Внедрение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.
Наши дети живут и развиваются в новую эпоху-эпоху информационных технологий. Само время требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе – развивающему обучению. Именно при развивающем обучении создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого преобразующего мышления. А дети с высоким уровнем развития интеллекта и креативности уверены в себе, успешней учатся, лучше ориентируются в социуме.
Для реализации идеи развивающего обучения использую современные технологии, развивающие игры и пособия.
Проблемно-игровая технология интеллектуально-творческого развития детей “Сказочные лабиринты игры” В.В. Воскобовича и Т.Г. Харько - это как раз путь от практики к теории.
Технология “Сказочные лабиринты игры” - это развивающие игры Воскобовича, сказки-инструкции к ним. Инструкции к играм – это сказки Фиолетового Леса, в сюжет которых органично “вплетаются” интеллектуально-творческие задания. Говорят, хороший бриллиант требует огранки. Почему бы огранку не придать игре, например, сказочную? Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика.
Интеллектуально-творческому развитию детей способствует и атмосфера в коллективе. Как кружево из тонких ниточек, она сплетается из чувств внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получать отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свобода за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Результаты промежуточной диагностики интеллектуально-творческого развития детей показали, что лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Дети 5-6 лет умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у детей, с которыми работали по технологии, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начали читать. Повысилась мотивационная готовность малышей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой "форме" обучения и "наигрались" в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. И, как правило, делают это хорошо и с интересом.
Опыт работы показал, что технология "Сказочные лабиринты игры" в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения, в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности ребенка-дошкольника. В результате у детей развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности.
Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значительной степени стимулирует развитие творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.