Развитие мышления, памяти, речи у детей старшего дошкольного возраста в интеграции образовательных областей: "Чтение художественной литературы", "Социализация", "Коммуникация", "Познание"

Разделы: Работа с дошкольниками


23 ноября 2009 года приказом №655 Министерства образования и науки Российской Федерации были утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Федеральные государственные требования устанавливают нормы, положения, обязательные для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для ДОУ. Так, в соответствии с ФГТ, основной целью воспитательно-образовательной работы является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. Вся образовательная работа должна строиться в соответствии с десятью образовательными областями: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Воспитательно-образовательная работа также должна строиться с учетом принципов: развивающего образования, принципа интеграции, комплексно-тематического принципа, принципа построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Представленная мною система работы по развитию мышления, памяти и речи у детей старшего дошкольного возраста предполагает интеграцию содержания образовательных областей: "Чтение художественной литературы", "Социализация", "Коммуникация", "Труд" и ориентирована на развитие интеллектуально-личностных качеств детей. В основе работы лежат темы, определяемые содержанием художественных произведений. Чтение художественной литературы является одной из адекватных форм работы с детьми.

Задачи работы сформулировала с учетом обозначенных в ФГТ образовательных областей:

1. Чтение художественной литературы:

Продолжать развивать интерес к сказкам. Помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения.

2. Коммуникация:

Развивать все компоненты устной речи детей: умение связно, последовательно излагать содержание сказок. Совершенствовать грамматический строй речи: словообразование, согласование существительных с прилагательными, употребление обобщающих слов. Активизировать словарь детей: подбор синонимов, образных слов, однородных сказуемых, притяжательных прилагательных, фразеологизмов, многозначных слов.

3. Социализация:

Закреплять умение оценивать и сравнивать нравственные качества героев, способствовать проявлению сострадания и сочувствия к героям сказки. Сформировать отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления.

4. Познание:

Увеличивать объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания информации (кодирование). Развивать аналитическую, символическую функции мышления (кодирование и декодирование информации), понятийное мышление, внимание, воображение.

5. Безопасность:

Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

Последовательность работы с литературными произведениями

Изучив труды Т.В.Большевой и Л.Б.Фесюковой, я составила собственную схему последовательности работы с литературными произведениями:

  1. Чтение рассказа, сказки.
  2. Объяснение новых слов, фразеологических оборотов, пословиц и поговорок.
  3. Вопросы по содержанию.
  4. Определение моральных качеств главных героев.
  5. Нравственный урок.
  6. Кодирование сказки.
  7. Словесные речевые игры.
  8. Познавательные игры.
  9. Декодирование сказки.
  10. Игры – драматизация или проигрывание этюдов на моральные качества.

Эффективным методом моей работы, способствующим развитию слуховой, зрительной, тактильной памяти, мышления, внимания, воображения является метод моделирования. В начале обучения использую цветовые модели (кружки разных цветов). При чтении сказки дети по ходу выкладывают кружок соответствующего персонажу цвета. Впоследствии это помогает при пересказывании правильно передать последовательность содержания сказки. Воспитатель читает сказку, вместе с детьми решает какой цветовой моделью будет каждый герой сказки. При повторном чтении дети выкладывают цветовые модели у себя на столе. После этого пересказывают сказку с опорой на цветовые модели сначала все вместе, по – очереди (прием «Волшебный клубочек»), по одному (прием «Сказочник»). На заключительном этапе работы со сказкой дети делают пересказ без опоры на модель.

На следующем этапе знакомлю детей с моделями: бабка <Приложение 2, рис.1>, дедка <рис.2> и т.д. Учимся определять какой-либо предмет, например, солнце <рис. 3>; свойства предмета, например, движение <рис. 4>. С помощью этих символов дети учатся выделять свойства предметов; находить предметы, обладающие данными свойствами; обобщать предметы по значению; находить закономерность по значению свойства.

Таким образом, при помощи моделирования дети учатся выделять обобщающие способы действий, у них формируются конкретные знания и умения, позволяющие планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца.

Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица <рис. 5>. Обучение составлению мнемотаблицы осуществляю поэтапно.

Этапы работы:

I. Этап

1.1. Рассматривание готовой мнемотаблицы, разбор того, что на ней изображено.
1.2. Перекодирование информации.
1.3. Пересказ информации.

II. Составление мнемотаблиц детьми совместно с воспитателем.

III. Уровень самостоятельности. Дети самостоятельно придумывают символы и составляют мнемотаблицу.

Остановлюсь на этом подробнее.

На первом этапе использую готовую мнемотаблицу к сказке. Дети рассматривают образы и воспроизводят сказку с опорой на мнемотаблицу. Также по готовым мнемотаблицам «книжек-малышек» дети рассказывают сказки друг другу.

На втором этапе мнемотаблицы составляем совместно «воспитатель – дети». Дети учатся обозначать символами реальные образы, предлагают различные варианты кодировки предметов и выбирают наиболее подходящий к данному образу. После создания мнемотаблицы дети ее «читают», находят ошибки и исправляют их.

На третьем этапе дети самостоятельно составляют мнемотаблицы. Взрослый читает сказку, ребенок последовательно зарисовывает события, кодируя образы в символы, модели. При повторном прочтении дети «читают» свои мнемотаблицы, дорисовывают, исправляют ошибки.

В процессе работы над сказкой ведется работа по совершенствованию речи детей при помощи разнообразных словесных игр, где тоже используются модели. Например, игры «Скажи наоборот» <рис. 6>, «Скажи одним словом» <рис. 7> и др.

Кроме моделирования в своей работе широко использую различные словесные, речевые игры, упражнения на развитие грамматического строя речи, лексической стороны речи. Так в процессе работы по сказке «Храбрый мальчик» я использовала следующие игры и упражнения:

«Назови правильно» – образование сложных слов из двух простых (чёрные глаза – черноглазая, чёрные крылья – чернокрылая, острый клюв – остроклювая, быстрые крылья – быстрокрылая). «Чей, чья, чьё?» – образование притяжательных прилагательных (крыло у вороны – воронье, хвост у журавля – журавлиный, голова у воробья – воробьиная, хвост у петуха – петушиный);

«Птенцы» – закрепление названий птиц и их детёнышей (Птенцы у кукушки – кукушата, у грача – грачата, у журавля – журавлята, у аиста – аистята, у орла – орлята);

«Какой, какая?» – оценка нравственных качеств героев, умение подбирать определения, характеризующие нравственные качества героев (мальчик какой? жалостливый, добрый, внимательный, чуткий, отважный, душевный, доброжелательный; змея какая? злая, беспощадная, безжалостная, коварная; птица какая? сердечная, добрая, отзывчивая, чуткая, сочувственная)

Назови пословицы о дружбе и взаимопомощи;

«Круг друзей» – умение высказывать пожелания для мальчика, даря тепло своих ладошек.

На занятиях с использованием моделирования у детей формируются предпосылки учебной деятельности. С помощью моделей дети учатся принимать и понимать задачу, поставленную педагогом. Для того, чтобы дети могли помнить цель своей работы, понимать назначение отдельных действий, осмысленно их выполнять и подводить итоги, я ввела наглядный план. В плане есть задания, которые нужно выполнить сначала в обязательном порядке, и есть задания, очередность которых дети могут выбрать по своему желанию. Дети должны увидеть и выделить первый компонент. Это может быть чтение книги и зарисовка или чтение готовой мнемотаблицы.

Работа детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия – контроля. Ребенок должен соотнести свои действия и их результаты с заданными образцами, соотнести качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации.

Для развития самоконтроля и самоанализа использую приемы:

  • чтение параллельно с зарисовкой, или чтение с последующей зарисовкой, или чтение готовой мнемотаблицы (параллельно развивается умение слышать инструкцию воспитателя);
  • сравнение своей модели с моделью воспитателя;
  • нахождение своих ошибок;
  • нахождение ошибок в чужой модели;
  • обозначение цветовыми моделями результатов своей работы.

