Проекты внеурочной деятельности студентов

Разделы: Информатика


Основной целью деятельности Камчатского индустриального техникума, как и любого другого среднего профессионального учебного заведения, является подготовка конкурентоспособного молодого специалиста.

Основой для формирования профессиональных знаний, умений и навыков является подготовка по общеобразовательным дисциплинам, которые помогут студенту в дальнейшем овладеть знаниями по специальным дисциплинам. Следовательно, студенты первокурсники должны не только освоить общеобразовательные дисциплины, но и осознать их междисциплинарную связь со своей будущей профессией.

Изучая информатику, студенты первого курса часто не осознают значение этой дисциплины в свое будущей профессии. Поэтому уже с первых занятий целесообразно формировать представление о роли информатики в профессиональной деятельности специалистов разных областей. Для решения этой задачи целесообразно предложить студентам работу над проектом: “Компьютер в моей будущей профессии”.

Цель проектного обучения – создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения,работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умениявыявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системноемышление[1].

Этапы работы над проектом.

1. Постановка проблемы. Лучше не предлагать тему проекта, а предложить какую-либо проблему и дать студентам возможность обсудить ее и домыслить. Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.

2. Целеполагание. Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом же этапе необходимо определить, каким будет проектный продукт, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.

3. Планирование. Необходимо определить задачи и способ их решения, а также порядок и сроки выполнения.

На этом этапе можно также воспользоваться следующей табл. 1, чтобы убедиться, что все идет правильно[2]:

Таблица 1

Вопрос Ответ
Почему выбрана эта тема проекта? Проблема проекта
Что надо сделать, чтобы решить данную проблему? Цель проекта
Что ты создашь, чтобы цель была достигнута? Образ проектного продукта (ожидаемый результат)
Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема? Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом
Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта? Перечисление основных этапов работы
Все ли у тебя есть, чтобы преодолеть эти шаги? Развернутый план работы
Когда ты будешь осуществлять все необходимое? Индивидуальный график проектной работы

4. Реализация плана. На этом этапе возможны отклонения от плана.

6. Рефлексия – анализ ошибок, оценка своих достижений, чему научился, что узнал, как изменил взгляд на проблему, какой жизненный опыт приобрел и др.

7. Презентация проекта.

Для успешного построения карьеры необходимо иметь понятие о том, какими квалификационными характеристиками должен обладать каждый студент, чтобы быть достойным конкурентом на рынке труда. А в связи с тем, что компьютерные технологии внедряются во все сферы деятельности общества, актуальность темы проекта очевидна.

Данный проект целесообразно реализовывать со студентами третьих курсов, которые уже были на производственной практике и имеют представление о том, как компьютеры находят применение при выполнении широкого круга производственных задач. Изучая дисциплину “Информационные технологии в профессиональной деятельности” еще на первом занятии необходимо провести со студентами беседу о том, как будучи студентами-практикантами, они использовали информационные технологии в своей профессиональной деятельности. В беседе студенты часто выражают мнение о том, что на первом курсе они о не представляли, какое значение имеет компьютер в их будущей профессиональной деятельности. В этот момент и формулируется проблема будущего проекта.

Цель проекта - формирование представления использования современных информационных технологий у студентов-первокурсников разных профессий и специальностей.

Для достижения цели проекта необходимо решить ряд задач, ответив на следующие вопросы:

  • необходимость применения компьютера в профессии;
  • значение компьютера в профессии;
  • организация автоматизированного рабочего места для решения профессиональных задач;
  • необходимость применения Интернета в профессиональной деятельности специалиста;
  • кто он современный (профессия, специальность).

Проектным продуктом в данном случае будет конференция. Участниками конференции являются:

  • студенты техникума, представляющие свои проекты, обучающиеся на отделениях среднего и начального профессионального образования
  • наставники (преподаватель информатики и ИКТ и ведущий преподаватель по специальности), которые помогают организовать работу студентов на этапе подготовки проекта;
  • экспертная комиссия,состоящая из преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения, которая будет оценивать работы студентов;
  • студенты первокурсники, которые могут принимать участие в обсуждении докладов, задавать вопросы докладчикам, участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

В рамках конференции студенты техникума представляют свои исследования по следующим темам:

  • Компьютер в специальности “Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта”,
  • Интернет сообщества в помощь автомеханику,
  • Штриховой код в торговле,
  • О чем говорят лампочки на приборной панели автомобиля,
  • Создание шаблонов деловых документов с помощью форм,
  • Калькуляция блюд в электронной таблице,
  • Меню в кафе “Пихлач” (на английском и русском языке),
  • Системы автоматизированного проектирования в судостроении.

Чтобы узнать достигнута ли цель проекта, необходимо перед конференцией задать вопрос студентам первокурсникам: “Необходимо ли тебе в твоей будущей профессии знание компьютерных технологий?” Ответы: Да, Нет, Не знаю. И этот же вопрос задать уже после конференции, а также выпустить газету об итогах, где и предоставить результаты опроса.

В учебных планах техникума по общеобразовательным дисциплинам отводится значительное количество времени на самостоятельную подготовку студентов. Самостоятельная работа может включать в себя различные виды деятельности, в том числе и работу над проектом:

Тема в рамках дисциплины “Информатика и ИКТ” Тема проекта Проектный продукт
Информационная деятельность человека Автоматизированное место специалиста Презентация – описание АРМ, имеющего отношение к будущей профессии
Умный дом Сообщение
Информация и информационные процессы Языки программирования: время, открытия, люди Реферат
Проверка знаний студентов с помощью языков программирования Сообщение
Средства информационных и коммуникационных технологий Программное обеспечение профессионального использования Презентация - урок
Лучший архиватор Презентация - исследование
Профилактика вирусов Презентация - исследование
Технология создания и преобразования информационных объектов Клавиатурные тренажеры;

Издательские системы;

Графические редакторы

Рефераты
Я и моя группа;

Моя профессия;

Внеклассное мероприятие

Видеоролик или коллаж
Оплата коммунальных услуг Таблица-квитанция
Кредит Электронная таблица
Моя записная книжка База данных
Телекоммуникационные технологии Популярный браузер Газета
Бесплатный хостинг Персональная страница
Интернет ресурсы по профессии … Буклет

Литература

  1. Бедерханова В.П., Бондарев Б.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие. – Краснодар, 2000. – 54 с.
  2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : первое сентября, 2010. – 44 с.