Цели:
- Познакомить учащихся с числом и цифрой 7.
- Организовать работу по изучению состава числа 7.
- Научить составлять задачу по рисунку, рисовать схему решения задачи.
- Создать условия для развития позитивного отношения к математике и развития интереса к предмету.
- Активизировать учащихся на творческую работу на всех этапах урока.
- Создать такую атмосферу на уроке, чтобы учащиеся могли оказывать и принимать помощь при затруднениях от учителя и одноклассников.
- Дать возможность оценить свою деятельность на уроке.
Ожидаемые результаты:
- Ученики умеют считать до 7 и обратно, осмысленно представляют число 7 различными способами.
- Ученики правильно обозначают числа до 7 цифрами, используют другие знаковые символы (римские цифры, кружочки).
- Учащиеся могут составлять задачу по рисунку и рисовать схему ее решения.
- Ученики используют навыки счета для решения задач.
- Доброжелательная атмосфера на уроке, взаимопонимание между учениками и учителем, взаимопомощь.
- Ученики проявляют интерес к изучению состава числа.
- На уроке дети умеют работать в паре, высказываться и выслушивать других.
- Ученики творчески перерабатывают информацию, расширяют свои знания.
- Учащиеся оценивают свою деятельность устно и образно.
- Дети получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.
Оснащение урока:
- Учебный кабинет
- Цветной мел, доска
- Нелинованные тетради альбомного формата
- Восковые цветные мелки
- Рисунки, выполненные учителем на доске и бумаге
- Счетный материал природного происхождения
- Легкий вязаный мячик.
Методы обучения:
- Метод проблемного изложения
- Частично-поисковый метод
Формы обучения:
- Фронтальная
- В парах
Технология:
- вальдорфской педагогики,
- личностно-ориентированного обучения.
Данный урок математики для первого класса разработан с учетом требований Федерального государственного стандарта в части формирования универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных и регулятивных. Урок рассчитан на 2 учебных часа. Это так называемый основной урок в начале учебного дня. К примеру, на устном счете ученики громко хором произносят числовые ряды, работают в группах, в парах, формируя навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. Кроме того, данный урок отражает специфику вальдорфской педагогики, хорошо известной в Европе и мире, но малознакомой в отечественной педагогике. Овладение математическими знаниями и умениями происходит через формирование и развитие целостной природы ребенка, его интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств, памяти, необходимых как для изучения математики, так и для других предметов. Преподавание математики не ограничивается воздействием на интеллект, а опирается на всю структуру человеческого восприятия: чувство ритма (ритмический счет, числовые ряды), чувство формы (геометрия в рисовании свободной рукой без инструментов), эстетическое чувство (красота и гармония в изображении чисел на нелинованной бумаге цветными восковыми мелками). Учитель стремится к тому, чтобы дети пережили внутреннюю красоту математики, гармонию, царящую в мире чисел и геометрических построений, и полюбили этот предмет.
План урока
См. Приложение 1.
Сценарий урока
1. Организационный момент
Все стоят вместе с учителем в кругу.
Учитель: Доброе утро, дорогой 1 класс!
Ученики (хором): Доброе утро, дорогая учительница!
Учитель: Начинаем наш любимый урок математики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем вместе мы считать.
Ученики вместе с учителем хором считают, одновременно двигаясь по кругу вперед и назад:
Один,
один-два,
один-два-три,
один-два-три-четыре,
один-два-три-четыре-пять,
один-два-три-четыре-пять-шесть
и далее до десяти.
Дети становятся лицом в круг, сжимают пальчики в кулачки, считают, разгибая пальчики,: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10, загибают пальчики, считая обратно: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1.
Разгибают и сгибают сразу по два пальчика, считают вслух хором: 2-4-6-8-10-8-6-4-2-0.
Теперь считают аналогично, начиная с первого: 1-3-5-7-9-7-5-3-1.
