Урок обучения грамоте по теме "Звуки [д], [д']. Буква "д""

Разделы: Начальная школа


Цели по содержанию урока:

Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуками [д], [д'] и буквой д;

Развивающие:

  • способствовать развитию фонематического слуха и дифференциации звуков [д] и [д'], устной связной речи, произвольного внимания, зрительной памяти;
  • развивать познавательный интерес к предмету; расширять кругозор.

Воспитательные: содействовать формированию коммуникативной компетенции через диалог, индивидуальную работу, групповую работу.

Оборудование:

  • индивидуальные карточки,
  • предметные картинки,
  • лента букв,
  • демонстрационные карточки печатных и письменных букв,
  • таблица «Правила письма»,
  • конверты с условными обозначениями (мы их называем «одеждой») звуков.

Ход урока

1. Организационный момент. (Готовность учащихся к уроку.)

- Здравствуйте, ребята. У нас с вами урок обучения грамоте.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и пожелайте друг другу перед началом урока удачи.

- Мы с вами в городе, где живут буквы.

- Зачем нам нужно знать буквы? (Чтобы обозначать звуки на письме, читать, писать).

- Прочитайте девиз урока.

Дружба – в делах помощница.

- Как вы объясните эту пословицу? Что она посоветует нам на урок? (Ответы детей).

2. Актуализация знаний.

- Вспомним, какие буквы мы с вами выучили. (Ответы детей).

- Выполните в группах фонетическое задание, т.е. обозначьте звуки соответствующими знаками.

Самостоятельная работа в группах по карточкам. (Приложение 1)

Взаимопроверка. (группы меняются карточками, проверяют правильность выполнения работы и оценивают по таблице (приложение 2)).

- Просигнальте мне, чья группа выполнила работу. (Ребята берутся за руки звёздочкой.)

- Похлопайте, кто за работу получил 5.

3. Формулирование учащимися темы урока.

- На доске висят картинки. Назовите, что на них изображено. (Дом, дятел, дедушка, дыня, дверь, диадема).

- Что объединяет все эти слова? (Первые звуки.)

- Какие это звуки гласные или согласные? (Согласные.)

- Как вы определили? (Воздух не проходит свободно, им мешают язык и зубы, их нельзя спеть.)

- Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (Мы познакомимся со звуками [в] и [в’], буквами, которые их обозначают; будем читать слоги, слова и тексты с новыми буквами).

4. Знакомство с новыми звуками и буквами.

На рабочих местах приготовлены конверты с условными обозначениями (мы их называем «одеждой») звуков. На доске – наборное полотно.

- Ребята, соберитесь в группы и «оденьте» нашего звуковичка. (Приложение 3)

(Один ученик выполняет задание на наборном полотне у доски.)

Характеристика звуков.

- Проверяем.

(Звук [д] - согласный, так как при его произнесении воздух встречает преграды (язык и зубы); слышится голос, значит – звонкий; произносится твёрдо – твердый).

(Звук [д’] - согласный, так как при его произнесении воздух встречает преграды (язык и зубы); слышится голос, значит – звонкий; произносится мягко – мягкий.)

- Какой буквой можно обозначить этого звуковичка? (буквой «д»).

5. Физминутка. Игра «Поймай звук»

Учитель произносит слова. Если в слове слышится твёрдый звук [д] - встают мальчики, если мягкий звук [д’] - встают девочки.

СЛОВА: дом, девочка, дядя, дворец, дуб, дятел, дорожка, дрова, дым, дупло, дети, деревня.

6.Знакомство с буквой.

- Рассмотрите букву д. На что она похожа? (Ответы детей.)

Пропедевтика создания учащимися собственных мини-проектов.

- Напечатайте в блокноте нашу букву. Молодцы.

- А сейчас спрячьте её в картинке. (Приложение 4)

7. Работа по букварю с.92.

Чтение столбиков слов.

Букву новую узнали,
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слова.

1. Чтение слогов (приложение 5)

2. Чтение столбиков слов и работа над их лексическим значением.

3. Выделение в словах корня – одинаковой части родственных слов.

- Что общего в словах 4-го столбика?

- По какому признаку объединились они в группу? (Общая часть слова.)

- Как она называется? (Корень.)

- Можно ли сказать, что слова 5-го столбика тоже имеют одинаковый корень? (Да.)

- Выделите корень в словах 4-го и 5-го столбиков.

- Прочитайте слова с приставками.

Чтение текста с.93 учителем. Беседа по содержанию прочитанного текста.

(Вариант работы с текстом дан в методической литературе на страницах 267-268.)

8. Физминутка.

9. Закрепление изученного материала.

Составление рассказа по картинке в учебнике на стр.92.

- Составьте в группах предложения по картинке, используя в них слова со звуками [д] и [д'].

- Молодцы, получились замечательные предложения.

- А сейчас давайте попробуем составить текст из ваших предложений.

10.Подведение итогов урока. Рефлексия.

 -Что нового узнали на уроке?

- Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?

 - Оцените свою работу на уроке. (Смайлики у каждого на столе.) (Приложение 6)