Цели по содержанию урока:
Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуками [д], [д'] и буквой д;
Развивающие:
- способствовать развитию фонематического слуха и дифференциации звуков [д] и [д'], устной связной речи, произвольного внимания, зрительной памяти;
- развивать познавательный интерес к предмету; расширять кругозор.
Воспитательные: содействовать формированию коммуникативной компетенции через диалог, индивидуальную работу, групповую работу.
Оборудование:
- индивидуальные карточки,
- предметные картинки,
- лента букв,
- демонстрационные карточки печатных и письменных букв,
- таблица «Правила письма»,
- конверты с условными обозначениями (мы их называем «одеждой») звуков.
Ход урока
1. Организационный момент. (Готовность учащихся к уроку.)
- Здравствуйте, ребята. У нас с вами урок обучения грамоте.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и пожелайте друг другу перед началом урока удачи.
- Мы с вами в городе, где живут буквы.
- Зачем нам нужно знать буквы? (Чтобы обозначать звуки на письме, читать, писать).
- Прочитайте девиз урока.
Дружба – в делах помощница.
- Как вы объясните эту пословицу? Что она посоветует нам на урок? (Ответы детей).
2. Актуализация знаний.
- Вспомним, какие буквы мы с вами выучили. (Ответы детей).
- Выполните в группах фонетическое задание, т.е. обозначьте звуки соответствующими знаками.
Самостоятельная работа в группах по карточкам. (Приложение 1)
Взаимопроверка. (группы меняются карточками, проверяют правильность выполнения работы и оценивают по таблице (приложение 2)).
- Просигнальте мне, чья группа выполнила работу. (Ребята берутся за руки звёздочкой.)
- Похлопайте, кто за работу получил 5.
3. Формулирование учащимися темы урока.
- На доске висят картинки. Назовите, что на них изображено. (Дом, дятел, дедушка, дыня, дверь, диадема).
- Что объединяет все эти слова? (Первые звуки.)
- Какие это звуки гласные или согласные? (Согласные.)
- Как вы определили? (Воздух не проходит свободно, им мешают язык и зубы, их нельзя спеть.)
- Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (Мы познакомимся со звуками [в] и [в’], буквами, которые их обозначают; будем читать слоги, слова и тексты с новыми буквами).
4. Знакомство с новыми звуками и буквами.
На рабочих местах приготовлены конверты с условными обозначениями (мы их называем «одеждой») звуков. На доске – наборное полотно.
- Ребята, соберитесь в группы и «оденьте» нашего звуковичка. (Приложение 3)
(Один ученик выполняет задание на наборном полотне у доски.)
Характеристика звуков.
- Проверяем.
(Звук [д] - согласный, так как при его произнесении воздух встречает преграды (язык и зубы); слышится голос, значит – звонкий; произносится твёрдо – твердый).
(Звук [д’] - согласный, так как при его произнесении воздух встречает преграды (язык и зубы); слышится голос, значит – звонкий; произносится мягко – мягкий.)
- Какой буквой можно обозначить этого звуковичка? (буквой «д»).
5. Физминутка. Игра «Поймай звук»
Учитель произносит слова. Если в слове слышится твёрдый звук [д] - встают мальчики, если мягкий звук [д’] - встают девочки.
СЛОВА: дом, девочка, дядя, дворец, дуб, дятел, дорожка, дрова, дым, дупло, дети, деревня.
6.Знакомство с буквой.
- Рассмотрите букву д. На что она похожа? (Ответы детей.)
Пропедевтика создания учащимися собственных мини-проектов.
- Напечатайте в блокноте нашу букву. Молодцы.
- А сейчас спрячьте её в картинке. (Приложение 4)
7. Работа по букварю с.92.
Чтение столбиков слов.
Букву новую узнали,
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слова.
1. Чтение слогов (приложение 5)
2. Чтение столбиков слов и работа над их лексическим значением.
3. Выделение в словах корня – одинаковой части родственных слов.
- Что общего в словах 4-го столбика?
- По какому признаку объединились они в группу? (Общая часть слова.)
- Как она называется? (Корень.)
- Можно ли сказать, что слова 5-го столбика тоже имеют одинаковый корень? (Да.)
- Выделите корень в словах 4-го и 5-го столбиков.
- Прочитайте слова с приставками.
Чтение текста с.93 учителем. Беседа по содержанию прочитанного текста.
(Вариант работы с текстом дан в методической литературе на страницах 267-268.)
8. Физминутка.
9. Закрепление изученного материала.
Составление рассказа по картинке в учебнике на стр.92.
- Составьте в группах предложения по картинке, используя в них слова со звуками [д] и [д'].
- Молодцы, получились замечательные предложения.
- А сейчас давайте попробуем составить текст из ваших предложений.
10.Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
- Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?
- Оцените свою работу на уроке. (Смайлики у каждого на столе.) (Приложение 6)