Цель: Развитие у учащихся мотивации к книге, к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях, развитие интереса к чтению на основе мотивирующего примера.
Задачи:
- развитие у школьников мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;
- создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге;
- привлечь внимание детей и взрослых к литературному творчеству;
- позиционирование школьной и городской библиотек как интеллектуального и информационно-досугового центра.
Оборудование:
- Плакаты и рисунки детей о Переславле.
- Рисунок реки «Литературия».
- Выставка книг по произведениям М.М. Пришвина, Н.В. Михайловой, современных Переславских поэтов.
- Музыкальное сопровождение.
- Костюмы для показа сценок.
Ход урока
Ученик 1.
В дымке озерной
Привольно раскинулся
Край переславский
Родная земля…
Ученик 2.
Хорошо, хорошо у нас
В Переславле родном.
Так поговорим
Сегодня мы о нем…
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
Мы рады приветствовать вас в нашей уютной гостиной.
Нашему древнему, очень красивому городу исполнится 860 лет.
Представляете, какая богатая и поучительная у него история! Ее создавали наши предки, приумножали культуру, выковывали русский характер. Знать ее – значит полноценно прожить жизнь.
Я вас приглашаю совершить необычное путешествие по реке «Литературия», чтобы проследить исторический путь развития литературного творчества в нашем городе, чтобы еще раз вспомнить имена тех людей, которые прославили наш город (поэтов, писателей).
(Звучит мелодичная музыка.)
І. X век
Ведущий: Итак, мы начинаем наше путешествие в далекие древние времена X–XII века.
Ученик: А почему именно в X век?
Ведущий: Именно в Х веке появились первые рукописные сведения о том, что читали дети на Руси.
Ребята, а вы как думаете, что читали дети на Руси в Х веке?
(Предположения детей.)
– Конечно же, религиозные книги: Библию, Ветхий и Новый Завет, Псалтырь, Жития святых. Использовали для детского чтения и отрывки из летописей.
Ученик: А что такое летопись? То, что написано летом? А если книгу писали зимой, тогда как она называлась?
(Предположения детей.)
– «Лето» – это год. Так он назывался в Древней Руси. Рассказ о событиях, случившихся в том или ином году, начинался словами: «В лето…» – отсюда и название – «летопись». Это книга, в которой запись событий велась по годам.
Ученик: А кто же писал летописи?
(Предположения детей.)
Ведущий: А вот послушайте.
Инсценирование.
(Чтение отрывка из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица»).
* * *
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Ведущий: Кто же писал летописи?
(Ответы детей.)
– По тому времени монахи были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий.
Ученик: А в нашем городе тоже велись летописи?
Ведущий: А как же. Конечно, велись.
Ученик: Главным храмом переславской земли была церковь Спаса, построенная Юрием Долгоруким в 1152–1157 годах и щедро им украшенная утварью, иконами и редчайшими книгами.
Возле Спаса поселились князья переславские, их ближние люди, дружинники и духовенство, среди которых проживал и первый переславский художник – летописец, творивший труд свой с лета 1175 по лето 1213г.
Ученик: А когда же появились детские книги? Кто был самым первым детским писателем? В какой же век нужно отправиться?
ХVII в.
Ведущий: Для этого надо отправиться в XVII век – в Чудов монастырь.
Инсценирование:
(В комнату входит человек в черной монашеской одежде).
– Простите, отец мой. Вы будете Терентий Васильев по прозвищу Тейша?
– Так меня звали давно, в миру. Ныне мое имя Савватий. Но кто вы, что говорите на таком странном языке? Коли вы чужестранцы, то откуда прибыли к нам?
– Мы прибыли издалека, чтобы познакомиться с вами.
– Это правда, что вы пишете стихи для детей?
– Да, это правда, слагаю.
– Мы очень хотим их прочитать.
– Весьма похвально, что в вашем возрасте вы умеете читать. Вот, сие детская азбука, и в ней писания мои:
Сия зримая мала книжица,
По реченому алфавитица,
Напечатана бысть по царскому велению,
Вам, младым детям, к научению.
Ты же, благоразумный отроче, сему внимай
И от нижния степени на вышнюю выступай…
– Спасибо, большое! А можно вам задать еще один вопрос?
– Говори, отроче.
– Почему вы пишете именно для детей?
– Я знаю книги и знаю что в них мудрость. И хочу отрокам сказать: учиться старательно следует, ибо грамота великое в жизни значение имеет. Лучшее для учения время – детство.
Ученик: Мы разговаривали с первым детским поэтом?
Ведущий: Да. Монах Савватий действительно сочинил самые первые стихи для детей.
III. XIX–XX в.
Ученик: А что же в нашем славном городе Переславле никто не писал для детей?
Ведущий: Ну, конечно же, писали! Для этого мы отправимся в конец XIXв. начало XXв. Посмотрите, может вы кого-нибудь узнаете?
Инсценировка по рассказу М.М. Пришвина «Лесной хозяин».
Ведущий: Никого не узнали?