Поворачиваются в парах друг к другу лицом и считают, хлопая в ладоши.
Поворачиваются лицом в круг и считают состав числа 5:
раз хлопают в ладоши, 4 раза топают ногами,
раза хлопают, 3 раза – топают,
3 – хлопают, 2 – топают,
4 – хлопают, 1 – топают,
5 – хлопают.
Учитель: Спасибо, мы отлично размялись, теперь все садятся на свои места.
Ученики садятся за свои парты.
2. Актуализация знаний
Учитель: А теперь наши пальчики помогут нам вспомнить, как мы умеем считать.
Вспомним состав чисел. Произносим хором, считая на пальцах:
1 – это один,
2 – это 1 и 1,
3 – это 1 и 2, 2 и 1,
4 – это 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1,
5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1
6 – это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1.
Дети считают на пальцах, показывая на правой и левой руке столько пальцев, сколько они называют, чтобы в сумме получилось задаваемое учителем число.
Учитель: А какие числа состояли из одинаковых чисел?
Ученики: 2, 4, 6.
Учитель: Правильно. Давайте повторим: 2 – это 1 и1, 4 – это 2 и 2, 6 – это 3 и 3.
Теперь устно будем считать вместе с мячиком (учитель берет легкий вязаный мячик, называет пример, бросая мячик одному из ребят): к двум прибавим один, из четырех отнимем три, к пяти добавим 1, из шести вычтем пять, сложим два и два, сложим три и три, прибавим один к одному.
А теперь веселые задачки (читает):
Расставил Андрюшка в два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой – плюшевый мишка,
Вместе с лисой – зайка косой,
Следом за ними – еже и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка? Нарисуйте на доске схему задачи.
Ученик: Андрюшка расставил 6 игрушек (рисует схему кружочками ¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ).
Учитель: Правильно ли нарисовано? Как расставил игрушки Андрюша?
Ученик: в 2 ряда.
Учитель: А ты нарисовал как?
Ученик: в 1 ряд.
Учитель: Поправь свой рисунок. Я прочитаю вторую задачку:
На песке три медвежонка играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез, а сколько убежали в лес?
Ученик: 2 медвежонка убежали в лес (рисует схему на доске ¡ ¡ ¡ ).
Учитель: Ребята, проверьте, пожалуйста, нас.
3. Проблемное объяснение нового знания
Учитель: Послушайте еще одну считалку.
В деревушке 7 избушек, 7 крылечек, 7 старушек,
7 щенков, 7 дымков, 7 драчливых петухов
на семи плетнях сидят, друг на дружку не глядят.
Распустили 7 хвостов, каждый из семи цветов.
– Чем интересна эта деревушка?
Ученики: В ней всего по семь.
Учитель: Как вы думаете, с каким числом мы познакомимся сегодня?
Ученики: С 7.
Учитель: Правильно. Вот как оно записывается. (Показывает карточку с правильной записью цифры 7 и прикрепляет к доске). А давайте подумаем, где в окружающем мире встречается число семь?
Ученики: Семь цветов радуги, цветик-семицветик, семь дней недели.
Если ребята не могут ответить, то учитель помогает стихами и загадками:
После дождичка в четверг мост на небо прилетел, разноцветный и воздушный, числу 7 всегда послушный (радуга).
Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг (цветик-семицветик).
В понедельник я стирала, пол во вторник подметала… (дни недели).
Заранее приготовлены картинки с радугой, листком календаря, цветиком-семицветиком. Их прикрепляем на магнитную доску.
Учитель: А теперь немного отдохнем.
Динамическая пауза
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она.
И вот уже дождик тихонько, ты слышишь,
Закапал, закапал, закапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит, уже барабанит.
Но туча прошла, отгремела гроза.
И снова должна наступить тишина.
Учитель: Теперь откройте тетради и достаньте цветные мелки. Будем рисовать то, о чем мы поговорили, и учиться считать. Я буду рисовать вместе с вами на доске. Сначала проведем рамочку на листе. В центре листа поставим точку. Нарисуем большую окружность. Разделим ее на 7 равных частей. А теперь я рисую, а вы смотрите. Что у меня получилось?