Таким образом, с помощью моделирования развиваются такие предпосылки к учебной деятельности, как умение ставить учебную задачу, планировать, слышать и понимать инструкцию воспитателя, навыки самоанализа и самоконтроля.

Приведу пример работы по сказке «У страха глаза велики».

1 часть. Дети, смешарикам пришла посылка, они не знают, что с ней делать и просят помочь. Поможем? (Открываем/) Посмотрите, картинки. Смешарики не знают, для чего они нужны. Как вы думаете, для чего? (Ответы детей.) Правильно, нам предложили заняться интересными делами. Что же можно сделать? (Ответы детей/) Хотите этим заняться? Давайте составим план, что будем делать сначала, что потом (расставляем картинки в определенной последовательности).

2 часть. Мы решили, что, во-первых, нужно прочитать книжку. Смешарики просят зарисовать последовательность сказки. Я буду читать, а вы зарисовывать, чтобы потом рассказать смешарикам (читаю, зарисовывают). А теперь проверьте, правильно ли вы зарисовали (выставляю готовые картинки). Ничего не пропустили? Кто зарисовал правильно, положите красный кружок, а у кого есть ошибки – серый. (сравнивают, оценивают свою работу). Книжку прочитали, зарисовали. Что же еще интересного придумали для нас смешарики? (Смотрим на план.) Теперь нужно назвать героев сказки (дети перечисляют). А какие они? Чтобы смешарики запомнили, давайте эти слова будем складывать им в посылку. («складывают» слова-определения к персонажам сказки – добрые, отзывчивые, трудолюбивые). Обращаемся к плану. Что же обозначает следующая карточка? Нужно определить, чьи следы (по следам выходим на ковер). Водоносы брали воду из колодца и из следов от копыт животных. Если след оставлен поросенком, он чей?

  • теленком
  • коровой
  • овцой
  • быком?

Посмотрите на план, что еще предлагают сделать смешарики? (назвать, кого испугались водоносы). У вас на столах цветные карточки, будем их выкладывать, чтобы смешарикам было видно. Кого испугалась бабка? (медведя). Назовите так, чтобы смешарикам стало страшно (медведя – медведища), и т.д.

Смешарикам тоже стало страшно (обращаемся к плану). Давайте назовем теперь этих зверей ласково:

Медведь – медведюшка, мишка, мишенька.
Волк – волчок.
Лиса – лисонька, лисичка.
Кот – котенька, коток, котик.

(Обращаемся к плану)

Что еще нам предлагают смешарики? Назвать? кем были раньше:

Медведь – медвежонком.
Волк – волчонком.
Лиса – лисенком.
Кот – котенком.
Бабка – мамой.
Курочка – цыпленком.
Мышка – мышонком.

3 часть. Молодцы, все задания смешариков мы выполнили. Давайте проверим, как смешарики запомнили сказку? Бараш нам нарисовал свою сказку (предлагается неправильная мнемотаблица). Дети, правильно? Кто исправит? (Исправляют). Послушайте, смешарики, сказку еще раз. (Дети рассказывают, при необходимости пользуются своими мнемотаблицами).

Итог занятия

Смешарики рады, что встретили нас и мы помогли им, они благодарны вам за то, что вы добрые, отзывчивые дети. А что вам понравилось на занятии? Что показалось трудным, интересным?

Приложение 1

Литература:

  1. Большева Т.В. Учимся по сказке. С-Пб.: Детство-пресс, 2001.
  2. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
  3. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков: Изд-во «АСТ-2000».
  4. Филичева Т.Б. Программа подготовки к школе детей 5–7 лет с ОНР в специальных детских садах. М.: Альфа, 1993.
  5. Шаров А. Волшебники приходят к людям. М.: Детская литература, 1979.
  6. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород: НГПУ, 1994.
  7. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995.
  8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. С-Пб.: Союз, 1997.
  9. Селиверстов В. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994.