Теория без практики мертва или бесплодна: практика без
теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики,
сверх того, – и умение. |
Цели:
- Обобщить и систематизировать материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Закрепить знания правил умножения десятичных дробей на натуральные числа.
- Развивать познавательный интерес к математике, тренировать логическое мышление, вычислительные навыки, устную речь, память, внимание.
- Воспитывать взаимовыручку, активность, умение общаться в группе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с элементами игры
Этапы урока:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
- Актуализация опорных знаний по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
- Диагностика усвоения знаний и умений «Проверь себя».
- Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; обучающиеся работают в группах.
- Самостоятельная работа.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Оборудование: Дидактические материалы по математике для 5 класса, тесты, мультимедийное сопровождение
Формы организации самостоятельной работы учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- дифференцированная;
- групповая.
Ход урока
1. Мотивационная беседа.
1) Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы проведем с вами необычный урок. Урок, который даст вам возможность получить новую и интересную информацию и поможет закрепить все, что вы уже знаете о десятичных дробях. Кроме того, вас ожидает сюрприз.
2) Итак, тема урока «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»
3) Ребята, давайте прочитаем слова русского писателя А.Н.Крылова (учитель читает эпиграф, который написан на доске)
Вопрос: Ребята! Чему вы хотите научиться на уроке?
Ответы учащихся
4) Итак, цели урока вы обозначили. Учитель озвучивает для класса план урока.
5) План урока:
- Историческое значение десятичных дробей;
- Устный счет (разминка);
- Решение проблемных задач по группам;
- Подведение итогов.
Ребята, вы знаете, что уже в глубокой древности приходилось считать. В результате счёта появились числа 1, 2, 3 и т. д.– натуральные числа. Измерение расстояний, деление предмета на равные части привели людей к использованию дробных чисел. Сначала люди пользовались обыкновенными дробями 1/2, 1/4, 1/3 (половина, четверть, треть), а затем и более сложными. Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10, 100, 1000…, т.е. записываются единицей с последующими нулями. Их назвали «десятичными дробями».
Правила сложения и вычитания десятичных дробей описал знаменитый ученый средневековья аль-Каши из г. Самарканда в начале 15 века.
Записывал он дроби так же, как принято сейчас, но он не использовал запятую; дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
Вопрос: Почему же десятичные дроби мы так тщательно и подробно изучаем? Чем они заслужили такое внимание?
Ответы учащихся.
2. Актуализация опорных знаний
Рассказ учителя
1. Современный способ записи десятичных дробей одинаков со способом записи натуральных чисел. Правила вычислений с десятичными дробями похожи на правила действий с натуральными числами.
2. Десятичные дроби легче сравнивать, чем обыкновенные. Например, что больше 3/8 или 2/5? В такой форме записи трудно сравнить эти числа, а если их выразить десятичными дробями, то это сделать легко: 0,375< 0,4.
3. Сравнение чисел очень важная операция. В медицине, например, известно, что «великан» среди микробов имеет размер 0,1мм, а наибольший вирус имеет размер 16 миллимикрон, т.е. 0,000016мм. Сравнивая размеры, медики определяют, чем вызвано заболевание (микробом или вирусом), и узнают, какая болезнь.
А вот о том, как важна точность в расчетах, говорится в отрывке из стихотворения «Три десятых»
Стихотворение «Три десятых» учащиеся читают по группам
Три десятых.…Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых….И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчете –
Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части.
Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьет человека…
3. Проверь себя!
Работа с классом:
Устный счет через проектор:
Работают все учащиеся по группам
Вам предлагается тест, в котором 5 заданий. Будьте внимательны при выполнении вычислений. Решения записывайте в тетради, а вариант ответа запишите в карту ответов.
4. Решение задач с практическим содержанием на действия с десятичными дробями
В класс входят 3 ученика старшего возраста в костюмах «Трех поросят».
Инсценировка сказки про трех поросят. Входят три поросенка и обращаются к ребятам с просьбой решить задачи. Звучит музыка из мультфильма «Три поросенка»
Учитель читает письмо: «Уважаемые ученики 5-б класса! Обращаемся к вам с просьбой! Пожалуйста, помогите решить нам важные хозяйственные задачи. Мы узнали, что вы изучаете десятичные дроби и можете нам помочь. Три поросенка – Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.»
Работа в группах
Задача №1
Поросенку Ниф-Ниф нужно покрасить пол в домике масляной краской 2 раза. В первый раз на каждый квадратный метр пойдет 0,125 кг краски, а во второй раз – 0,075 кг краски. Сколько понадобится краски, если длина комнаты 6 м, а ширина 5м?
Ответ: 1)6 кг; 2)10кг; 3)70кг
Решение
= a*b;S
S=6*5; S=30 кв.м
1) 30*0,125=3,75(кг) краски потребуется в первый раз;
2) 30*0,075=2,25(кг) краски потребуется во второй раз;
3) 3,75+2,25=6(кг) краски потребуется всего
Ответ: 6 кг
Задача №2
Помогите поросенку Наф-Наф рассчитать, сколько нужно килограммов краски, для того, чтобы покрасить его домик снаружи, если известно, что на 1м2 уходит 0,2 кг краски. Длина домика 4м, ширина 3м, высота 2м.
Ответ: 1) 5,6 кг, 2) 56 кг, 3) 10 кг
Решение
=a*c; S=b*c;S
1) 4*2=8(кв.м)
2) 3*2=6(кв.м)
3) 2*(8+6)=2*14=28(кв.м) площадь боковой поверхности домика;
4) 28*0,2=5,6(кг) краски потребуется для покраски домика
Ответ: 5,6 кг
Задача №3
Поросенок Нуф-Нуф решил озеленить свой двор. Он разбил газон площадью 200 кв. м. На каждые 100 кв. м пойдет 1,2 кг семян. В эту смесь вошло:
2 части мятлика лугового,
4 части овсяницы,
4 части клевера пахучего.
Сколько граммов семян каждого вида понадобится?
Ответ:
1) 480 г; 960 г; 960 г
2) 240 г; 480 г; 480 г
3) 320 г; 640 г; 640 г
Решение
Пусть х граммов приходится на 1 часть.
(2х) г – мятлика лугового;
(4х) г – овсяницы;
(4х) г – клевера пахучего;
Так как на 100 кв. м потребуется 1,2 кг семян (1200 г), то составим уравнение:
2х+4х+4х=1200;
10х=1200;
х=1200:10;
х=120;1) (2*120)*2=480(г) – мятлика;
2) (4*120)*2=960(г) – овсяницы;
3) (4*120)*2=960(г) – клевера;
Ответ: 480г; 960г; 960г
Проверка решения выполняется на доске. Работают три ученика от каждой группы.
5. Тестовый контроль с последующей самопроверкой
6. Домашнее задание
7. Итог урока