(Ответы детей.)
Старичок с бородой – это детский писатель М.М Пришвин.
Более 20 лет творческой жизни М.М. Пришвина связано с Переславским краем.
Его имя с детства известно каждому, особенно жителям Переславского края, потому что у нас он создал одни из лучших своих творений. Мы его знаем как любителя природы, описателя природы, тонкого ценителя красоты именно нашего Залесья, известного, в основном, как автора «Кладовой солнца», «Родников Берендея», «Кащеевой цепи», «Рассказов о прекрасной маме» и рядом произведений для детей.
(Обращение внимания детей на выставку книг М.М Пришвина.)
Гости.
Лисичкин хлеб.
Беличья память.
Этажи леса.
Зверь бурундук.
Кладовая солнца.
Его имя носит городская детская библиотека на берегу реки Трубеж.
XX–XXI в.
Встреча с детской писательницей Н. В. Михайловой.
Ученик: А в наше время в Переславле никто не пишет для детей?
Ведущий: Конечно, же пишут! Вот послушайте!
Дети читают стихотворения Н.В. Михайловой «Пока мамы дома нет».
Ведущий: Ну, как! Понравилось?
Кто же автор этого замечательного стихотворения?
(Ответы детей.)
Итак, приветствуйте! Автор этого стихотворения сегодня у нас в гостях – Н.В. Михайлова.
– Расскажите, с чего начался ваш творческий путь?
– Почему вы решили писать для детей?
– Наталья Васильевна, расскажите, как вам удается сочинять такие юмористические забавные стихи? В чем ваш секрет?
– Дайте ребятам несколько полезных советов.
Мастер-класс от Н.В. Михайловой.
Так как речь у нас сегодня идёт о Переславле, давайте попробуем вместе с ребятами сочинить несколько строк о нашем городе.
А началом стиха пусть послужат следующие строки:
«Город дивный, город чудный
Средь холмов, лесов лежит…»
(Выслушиваются варианты детей.)
Знакомство с именами Переславских писателей.
Ученик:
Как интересно! А вот хочется узнать, есть ли ещё в нашем городе поэты и писатели?
Ведущий: Посмотрите вот на эту выставку книг. И вам все станет ясно.
А. Малашенко
А. Панков
А. Нелюбова
Е. Чекунова
Л. Фоменко
– Вот это имена Переславских писателей, которые в своих произведениях воспевают красоту родного города.
Творчество подрастающего поколения.
Ученик: А среди нас, ребят, может тоже есть таланты?
Ведущий: Есть!
Ученики школ города прислали нам свои четверостишья о Переславле.
Дети:
«Мой город»
Родина у нас на всех одна,
Лучшие края в мире нет
Наша Ярославская земля
Юности рассвет.
Все в Переславле мы живем,
Гордостью полны.
Это озеро и этот дом
В сердце моей страны.
В храмах и соборах город мой
Колокольный звон.
Все, что дорого для нас с тобой,
Память седых времен.
«Городок»
Уютный, малый городок,
Таких в России много.
В лесу он пятнышком стоит,
Близка к нему дорога.
А утром солнышко взойдет
Согреет его светом.
А если дождичек пройдет,
То в радугу одет, он!
«Частушки»
Все в Переславле мы живем
Вкусны пряники жуем.
Мы частушек много знаем
Их сейчас для вас споем.
Ой, подруга заводная,
Что на глазоньках тоска?
Ой ты, Волга, мать родная,
Трубеж – мелкая река!
Ветер дует, ветер дует,
Ветер дует с севера.
Мы, Переславские ребята,
Чуть повыше клевера… (и др.)
Ведущий: Любовь к родному городу воспевают не только поэты и писатели, но и композиторы посвящают ему свои песни.
Послушайте в исполнении ребят песню о Переславле. Слова и музыку написала переславская поэтесса Е. Саламатина.
На просторах Руси не счесть
Городов и больших, и малых.
На земле Ярославской есть
Город зорь и закатов алых.
Только здесь я дышать могу
Под огромным куполом синим,
На Плещеевом берегу
Здесь мой дом и моя Россия.:Припев
Ты на веке в моей крови
Не предам тебя, не оставлю.
Древний город всегда живи,
Слава вечному Переславлю!
В этом городе все мое –
И река, и озерные сини,
Переславль для меня поет
Милым колоколом России.
Ты – ровесник седой Москвы,
Ты – частица российской славы,
Загляделись в глубь синевы
Православных соборов главы.
Ведущий: Этой замечательной песней мы и закончим наше путешествие.
Сегодня мы побывали у истоков русской детской литературы.
Проследили путь развития литературного творчества в нашем городе, начиная с конца ХIХ в., узнали много новых имен, встретились с детской писательницей Н.В. Михайловой, читали стихи, пели песни – все это часть нашей национальной культуры.
Мы еще раз убедились в том, что наш край богат талантами.
Ну а вам, подрастающему поколению, надо сберечь эти богатства и постараться преумножить их.
Литература.
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.