введение в тему занятия.
Логопед. Дети, вы любите сказки Г.Тукая? Чем они вам нравятся?
Дети. Они интересные.
Логопед. Чему они учат?
Дети. Учат быть сильными, смелыми, добрыми, любить свой народ и природу.
Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам Г.Тукая. Будьте на занятии внимательны и активны.
3. Изучение темы занятия.
1. Чтобы попасть в сказку, вам необходимо угадать отрывки из сказок Г. Тукая (посадить детей на стульчики).
Слушайте внимательно.
Логопед.
«За деревьями густыми, что росли на берегу,
Я укрылся, зубы стиснул: и вздохнуть-то не могу…»
Дети. Эти строки из сказки «Водяная».
Логопед.
«Подойди дружок мой ближе,
Отрешись от всех забот,
Поиграй со мной в щекотку,
Кто кого пересмеет»…
Дети. Строки из сказки «Шурале».
Логопед.
«Чему на свете быть, того не миновать!
Уж сколько кормим их, а не видать добра!» …
Дети. Строки из сказки «Сказка про Козу и Барана».
Логопед.
«Причесалось чудо - юдо и в мгновение одно
В озеро – бултых! – нырнуло и ушло к себе на дно».
Дети. Строки из сказки «Водяная».
Логопед.
«Горемыка воем воет, рвется крутит головой.
Увязал Парень дровишки, собирается домой».
Дети. Из сказки «Шурале».
Логопед.
«Жил был Мужик с Женой в былые времена.
Бедна их жизнь была, убога и скудна.
К тому ж Баран с Козой кормились у людей.
И были все равно некормленых худей».
Дети. Из сказки «Сказка про Козу и Барана».
Логопед. Молодцы дети, вы правильно угадали отрывки из сказок.
Вот теперь мы в сказке. Представили себе?
Отрывки из каких сказок я зачитала? (Дети перечисляют названия сказок.)
2. Логопед. Как-то летом, гуляя возле реки, я встретила Водяную. Она за свою длинную жизнь накопила много интересных заданий. Одно из заданий Водяная оставила вон на том подмостке, где она обычно любит сидеть и спокойно расчесывать свои волосы золотым гребнем. Подойдем и посмотрим задание.
Задание: «Изобразите выражениие лиц сказочных героев».
Логопед. Кто в сказке злой?
Дети. В сказке злой Шурале.
Логопед. Изобразите злого Шурале.
Логопед. Кто спокойно сидит на берегу и расчесывает свои волосы?
Дети. Водяная.
Логопед. Покажите ее спокойное лицо до кражи гребня.
Логопед. Назовите грустных героев.
Дети. Коза и Баран.
Логопед. Изобразите их.
Логопед. Кто очень сильно испугался?
Дети. Мальчик очень сильно испугался.
Логопед. Покажите мимикой выражение его лица.
Логопед. Кто уверенный в себе и сильный?
Дети. Годназад.
Логопед. Изобразите его.
Логопед. Молодцы, вы успешно справились с заданием.
3. Звуко-слоговой анализ слов.
Какой первый звук в слове Шурале?
Где находится звук Дь в слове Водяная?
Он твердый или мягкий?
Какой последний звук в слове Баран?
Сколько слогов в слове коза? Назовите первый слог, второй слог.
4. Наше путешествие продолжается. Мы попали в сказочный лес.
Что здесь произошло – все листья лежат на земле? Видимо был сильный ветер и сорвал с деревьев листья и веточки. Но листья не простые, а с заданием.
Назовите, какой это лист и выполните задание «Распутать буквы». (Березовый, дубовый, осиновый, кленовый, рябиновый, липовый, еловая ветка.)
Подойдите к гостям и расскажите какие буквы вы распутали.
5. Физкультминута. Игра «Живой – неживой».
Я назову слова, а вы хлопните в ладоши на живой предмет, топнете ногой на неживой.
Слова: баран, Шурале, золотой гребень, коза, бревно, лошадь, телега, вода, поляна, сыночек, берег, мужик, щепки, жена, Годназад, дрова.
6. Д/игра «В картинной галерее героев сказок Г.Тукая».
Для нас открылась картинная галерея героев сказок Г.Тукая. Посмотрите на картины и назовите героев сказок (Баран, Шурале, Водяная, сыночек, Мама, Годназад, Коза). Здесь нам приготовили слоги, прочитайте их: - ан, - ра -, во-, -но-, Год-, - ма, ко -. Подберите на слог картину. Ваш ответ должен звучать так: « У меня слог –ан, я беру картину Баран» и т.д. (дети берут картины, слоги оставляют)
7. Д/игра «Назови соседей».
Дети под музыку ходят по залу с изображением героев сказок, музыка останавливается, дети встают в одну шеренгу.
Логопед. «Шурале», кто стоит справа от тебя?
Дети. Справа от меня стоит «Баран».
Логопед. «Водяная», кто стоит слева от тебя?
Дети. Слева от меня стоит «Коза».
Логопед. «Коза», ты между кем стоишь?
Дети. Я стою между «Сыночком» и «Годназад» и т.д.
Снова звучит музыка, дети ходят по залу. Музыка заканчивается, дети встают друг за другом.
Логопед. «Коза», кто стоит за тобой?
Дети. За мной стоит мама.
Логопед. «Водяная», кто стоит перед тобой?
Дети. Передо мной стоит Баран т.д.
8. Индивидуальная работа.
Еще одно задание нам прислала Водяная.
Зачеркнуть букву И, прочитать слово – название героя сказки:
ИИИИИИИИКИИИИИОИИИИИИИЗИИИИИИИИИИИИИАИИИ (коза)
ИИИБИИИИИИИИИАИИИИИРИИИИИИИАИИИИИНИИИИИИ (баран)
ИИИИИИИИИМИИИИИИАИИИИИИМИИИИИАИИИИИИИИИ (Мама)
ИИИИИИИСИИИИИИИИИИИИИЫИИИИИИИИИИИИИИИНИИ (сын)
ИИШИИИИИИИИИУИИИИИИРИИИИИИАИИИИИИИЛИИИЕИ (Шурале)
9.Итог занятия.
Наше путешествие подошло к концу.
Какие сказки вы запомнили?
Кто их написал?
Вам понравилось наше занятие?
Положительная оценка детей.