Ученики: Звезда.
Учитель: А сколько у нее лучей?
Ученики: 7.
Учитель: Теперь рисуйте в тетрадях. Еще раз обратите внимание, как я делала. Каждую вершину я соединяла через 2 точки. Внимательно! Работайте. У кого не получается, попросите помощи. Должно получиться очень красиво.
Ученики показывают, как у них получились звезды.
Учитель: На другой странице напишем цифру 7. Смотрите, как ее изображали раньше (римская VII). А как вы думаете, почему?
Ученики отвечают.
Учитель: V – как ладошка с четырьмя сложенными пальцами и большим одним отогнутым да еще добавлены 2 пальца другой руки. Вот и число семь. Покажите, пожалуйста, на пальцах, как у вас получилось. Напишите римскую цифру VII и арабскую цифру 7 (учитель пишет на доске, а дети в тетрадях).
А теперь достаньте счетные мешочки и выложите 7 предметов. Пересчитайте их. Проверьте друг друга. Все ли правильно посчитали?
Ученики выполняют задание, проверяют и пересчитывают.
Учитель: Уберите 4 предмета, сколько осталось?
Ученики: 3.
Учитель: Добавьте 2, а потом еще 1. Сколько стало?
Ученики: 6.
Учитель: Сколько надо добавить, чтобы стало 7?
Ученики: 1.
Учитель: Добавьте один. Проверьте, у всех ли 7?
Ученики проверяют, снова пересчитывают.
Учитель: Уберите свои мешочки. Теперь поработаем в парах. Один сосед покажет несколько пальцев, но не больше шести. А второй сосед добавит столько, чтобы вместе получилось 7.
Ученики выполняют задание, договариваются и проверяют друг друга. Учитель следит, чтобы атмосфера во время работы была доброжелательная. Вспоминаем правила дружной работы:
Не ругаться, не толкаться, никого не обижать.
С друга мнением считаться – будет славный результат!
Учитель: Скажите, что у кого получилось?
Ученики называют возможные варианты.
Учитель: Теперь снова поработаем в тетрадях. Нарисуем домик для числа 7. Я буду рисовать на доске, а вы в своих тетрадях. Запишем варианты, которые получились
Проверим свои домики. Уберем тетради.
4. Первичное закрепление
Учитель: Новое задание на карточках. Дежурные раздают карточки с заданием.
А. Дорисуйте до 7
Б. Разложите число 7
В. Божья коровка
Г. Цветочек
После выполнения дети сравнивают свои карточки с образцом на доске, исправляют ошибки. Подписывают и сдают свои карточки.
Учитель: А теперь посмотрите, что я нарисовала на доске. Какие задачи можно составить по рисунку? Придумайте
Ученики отвечают устно.
5. Итог урока
Учитель: О каком числе мы говорили сегодня?
Ученики: О семи.
Учитель: Как вы думает, когда так говорят:
– у семи нянек дитя без глазу,
– семь раз отмерь, один отрежь,
– семеро одного не ждут,
Ученики высказываются, а учитель помогает при затруднении.
Учитель: Скажите, что нового вы узнали сегодня? Было ли трудно? Что было интересно?
Ученики высказываются.
Учитель: Я рада, что вам урок понравился и был интересным и познавательным.
Ученики хором вместе с учителем произносят считалку:
и у парт тихонько встать.Раз-два-три-четыре-пять,
быстро надо все убрать
Все встают и хором говорят:
Окончена работа рук,
Что нами сделано, то может отдохнуть,
Чтобы оно во мне росло,
Мне мудрость, силу и любовь дало,
И стало благодатью всем людям на Земле.
Учитель: Спасибо за урок, дорогой 1 класс!
Ученики: Спасибо за урок, дорогая учительница!